План-конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Хлыстова Ирина Валентиновна

Разработка урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме Этика и этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Класс: 4 класс

Актуальность: духовно-нравственное просвещение

Тема

«Этика и этикет»

Межпредметные связи

История

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель урока

Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета

Задачи урока

Образовательные: познакомить с этимологией и смыслом слова «этикет»,изучить правила этикета.

Развивающие: развивать умение высказывать своё мнение.

Воспитывающие: сформировать умение применять изученное в новых ситуациях.

Планируемые результаты

Личностные: искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Регулятивные: учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник)

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогию и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Оборудование, наглядность

Мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, раздаточный материал, словари, энциклопедии.

Использованная литература

  1. Чудакова Н.В. «Этикет от А до Я»
  2. Ожегов С.И. «Словарь русского языка»
  3. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы, способы, методические приёмы

Ожидаемые результаты

  1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Коллективная

Словесный, беседа.

К  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

  1. Мотивационный этап

- Скажите, какое общество окружает вас в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

- Мы сформулируем  с вами тему нашего урока, разгадав кроссворд. (Разгадывание кроссворда, презентация)

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей? (Эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла  себе и другим людям. (Порок)

5. Черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. (Честность)

6. Мораль, правда, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

Участвуют в работе, разгадывают кроссворд

Коллективная.

Практический, разгадывание кроссворда;

 словесный, беседа

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга.

Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала.

  1. 3. Этап целеполагания и планиро-вания

-Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

 А знаете ли вы, что такое этикет? В какой стране произошло это слово?

- Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебником стр. 56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

- Кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?

- Существуют разные виды этикета. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

Обсуждают.

Работают в  парах.

Обсуждают, высказывают своё мнение.

Коллективный, групповой.

Словесный, беседа

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

 П – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р – принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке.

  1. 4. Информа-ционно-аналитический этап

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».

С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй,  без них нельзя было выжить даже в первобытном обществе.  Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил.

Слово «этикет» произошло от названия карточек «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV – XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям.

900 лет назад появились правила посвящения в рыцари, участия в рыцарском турнире, служения дамам сердца. В переводе с немецкого слово рыцарь означает «всадник». В переносном значении рыцарь – благородный, воспитанный человек. Благородный рыцарь должен был обладать семью добродетелями: фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, пением стихов в честь прекрасной дамы. Этикет определял поступки рыцарей, одежду и её цвет, слова и жесты, правила приёма пищи.

В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например, «Кодекс рыцарской чести».

На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения»  Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717 году при Петре I появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

Раньше культуре общения обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Работа в группах.

Задание 1 группе:

  1. Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определите, что в них неправильно. Запишите правильные советы. (Приложение 1)
  2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).
  3. Выступите.
  4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 2 группе:

  1. Прочитайте предложенные правила этикета. Выберите среди них те, которые относятся к школьному этикету. (Приложение 2) 
  2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).
  3. Выступите.
  4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 3 группе:

  1. Прочитайте ситуацию о том, как хозяйка встречает гостей.  Найдите ошибки, которые были допущены в данной ситуации. Исправьте их. (Приложение3).
  2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).
  3. Выступите.
  4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 4 группе:

  1. Просмотреть  отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Обсудить поведение мальчика за столом. Записать советы по этикету за столом.
  2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).
  3. Выступите.
  4. После выступления ответьте на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

Работают в группе, выполняют задания, обсуждают, представляют работу своей группы.

Словесный, рассказ, беседа.

Наглядный, презентация

Групповой.

Практический, упражнения.

Наглядный, видеофрагмент.

К – умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес.

К- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; допускать возможность различных точек зрения; владеть диалогической формой коммуникации.

Р- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Л – мысленное воспроизведение ситуации

  1. 5. Оценочно-рефлексивный этап

- Ребята, давайте подведём итоги урока.

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что такое этикет?

- Какие правила этикета запомнили?

- Нужны ли сейчас знания этих правил?  

Высказывания ребят (по желанию):

Я научился ……..

Мне стало ясно ……….

Я понял(а) ………..

Теперь я знаю ……….

Я буду стараться ……….

Я узнал(а)………..

- Что бы вы не делали, всегда должны помнить, что живёте на свете вы не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно  в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

- Словами великого Гёте мне бы хотелось закончить наш урок «Поведение – это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик».

Анализируют свою деятельность.

Индивидуальный

Словесный, беседа.

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес.

  1. 6. Постановка домашнего задания

Подготовьте пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета (3-4).

Индивидуальный

Приложение 1.

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:

Если ты пришёл к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла….

Если к папе или маме

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Приложение 2.

Прочитайте предложенные правила этикета. Выберите среди них те, которые относятся к школьному этикету.

  • Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
  • Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.
  • При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
  • Обращайтесь к собеседнику только по имени.
  • В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.
  • Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
  • Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиждаке.
  • Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
  • Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые люди или женщины с детьми на руках.
  • В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
  • Не бросайте мусор.
  • На занятия нужно приходить без опозданий.
  • В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.
  • При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.
  • Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.
  • Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.
  • При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины – женщинам.

Приложение 3.

     Прочитайте ситуацию о том, как хозяйка встречает гостей.  Найдите ошибки, которые были допущены в данной ситуации. Исправьте их.

     Хозяйка встречает гостей. Гости приходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

    Вскоре все сидят за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "Милосердие"( на примере жизни св.Блаженной Ксении Петербургской)

Данный материал может быть использован на уроках  ОРКСЭ(модуль"Основы православной культуры"),по теме"Милосердие"....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект открытого урока по ОРКСЭ по теме: Защита Отечества.

Данный урок  был проведен   для  родителей и коллег  в 4-х классах.  Учащиеся  принимали активное участие в подготовке урока и его проведении....

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...