Программа "Основы религиозных культур и светской этики"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Модуль"Основы  православной  культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnyh_kultur.docx386.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», составлена на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  Виноградовой Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики»   в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и ООП НОО МАОУ НШ - ДС№72  в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.  

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальная школа – детский сад №72 с учетом индивидуальных особенностей, познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.

Программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» рассчитана на  34 часа в  год.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», являются следующие умения:

  • развитие чувства сопричастности и  гордости за свою Родину и свой народ;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,         национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

     - самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

     - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

     - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

      Познавательные УУД:

    -  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД:

    - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен-тировать свою точку зрения и оценку событий;

    - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении

 ролей в совместной деятельности;

    - адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

      Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения  курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе является сформированность следующих умений:

    - знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    - знакомство с основами светской и религиозной морали, поднимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    - способности к творческому восприятию и самостоятельному суждению о православной культуре и ее ценностях.

Содержание учебного предмета

Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что

относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие

нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в

реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение раздела

(темы)

Количество часов на  освоение внутрипредметного модуля в  данном разделе (теме)

Практическая часть раздела (темы) программы

1.

Россия – страна, объединившая народы

6

1

2.

Многообразие культур  народов России.

11

1

3.

Православие в России.

4

1

4.

Чему учит православное христианство.

6

1

5.

Традиции православного христианина.

7

2

Итого:

34

 6

Поурочное  планирование                               

№ п/п

Дата

Тема

Дополнительные сведения

1.

Россия – многонациональная держава.

2.

Народы Поволжья

3.

Народы Северного Кавказа.

4.

Народы Сибири.

5.

Русский язык – государственный язык.

6.

Когда люди объединяются. Защита Отечества.

7.

Жилища народов России.

8.

Одежда народов России.

9.

Кухня народов России.

10.

Традиционные религии народов России.

11.

Православный храм.

12.

Буддийский храм.

13.

Мечеть.

14.

Синагога.

15.

Народные и религиозные праздники.

16.

Что помогает людям жить в мире и согласии.

17.

 Творческие работы.

18.

Православие - традиционная религия России. Крещение Руси.

19.

Православная русская церковь.

20.

Монастыри России.

21.

Вклад православия в развитие русской культуры.

22.

Бог – создатель мира.

23.

Десять заповедей Божьих.

24.

Сын Божий – Иисус Христос.

25.

Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа.

26.

Апостолы – ученики Христа.

27.

Библия – Священная книга Христиан.

28.

Ценности православной семьи.

29.

Богослужение в русской православной церкви. Молитва в православии.

30.

Храм – дом Божий. Правила поведения в православном храме.

31.

Иконы и фрески.

32.

Церковное пение и колокольный звон.

33.

Православный календарь.

34.

Презентация творческих проектов.

Рисунок (5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Круглый стол для родителей и детей. «Культура. Культура? Культура!»

Цель: Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.Возраст: ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...