Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Черныщук Ольга Павловна

Пояснительная записка содержит:

1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).

1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь ближнему).

1.3. Школьники готовы к овладению знаниями по предмету Православие в соответствии с требованиями ФГОС (fgos.ru).

Поскольку в нашей школе проводятся внеурочные занятия по музею и истории Санкт-Петербурга.

2. Цель занятия : познакомить учащихся с понятием милосердие в Христианстве

3. Задачи: обучающие, развивающие и воспитательные (по три задачи для каждой группы задач):

Обучающие Обучить  что такое милосердие, сострадание;

чем милосердие отличается от дружбы;

кого называют ближним;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_orkse.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование занятий по основам православной культуры

в образовательных организациях  

Примерный план методической разработки урока по теме «Милосердие и сострадание»

1. Пояснительная записка

Пояснительная записка содержит:

1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).

1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь ближнему).

1.3. Школьники готовы к овладению знаниями по предмету Православие в соответствии с требованиями ФГОС (fgos.ru).

Поскольку в нашей школе проводятся внеурочные занятия по музею и истории Санкт-Петербурга.

2. Цель занятия : познакомить учащихся с понятием милосердие в Христианстве

3. Задачи: обучающие, развивающие и воспитательные (по три задачи для каждой группы задач):

Обучающие Обучить  что такое милосердие, сострадание;

чем милосердие отличается от дружбы;

кого называют ближним;

Развивающие Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

Воспитательные Воспитание чувств сострадания, милосердия, сочувствия; Пробудить в ребёнке желание помогать людям, быть милосердным;

Воспитывать доброту, искренность, отзывчивость

4. Планируемые результаты:

Предметные результаты: знания, которые получили школьники в период занятия.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Содействовать  воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. 

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях. мотивация учебной деятельности ;

Метапредметные: знания, которые школьник должен расширить и углубить по другим предметам, изучая православную культуру: истории, литературе, музыке, изобразительному искусству, географии и т.д. 

формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.

коммуникативных УУД; Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.        

регулятивных УУД. Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Метапредметные результаты соответствуют развивающим задачам.

Регулятивные: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.

Познавательные: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Формирование такого качества личности как милосердие, сострадание и умение сострадать, быть отзывчивым.

Личностные результаты: нравственные (духовные) и душевные качества, которые должны сформироваться у школьника в процессе занятия.

Личностные результаты соответствуют воспитательным задачам.

5. Место аудиторное и время проведения среда 13.00.

6. Формы занятия: групповая, аудиторная .

7. Технологии здоровьесберегающая, ТРКМ и методы (беседа, самостоятельная работа над учебным материалом).

8. Формы контроля: тест, ответы на вопросы, творческое задание, устные ответы, конспект урока…

9. Ход урока

Этап занятия и его длительность

(*)

Деятельность преподавателя

Деятельность

школьников

Результаты

1. Вводный этап

1 минута

Приветствует школьников

Приветствуют учителя

Мотивация к началу урока

2. Проверка домашнего задания

5 минут

Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня .

(слайд 2).Прочитайте христианские заповеди и дайте свой комментарии.

 Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.  Давайте вспомним эти пословицы.

Почитай отца твоего и матерь твою». (Мы обязаны уважать родителей.)

«Не убий». (Жизнь человеческая неприкосновенна, эта заповедь оберегает жизнь любого человека).

«Не укради». (Никто не имеет права брать то, что принадлежит другому).

«Не произноси ложного свидетельства на своего друга» (Люди должны всегда говорить правду).

Учись доброму              добро и делай.

Истинное добро             добром и платит.

Сделаешь худо            добра не жди.

Добро желаешь                 худо на ум не придет.

Добрый человек               добру и учит.

Учащиеся: (работают в парах, собирают, т.е. соединяют конец пословицы с началом)

Актуализация пройденного материала

3. Постановка учебной задачи.

О чем мы с вами беседовали сейчас?

  Прослушивание песни-притчи  «Окно» Светланы Копыловой . https://vk.com/video203828074_164806416

Кто из больных, по вашему мнению, нарушил заповеди?

Какие? К чему это привело? Как можно  назвать поступок больного, который не видел? Как вы думаете, сегодня человек несет другому больше добра или зла? Почему?

Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное.

«Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души» - гласит народная мудрость.

Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих.

(слайд 3,4 )

 Эпиграфом нашего урока будут слова Св. Иоанна Кронштадского «Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь человек может сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты, справедливости»

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем вести разговор на уроке? Кто попытается сформулировать тему урока?

Какую цель вы поставили для себя, какие задачи будете решать при изучении данной темы?

(участвуют в беседе, отвечают на вопросы, подводят итог)

(формулируют тему урока «Милосердие и сострадание»)

определять и формулировать цель и задачи урока.

4. Усвоение новых знаний.

Что вы представляете, когда слышите слова «милосердие, милость, сострадание»?

Посмотрите на слайд. Попробуйте разобраться, как образовалось это слово (слайд 5)

А кому в жизни мы чаще всего говорим «милая»?

- Мы говорим, что мама милует нас. В её объятиях мы чувствуем себя защищёнными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.  Миловать – значит дарить приятное для души.

- Подумайте, как могло возникнуть в языке слово «милосердие»?

Подбор однокоренных слов с корнем «мил».

Теперь подберите однокоренные  слова с корнем «сердц» Объясните смысл выражения «Сердце болит».

А как вы считаете, есть ли у этой фразы еще значение?

Когда мы так говорим?

повернитесь друг к другу и скажите шепотом «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста». Посмотрите друг на друга с любовью и улыбнитесь. Найдите и прочитайте толкование данных слов в словаре С.И.Ожегова. и В.И.Даля.

Милость – это любовь, жалость,  когда мы любим человека, мы его жалеем. Слышали ли вы  обращение «Сделай милость».

Когда так говорят?

А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами «сделай милость»? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? 

Работа с учебником стр 61.Фрагмент иконы. «Встреча и прощение». Рембранд «Возвращение блудного сына» (слайд 6)

 - Одинаковая ли тема на этих изображениях?

- Какое бы дали название этим изображениям?

- Как вы поняли, что изображенный просит прощение?

 - Будет ли он прощен?

 - Какое из данных изображений является иконой, а какое картиной?

( Притча о блудном сыне. Данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. )

(объясняют, как они понимают это слово, что в слове два корня, подбирают однокоренные слова, отвечают на вопросы)

- Милует, жалеет, милое сердцу, хорошее, доброе, доброта, милый, сердце, помиловать, помощь, прощение, сердечная боль, сердечный человек, ценность, жалость, сердечный поступок, любовь, забота.

(душа болит).

(когда нас обидели).

умение выражать свои мысли

5.Физминутка.

Продолжение работы по теме

Сделайте милость, встаньте!

Сделайте милость, улыбнитесь!

Сделайте милость, повернитесь вправо, влево!

Сделайте милость, присядьте!

Сделайте милость, попрыгайте!

Сделайте милость, садитесь!

Учащиеся: (выполняют упражнения)

Учитель: Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое жалеет, милует, любит Милосердие исстари обозначало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, одна из основополагающих заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего».

. Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии. Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей? Как вы думаете, что ответил Христос?

 - А, как вы думаете, кого можно считать ближним?

Учащиеся: (ответы  на вопрос)

Учитель: А Христос  ответил на это притчей.

Знакомство с притчей « О добром самарянине» (слайд 7)

  Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; (поставьте карандашом («+»).

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; («-»)

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.(«?»)

Работа с понятием  «притча».

Учитель: Какое произведение называют притчей?

Что вы знаете об этом жанре?

(выполняют задания во время чтения (слайд 7) для 1 и 2 групп)

Учитель: Кто такой добрый самарянин? А кто такой ближний? (слайд 8)Что же обозначает притча Христа? Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

.

Притча - рассказ с нравоучением.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

6.Самостоятельная работа

О чем наша следующая история? Послушайте два стихотворения и скажите, к какому понятию вы бы их отнесли? (слайд 9)

Я.Полонский «Нищий»

М.Ю Лермонтов Нищий»

Знакомство с лексическим значением слова «милостыня»

Наша следующая история – о милостыне. (работа по учебнику стр 65).

Организация самостоятельного чтения.

Какие чувства вы испытали во время чтения?

Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание милость, милостыня.

Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь, это цветы. Какие цветы вы выбрали? Какого они цвета? Почему именно эти цвета вы выбрали?

Работа с учебником стр 63.

. К.Петров – Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец»

 (слайд 10 )Икона «Богоматерь Умиление злых сердец»

 - Какое из изображений является иконой?

 - А в учебнике дано какое из этих двух изображений?

 - Рассмотрим картину К.Петрова – Водкина.

 - Почему художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком?

 - Опишите выражение лица.

Почему Богоматерь изображена с поднятыми руками?

 - Как вы думаете, в каких случаях, жизненных ситуациях, люди обращаются к иконе «Богоматерь Умиление злых сердец» ?

Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия: ухаживать за больными или младшими, пожилыми, бескорыстно предлагать свою помощь, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

- Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».

 А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

(слайд 11 ,12) Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра.

Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину.

 - А кто знает, кого называют сестрой милосердия? (слайд 13)

Просмотр видео об Ульяне Муромской (слайд 14)

https://youtu.be/R7rLjqoNNOk

Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина  (слайд 15)И долго буду тем любезен я народу ….

Как вы думаете. В каком значении поэт употребил слово «падший» (упавший, побеждённый, согрешивший).

Учащиеся: (делятся на группы и в сотрудничестве с товарищами работают над заданием. Каждая группа получает свое задание.

Обсуждают результаты своей работы, обобщают сказанное и делают вывод)

1 группа.

Работа с символическими сердечками: заполнить на сердечках качества милосердного человека

2 группа

Составить синквейн по теме «Милосердие».

3 группа

Закончи предложения:

Одно из дел милосердия - …

В конце 16 века в Муроме жила - …

Она помогала всей округе тем - …

Ульяна стала просить себе - …

На самом деле святая тайком - …

Хлеб святая стала печь из - …

(работают с толковыми словарями)

Падший - Тот, кто погиб в сражении, бою.

Опустившийся нравственно, оказавшийся в положении, недостойном общественного уважения. Утратившая доброе имя, репутацию порядочной девушки, женщины вследствие порочного поведения

То же, что: павший

устар. Лишившийся власти, могущества; утративший авторитет, влияние.  Прекративший свое существование, деятельность, потерпевший крах.

Лик Ее нежен и ясен, в нем какая-то особенная простота и открытость, спокойствие.

 Она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё.

2. Добрый, переживающий, бескорыстный

3. Поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

    Дарить людям добро.

5. Забота, счастье.

Читают подготовленные учащиеся.

Сестра милосердия

Сестра милосердия…слов сочетание.

В нем радость и боль, надежда, отчаянье.

Это холод и грязь, это кровь и страданье.

Это стойкость и слезы, и души состраданье.

Это труд, это подвиг и бессонные ночи.

Это то, что сердце одного только хочет:

Чтоб спасти и утешить, быть всегда с кем-то рядом,

Чтоб облегчить страданья, жизнь отдать, если надо.

Потому и идет она, собрав последние силы,

На любой зов о помощи, где б ее не просили.

И идет она в стужу и слякоть, и зной,

И идет она с мыслью только одной:

Как бы ей не упасть, приложить бы усердье,

Слабой быть не положено сестре милосердия.

Лишь на Бога надежду в душе она носит,

Лишь у Матери Божией она помощи просит.

И маячит пред ней свет любви впереди,

Отражается в нем красный свет на груди.

Этот крест дан ей Богом, и отречься не вправе.

Со смирением носит она крест свой кровавый.

преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

7.Рефлексия

Работа в группах

        Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

Я была бы рада Какую новую информацию получили? Чему научились?

, если бы вы ответили на вопросы и продолжили предложения :

Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Какие дела милосердия вы совершали в своей жизни. Расскажите.

Дайте собственное определение выражению «Ближний для меня-это…»

Сегодня на уроке я узнал (а)…..

На уроке я почувствовал….

Сегодня я достиг …

Больше всего мне понравилось …

Главным для меня на уроке было…

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

8.Заключительный этап

Так в чем же смысл жизни? Как бы вы ответили на этот вопрос? Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним. Которую мы можем принести».

Александра Федоровна Романова. (слайд 20). У нас состоялся очень серьезный разговор. наверняка, он затронул ваши души. Мне хочется, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени, радуйте других, когда отдаешь. То становишься богаче духовно.

Учитель: Спасибо за активную и плодотворную работу!

Домашнее задание:

Нарисовать рисунки на тему: Милосердие и сострадание».

Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

2. Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

(смысл жизни человека в служении ближнему)

Личностные …

Метапредметные…

Предметные

10. Список литературы и источников

1. Гусакова В.О. Православная культура России/Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – СПб., 2019.

2. Даль В.И. Сборник для детского чтения. – М., 2007.

3. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. – М., 2007.

4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989.

5. Виртуальный тур по Русскому музею. Электронный ресурс. URL. https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/index.php (дата обращения: 15.12.21).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс

Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс (презентация)....

Методическая разработка урока "Семья -малая церковь" в рамках курса "Основы православной культуры"

Церковь Христова состоит из Малых Церквей- которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество семьей,  семейными ценностями. До тех пор пока су...

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль "Основы православной культуры"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ОПК для 4 класса по учебнику А. Кураева...

Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса (модуль "Основы православной культуры")

В данном материале представлена  рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса....

Методическая разработка урока по теме: «Милосердие и сострадание»

Урок по ОРКСЭТема урока: Милосердие и состраданиеТип: изучение нового материала.Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие»,«забота о слабых&r...

Урок ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Основы православной культуры») БЕСЕДА О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Цель: на основе Священного Писания, святоотеческого наследия, жития святых воспитывать у детей любовь к ближнему, формировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению,...