Курс внеурочной деятельности "Уроки мудрости" 1 класс.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Лощинина Татьяна Алексеевна

Курс проводится по книге А.А.Лопатиной "Начала мудрости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_mudrosti.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №2

«Утверждаю»                  «Согласовано»                                  Рассмотрен   

Директор ОУ                     зам.директора по УВР                      на заседании МО

                                                                                                        Протокол №

       _________________________________________________________________

«____»_   ____2011   г.      «____»__________2011 г.                 «____»_________2011 г.

   

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛА МУДРОСТИ»

АВТОР ЛОПАТИНА А.А., СКРЕБЦОВА М.В.

            Класс:        1 «Г» класс

            Учитель:    Лощинина Татьяна Алексеевна

ОДИНЦОВО

2011 год

Пояснительная записка

  1. Общая характеристика, цель курса, задачи курса берутся из программы.
  2. Содержание курса: общие темы с указанием количества часов.
  3. Результаты обучения на конец года.

  1. Общая характеристика, цель курса, задачи курса берутся из программы.

           Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.    

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Курс «Уроки мудрости» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.

      Уроки о добрых качествах: для  занятий с детьми младшего школьного возраста.

      Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Приводимые уроки состоят из сказок, стихов, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, разыгрывать сценки, рисовать на заданную тему.

  1. Содержание курса: общие темы с указанием количества часов.

Уроки мудрости  (34 ч.)

 

  1. Результаты обучения на конец года.

Личностные.

- Формирование базовой культуры личности младшего школьника.

- Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.

- Осознание себя членом общества.

- Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

- Полноценное восприятие прочитанного текста.

- Эмоциональная отзывчивость на прочитанный текст.

Коммуникативные.

- Освоения правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками .

- Умение высказывать свое мнение о прочитанном тексте (герое, событии).

- Высказывание своей точки зрения, уважение мнения собеседника.

- Способствовать формированию навыков поведения в обществе.

- Способствовать воспитанию чувства коллективизма.

- Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Познавательные.

- Воспринимать на слух прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль.

- Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

- Иллюстрировать события из прочитанного текста.

- Инсценировать прочитанный текст: участвовать в драматизации, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, интонация речи, мимика, жесты).

- Объяснять смысл и значение названия (заголовка) текста.

- Формулировать главную мысль текста, его частей.

Регулятивные. 

- Умение контролировать свое поведение на уроке.

- Умение контролировать правильность своего высказывания.

- Умение оценивать точность своего и чужого высказывания.

- Умение контролировать свою деятельность.

- Умение оценивать результат деятельности.

- Оценивать свои эмоциональные реакции.

Предметные.

- Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей.

- Овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

- Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа текста.

- Развитие способности к творческой деятельности.

- Развитие умения составлять несложные монологические высказывания

 о прочитанном тексте (героях, событиях).

- Развитие умения самим придумывать окончание текста.

- Развитие умения точно в рисунки передавать события прочитанного текста.

-  Развитие умения инсценировывания прочитанного текста.

Календарно-тематическое планирование (1 ч. в неделю)

№ п\п

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

1

Бережливость.

1.Игра «Фея бережливости».

2. Васин ранец. (А.Лопатина)

3. Рисунок «Поможем игрушке».

Познакомить с игрой .. Обогащение словаря. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.

Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей. Овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа текста.

Развитие способности к творческой деятельности.

Развитие умения составлять несложные монологические высказывания

 о прочитанном тексте (героях, событиях).

 Развитие умения самим придумывать окончание текста.

 Развитие умения точно в рисунки передавать события прочитанного текста. Развить умение представлять перед классом свою творческую работу.

Развитие умения ставить сценки по прочитанному тексту.

Познакомить с игрой .. Обогащение словаря. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.

Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей. Овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста.

Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа текста.

Развитие способности к творческой деятельности.

Развитие умения составлять несложные монологические высказывания

 о прочитанном тексте (героях, событиях).

 Развитие умения самим придумывать окончание текста.

 Развитие умения точно в рисунки передавать события прочитанного текста. Развить умение представлять перед классом свою творческую работу.

Развитие умения ставить сценки по прочитанному тексту.

Конструировать монологическое высказывание.

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.

Конструировать монологическое высказывание.

Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.

Воспринимать на слух прочитанный текст. 

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Обогащать словарь. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.  Объяснять смысл названия текста.

Сравнивать персонажей произведения, определять свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте прочитанного текста. Рисовать героев прочитанного текста.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Уметь рисовать на заданную тему.

Воспринимать на слух прочитанный текст. 

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Обогащать словарь. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.  Объяснять смысл названия текста.

Сравнивать персонажей произведения, определять свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте прочитанного текста. Рисовать героев прочитанного текста.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Уметь рисовать на заданную тему.

Контролировать свое поведение на уроке. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу текста. Оценивать высказывание товарища аргументировать свою позицию.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Оценивать свой рисунок и рисунок товарищей.

Контролировать свое поведение на уроке. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу текста. Оценивать высказывание товарища аргументировать свою позицию.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Оценивать свой рисунок и рисунок товарищей.

Формирование базовой культуры личности младшего школьника.

 Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.

Осознание себя членом общества.

 Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанный текст.

Формирование базовой культуры личности младшего школьника.

 Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.

Осознание себя членом общества.

 Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Эмоциональная отзывчивость на прочитанный текст.

2

Благодарность.

1.Игра «Благодарное сердце».

2. Сладкий хлеб. (А.Лопатина)

3. Рисунок «Образ слова: Спасибо».

3

Бережем природу.

1.Игра «Мир природы».

2. Майский жук. (А.Неелова)

3. Рисунок «В гостях у жука».

4

Любовь к животным.

1.Игра «Наши питомцы»

2. Золотая свобода. (А.Неелова)

3. Творческое задание «Люди и звери».

5

Бескорыстие.

1.Игра «Подумаем о доброте»

2. Осколки доброты.

3. Рисунок «Фея доброты».

6

Вежливость.

1.Игра «Школа вежливости»

2. Вежливый кролик. (Мексиканская сказка)

3. Сценка «Приветливые люди».

7

Взаимопомощь.

1.Игра «Палочка-выручалочка»

2. Лесной мишка и проказница мышка. (Латышская сказка)

3. Рисунок «Слабые и сильные».

8

Верность.

1.Игра «Наши верные друзья»

2. Плотник и кошка. (Японская сказка)

3. Рисунок «Для верного друга».

9

Гордость.

1.Игра «Чем гордятся наши вещи»

2. История из жизни аквариума. (М.Скребцова)

3. Рисунок «Аквариум».

10

Доброта.

1.Игра «Добрый дождик»

2. Даром ни одно доброе дело не пропадает. (А.Неелова)

3. Рисунок «Дерево доброты».

11

Дружба.

1.Игра «Школа дружбы»

2. Настоящий друг. (А.Лопатина)

3. Рисунок «Дерево дружбы».

12

Гостеприимство.

1.Игра «Гостеприимные цветы»

2. Как ежик стал гостеприимным. (М.Скребцова)

3. Рисунок «Угощение для гостей».

13

Заботливость.

1.Игра «Заботимся о родителях»

2. Волчья ягода. (А.Неелова)

3. Сценка «Заботливый мир».

14

Единство.

1.Игра «Дружные пальчики»

2. Коровы врозь -  тигру радость. (Бирманская сказка)

3. Игра «Строим вместе»

15

Красота души.

1.Игра «Красивые руки и глаза»

2. Цветок кактуса. (М.Скребцова)

3. Сценка «Цветок качеств».

16

Любознательность.

1.Игра «Любознательные друзья»

2. Почемучка (М.Скребцова)

3. Рисунок «Смешная клякса».

17

Мастерство.

1.Игра «Цветок мастерства»

2. Кто самый искусный мастер (Украинская легенда)

3. Рисунок «Что мы смастерим».

18

Мудрость.

1.Игра «Мудрый совет»

2. Мальчик и злая медведица. (Болгарская сказка)

3. Рисунок к сказке.

19

Ответственность.

1.Игра «Кто ответственный»

2. Волшебная ресничка. (А.Лопатина)

3. Рисунок «За кого я отвечаю».

20

Отзывчивость.

1.Игра «Отзывчивый колобок»

2. Ветерок (А.Неелова)

3. Рисунок «Подарки   для жителей земли».

21

Правдивость.

1.Игра «Сердечко честности»

2. Честный мальчик. (Корейская сказка)

3. Рисунок «Солнышко правдивости».

22

Любовь мамы.

1.Игра «Подарки для мамы»

2. Заколдованный лес. (А.Лопатина)

3. Рисунок «Цветок любви».

23

Скромность.

1.Игра «Скромные звери»

2. Волшебная арфа (Сказка народов Бирмы).

3. Рисунок к сказке.

24

Счастье.

1.Игра «Кто нам дарит счастье»

2. Небесный дворец счастья. (А.Лопатина)

3. Рисунок «Дворец счастья».

25

Трудолюбие.

1.Игра «Трудимся с любовью»

2. Ласточка и воробей. (Турецкая сказка)

3. Рисунок «Строим домик».

26

Уважение.

1.Игра «Учимся уважать»

2. Добрая  собака (А.Лопатина)

3. Рисунок «Достойные поступки».

27

Умение видеть хорошее.

1.Игра «Хорошее качество»

2. Воробьи (А.Неелова)

3. Рисунок «Все хорошее».

28

Умение прощать.

1.Игра «Цветок примирения»

2. Тысячецвет (А.Неелова).

3. Рисунок «Когда земля прощает нас».

29

Умение сотрудничать.

1.Игра «Строим дом»

2. Лесные певцы. (М.Скребцова)

3. Рисунок «Наш сад».

30

Любовь к Родине.

1.Игра «Думаем о Родине»

2. Про княгиню Ефросинью. (Русская сказка А.Королькова)

3. Рисунок «Для любимой Родины».

31

Храбрость

1.Игра «Колечко храбрости»

2. Храбрая лягушка. (М.Скребцова)

3. Творческое задание «Школа храбрости».

32

Сострадание.

1.Игра «Добрый лесник»

2. Цена деньгам. (А.Неелова)

3. Рисунок «Помогаем людям»

33

Упорство.

1.Игра «Упорный, как мяч»

2. Упорный Юн Су. (Китайская сказка)

3. Творческое задание «Упорные герои».

34

Щедрость.

1.Игра «Щедрые подарки»

2. Щедрая бухточка. (М.Скребцова).

3. Рисунок «Жемчужина щедрости».

(планируемые результаты указываются для блока тем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...