Конспект по этике с презентацией "Чтобы быть коллективом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Исаева Наталья Станиславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pfyznbt2.pptx756.24 КБ
Файл 4_klass_kollektiv.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы быть коллективом МОУ Лицея г. Истры Исаева Н. С.

Слайд 2

Коллектив - это группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами. (Ожегов С. И.)

Слайд 3

Знаешь ли ты. Какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

Слайд 4

Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

Слайд 5

Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

Слайд 6

Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за него?

Слайд 7

Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься?

Слайд 8

Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!



Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры

Учитель начальных классов Исаева Наталья Станиславовна

Разработка занятия по курсу «ОРК и СЭ. Основы светской этики»

для 4 класса по теме: «Чтобы быть коллективом».

Цель: сплочение коллектива.

Задачи: дать представление о том, какими должны быть отношения    одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;

работать над толерантным отношением друг к другу, учить проявлять взаимоуважение;

формировать умение понимать чувства других людей;

развивать коммуникативные навыки;

 в совместной беседе выяснить, какими качествами должен обладать ученик, чтобы ему комфортно было находиться в классном коллективе.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение; учебник для 4 кл. Шемшуриной А. И.; клубок ниток, ножницы.

Ход занятия

  1. Орг. момент
  2. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, что такое коллектив?

- Коллективом можно считать группу людей, объединённых совместной деятельностью, решением общих задач. Есть трудовые коллективы, а ещё какие? (Спортивные, учебные, творческие, семейные)

- Наш класс можно назвать коллективом, ведь мы с вами такие разные: и внешне отличаемся и у нас разные характеры, интересы, разные мечты, желания? (ДА, мы вместе учимся, участвуем в школьных делах, вместе отдыхаем, живём  по общим правилам лицея)

- Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все. Понравилась бы вам такая жизнь? Почему? (Скучно было бы жить. Люди интересны своей непохожестью, своей индивидуальностью)

- Получается, что вы все такие разные, но живёте как бы в одной большой семье, а в семье каждый важен, нужен и не бывает обделён вниманием. А у нас всё так получается? (Нет)

  1. Обсуждение основных вопросов занятия.

- Я предлагаю вам разобраться, чего же нам не хватает для того, чтобы быть хорошим коллективом.

Обсуждение ситуации.

- Недавно вам было задано, по группам, подготовить сообщения об олимпиаде.  

- Вместе выполнять это задание было проще, чем по одному? (Да.)

- Почему проще? В чём преимущество такой коллективной работы?

(- Каждый меньше затратил времени на поиск и сбор материалов;

-  находили интересные решения в выполнении задания (одна голова хорошо, а пять – лучше);

- нашлись в группе дети, которые умеют хорошо рисовать, поэтому работы получились яркими и интересно оформленными;

- а у кого-то открылись хорошие организаторские способности, и он смог распределить работу между нами)

 

- Видите, сколько плюсов, когда мы – коллектив. Но, к сожалению, не во всех группах всё было гладко. Что помешало, что не учли?

(- не учли интересы каждого;

- кому-то поручили большую часть работы;

- кто-то не рассчитал свои возможности;

- а кто-то решил, что сам сделает всю работу один и помощники ему не нужны;

- были и такие дети, которые решили и вовсе не принимать участия в этой работе)

- Какой же вывод можно сделать об отношениях в нашем классе: что у нас получается? (получается вместе выполнять задания, все общие дела доводить до конца)

- А что сделать не удаётся? (не обходится без ссор)

- Какую же задачу вы готовы поставить перед собой?  (Стремиться преодолеть всё негативное в нашем коллективе.)

     - Обратимся к помощи учебника (с. 65)

(Работа со статьёй учебника)

- Итак, для того, чтобы преодолеть всё негативное, нужно выделить главное. В чём оно? (Читаем вывод в учебнике)

- А чтобы всё получалось – это главное должно коснуться каждого в нашем классе.

-Прочитайте высказывание: «Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть»

- Какое главное, ключевое слово в этой фразе? (Захотеть)

- Это «ключ» к решению самых трудных задач. Без желания ничего не получится.

- Какими должны быть, прежде всего, отношения в коллективе? (Дружескими)

 - А это для вас трудно, со всеми поддерживать дружеские отношения? (Да)

- Я с вами согласна, что это трудно. Не все люди нам могут нравиться.

Порою, поведение, привычки, поступки других людей нас могут выбивать из равновесия, а иногда даже раздражать. С одним человеком бывает трудно договориться, а когда нас много…

- Предлагаю каждому дать совет своим одноклассникам, который поможет построить дружеские отношения в коллективе.

(Учитель берёт клубок в руки.)

Игра «Клубок»

- Передавая этот клубок, дайте совет своему однокласснику.

- Начну с себя: в коллективе должно быть взаимоуважение.

- уметь прощать

- уметь слушать

- не заострять внимание на мелочах

- взаимопомощь

- не обманывать

- уметь признавать ошибки

- прислушиваться к советам

- не считать себя лучше других

- быть справедливым

- уметь принимать помощь

- контролировать себя

- уметь радоваться успехам других

- уметь принимать критику

- остановить товарища, если он что-то делает не так

- учитывать интересы каждого

(Клубочек возвращается к учителю; нить замыкается)

- Дружеские отношения помогают в коллективе идти навстречу друг другу. А это требует определённых усилий.

- На своих занятиях мы часто обращаемся к народным мудростям. И я предлагаю, не выпуская из рук нити, послушать притчу.

Притча

        Жил был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал ему: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил в ворота сада 37 гвоздей. В последующие недели он научился контролировать себя, и количество гвоздей уменьшалось изо дня в день: понял, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый день, когда НЕ потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось в твоих воротах». Никогда они не будут такими как раньше! Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.  И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения! Рана останется!

Беру ножницы и молча разрезаю нить.

- Вот так легко можно нарушить гармонию в коллективе, а восстановить её порой очень трудно, поэтому лучше беречь эту пока ещё тонкую нить наших отношений, связывающую всех нас (завязываю узелок)  и не допускать таких узлов, которые остаются уже навсегда.

- В ваших советах прозвучало, что нужно развивать умения видеть и чувствовать потребности и интересы своих одноклассников, учитывать их в планировании общих дел.

Физминутка "Давайте все делать, как я".

Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа) 
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!) 
Все делают дружно у нас! (Ура!)

-  Рассмотрим ситуации, которые могут произойти в любом коллективе. (Учебник: с. 66)

- Любой коллектив живёт по определённым законам, нормам поведения. И я предлагаю вам на рассмотрение разные высказывания,

которые, на мой взгляд, мы могли бы взять за основу своего поведения в коллективе.

 Законы нашего класса.

- Научился сам – помоги товарищу.

- Один за всех и все за одного!

- «Я» не хуже и не лучше, чем «Мы».

- «Ты» не один, когда «Мы» с тобой.

- Помогай друзьям в беде.

- Не смейся над недостатками друзей.

- Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Относись к одноклассникам, как к себе.

- Умей признавать свои ошибки.

- Настраивайтесь на доброжелательное отношение к людям.

- Не ищите виноватого.

- Не будьте категоричными в своих суждениях.

- Развивайте чувство юмора.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- А закончим мы нашу сегодняшнюю беседу нашей любимой песней.

- Человек не может жить один. Так задумано природой. В коллективе мы проводим много времени. И мне хотелось, чтобы это время было наполнено только приятными, дружескими отношениями и вызывало у вас такие же эмоции, как эта песня.

Мы разные – в этом наше богатство.

Мы вместе – в этом наша сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ (Светская этика): «Чтобы быть коллективом»

Что такое коллектив? Понимать ответственность человека за свои поступки....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Конспект урока ОРКСЭ. Тема: Чтобы быть коллективом

Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирамПланиру...

Конспект урока по теме: «Чтобы быть коллективом » (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам .Плани...

конспект урока по светской этике " Чтобы быть коллективом"

Тема: Чтобы быть коллективом.Цель урока – узнать лучше свой коллектив и выявить пути сплочения коллектива.Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа)....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ Чтобы быть коллективом

хорошо жить в коллективе, в котором ценят дружбу., искренность, векликодушие, взаимопомощь.все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. об этом мечтали наши дедушки, папы. мамы.когда- т...