программа по ОРКСЭ модуль Светская этика 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_modul_svetskaya_etika.docx | 50.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________/ протокол № _______ от «___» _____________20 г. | «Согласовано» зам. директора по УВР МАОУ «СОШ №40» ___________ Свириденко Е.В. от «___» _____________20 г. | «Утверждаю»: Директор МАОУ «СОШ №40» ____________ Цыбикжапов Б.Д Приказ № ____ от «___» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам светской этики
для 4 класса
УМК «Перспектива»
Дроздовой Елены Станиславовны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«___»_________20___г
2021-2022 учебный год.
Улан-Удэ
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, с требованиями Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования), Основной общеобразовательной программой начального общего образования и Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ№40 г.Улан-Удэ», а также планируемыми результатами начального общего образования, на основе примерной программы учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по авторской программе А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные
- представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
- адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина России;
- воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
Формы и методы работы:
Формы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
Виды и формы контроля: практическая работа, выставка работ
НРК реализуется в следующих разделах: «Этика человеческих отношений», «Судьба и Родина едины»
Сроки реализации программы: 2021-2022 год.
Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения предмета, курса.
2. Содержание учебного курса.
3. Календарно-тематическое планирование
Приложение
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимать и сопереживать чувствам других людей.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль.
- Фронтальный контроль.
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Количество часов | НРК |
1 | Этика общения Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен. | 5 | |
2 | Этикет Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. | 4 | |
3 | Этика человеческих отношений В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. | 4 | 1 |
4 | Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 4 | |
5 | Простые нравственные истины Жизнь священна. Человек рожден для добра Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. | 4 | |
6 | Душа обязана трудиться Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков | 4 | |
7 | Посеешь поступок – пожнешь характер Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-» | 4 | |
8 | Судьба и Родина едины С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе | 5 | 2 |
9 | Обобщение пройденного. | 1 | |
Итого | 34 | 3 |
Национально-региональный компонент (НРК) вводится через связь с другими предметами (окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на других уроках, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | |||||
Этика общения (5 часоа) | ||||||
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 | Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания - ориентироваться в словарях и справочниках; - формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод | Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать | П. - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
2 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 | ||||
3 | Правила общения для всех | 1 | ||||
4 | От добрых правил - добрые слова и поступки | 1 | ||||
5 | Каждый интересен | 1 | ||||
Этикет (4 часа) | ||||||
6 | Премудрости этикета | 1 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | - знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений | П. - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. К. - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |
7 | Красота этикета | 1 | ||||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 | ||||
9 | Чистый ручеек нашей речи | 1 | ||||
Этика человеческих отношений (4 часа) | ||||||
10 | В развитии добрых чувств – творение души | 1 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение | ориентироваться в словарях и справочниках; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера | П.- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; Р. - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | ||||
12 | Чувство Родины НРК | 1 | ||||
13 | Жизнь протекает среди людей | 1 | ||||
Этика отношений в коллективе (4 часа) | ||||||
14 | Чтобы быть коллективом | 1 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К. - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р.- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |
15 | Коллектив начинается с меня | 1 | ||||
16 | Мой класс – мои друзья | 1 | ||||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | 1 | ||||
Простые нравственные истины (4 часа) | ||||||
18 | Жизнь священна | 1 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | Формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности | П, - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К. - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р. - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |
19 | Человек рожден для добра | 1 | ||||
20 | Милосердие – закон жизни | 1 | ||||
21 | Жить во благо себе и другим | 1 | ||||
Душа обязана трудиться (4 часа) | ||||||
22 | Следовать нравственной установке | 1 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | - формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека - осознавать ценность человеческой жизни | П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К. - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р. - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями | |
23 | Достойно жить среди людей | 1 | ||||
24 | Уметь понять и простить | 1 | ||||
25 | Простая этика поступков | 1 | ||||
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) | ||||||
26 | Общение и источники преодоления обид | 1 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочи-нение | формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей | П. - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Р. - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. | |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 | ||||
28 | Доброте сопутствует терпение | 1 | ||||
29 | Действия с приставкой «со-» | 1 | ||||
Судьба и Родина едины (5 часов) | ||||||
30 | С чего начинается Родина НРК | 1 | Формулируют проблемные вопросы Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. | - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России | П. - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения; Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин НРК | 2 | ||||
32 | Человек - чело века | 1 | ||||
33 | Слово, обращенное к себе | 1 | ||||
34 | Обобщение пройденного | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Светская этика) 4 класс УМК "Школа-России"
Программа к модулю Светская этика...
Программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская Этика 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для обучающихся ...