Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Лисова Ольга Александровна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ разработана для 4 класса в соответствии ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.10.18

УМК: «Начальная школа XI века»

Класс: 4 «б»

Тема: Добродетель и порок

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, практические

Цель: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок

Задачи:

Обучающая: познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

Воспитывающая: воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремления преодолевать возникающие затруднения, стремления к саморазвитию, желание получить новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умения сотрудничать.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Высказывать своё предположение.

- Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Коммуникативные:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме и выражать их;

- Слушать и понимать речь других;

Познавательные:

- Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

- Постановка и формулирование проблемы.

Оборудование: мультимедийный проектор; учебник ОРКСЭ;

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь! - Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня урок светской этики проведу у вас я.

-Приветствуют учителя. Садятся и настраиваются на работу.

Личностные: Положительное отношение к процессу обучения.

II.Актуализация знаний

-Ребята, послушайте отрывок «Нищий», который написал М.Ю.Лермонтов.

-У врат обители святой.

Стоял просящий подаянья 
Бедняк иссохший, чуть живой 
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил, 
И взор являл живую муку, 
И кто-то камень положил.

В его протянутую руку.

-Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? 

-объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? 

 -Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие – добродетель и плохие – пороки.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Правильно, тема нашего урока: Добродетель и порок

-слушают отрывок

-Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего.

-Милосердие, жестокость, жадность, скромность

-слушают учителя

-Добродетель и порок

Познавательные: . умение раскрывать значение понятия «добродетель и порок" и использовать его в активном словаре;

Коммуникативные: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата

III.Изучение нового материла

-Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

-А что такое добродетель? Вы знаете ребята?

-Обратите внимание на слайд и давайте прочитаем, какое определение дано в толковом словаре - что такое добродетель.(слайд)

-А теперь давайте прочитаем, что нам говорит учебник, что такое добродетель.

-Открываем учебник на странице 17-ой, находим 2 абзац сверху, и зачитываем.

-Запишите это определение в свои тетради.

-всю жизнь человек учится добру, обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является, по сути суммой двух слов(добро и детель) т.е действие, дело, деятельность.

-О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?

-Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям.

-Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?

-Кроме того, добродетель – это и отдельное положительное качество человека.

-Посмотрите на доску, каким должен быть добродетель.(слайд)

-рассмотрим иллюстрации в учебнике, Чулпан Хамматова-артистка основатель благотворительного фонда, Лев Яшин, Ирина Слуцкая –спортсмены.

-Все это примеры добродетели.

-А если у нас такие люди в классе?

-слушают учителя

-высказывают мнение

-смотрят на слайд

-Читают определение

-читают определение в учебнике

-открывают учебник

-зачитывают

-записывают определение

- человеку очень сложно быть всегда добродетельным

-Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки

-Слушают учителя

-Смотрят на доску

-слушают учителя

-отвечают

Личностные:

Желание приобретать новые знания, умения

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Регулятивные: высказывать своё предположение

-Послушайте притчу:

Притча о двух волках

-Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Что же имел в виду мудрый индеец?

-Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств - трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

-давайте сделаем вывод, таким образом для подражания могут быть родители, учитель, друг, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи ( богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным.

-А теперь давайте с вами поговорим о пороках.

-как вы думаете, что такое порок?

-посмотрите на слайд и давайте прочитаем определение порок, как нам дает толковый словарь.(слайд) 

-А что нам говорит учебник, открываем учебник на странице 17-ой, читаем.

-Запишите определение в тетрадь.

-Как вы думаете, что относится к порокам?

-Правильно.

-А кто нибудь из вас совершал пороки?

-нравственный человек знает, что такое добро и зло.

-он сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать добродетельным?

- моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни.

-давайте прочитаем 4-ый абзац сверху, со слов с раннего…

-Первым шагом к добродетельному поведению является признание ценности других людей.

-Как вы думаете, что это значит?

-Правильно ребята!

-Обратите внимание на слайд, давайте прочитаем мудрые советы.(слайд)

-как вы понимаете  это?

-так давайте сделаем вывод,  Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным. Ведь делать добро это здорово!

-слушают притчу

-ответы детей

-Слушают учителя

 

-слушают  учителя

-слушают учителя

-отвечают

-смотрят на слайд

-открывают

-записывают

-жадность, лень, лживость, хвастовство, зазнайство.\

-слушают учителя

-высказывают свое мнение

-слушают учителя

-читают дети

-слушают учителя

-это значит, то в своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей, прислушиваться к их мнению.

-отвечают

Регулятивные: - умение определять понятия, сравнивать, делать выводы.

IV.Итоги урока

-Какого человека можно считать добродетельным?

-Вспомните сказку Андерсена «снежная Королева». Какие ка-ва главных героев  вы называли бы добродетельными, а какие порочными?

Объясните почему?

-отвечают на вопросы учителя

V. Домашнее задание

Вспомните о добродетельном поступке из жизни, которые они могли оказать о постороннем человеке . Если совершали пороки, то постарайтесь их исправить.

-открывают дневники и записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")

Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока:  урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...

Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта ОРКСЭ "Жизнь священна" (УМК "Просвещение", 4 класс)

Цель урока:формирование у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.Задачи урока:Дидактические:1) ознакомить учащихся с понятиями «потребность», «матер...