Урок 22. Чудо в жизни христианина.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Заец Татьяна Ивановна

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.


Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_chudo_v_zhizni_hristianina.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль:  Основы православной культуры. 4 класс.

Урок 22. Чудо в жизни христианина.

Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.

Задачи урока:

Обучающая:  ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.

Воспитательная:   содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной  основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Развивающая:  развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ключевые понятия: чудо, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.

Виды деятельности: Беседа, чтение текста, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации в парах, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация, рабочая тетрадь, цветные карандаши, учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», 4-5 класс.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Беседа на тему предыдущего урока: «Зачем творить добро?»

  1. Введение в тему урока. Подготовка учащихся к восприятию

материала урока. (Метод эмоционального погружения)

слайд 2

Чтение стихотворения пол музыку. Ф.Шопен. Симфония №5 «Нежность»  

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.


Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой...

Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

Учитель: 

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Чудо в жизни.
  • Что вы понимаете под словом «чудо»?

  • Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?
  • Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?

Актуализация знаний. (Метод опоры на жизненный опыт)

  • Где впервые человек встречается с чудом?

В детстве, в сказках.

Слайд 3.

  • Вспомним сказки с добрыми чудесами.

Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.

«Аленький цветочек» (благодаря своей любви, уважения к отцу Настя уезжает к чудищу, вместо отца и благодаря своей вере, помогает чудищу стать принцем);

«Гуси – лебеди» (Благодаря любви к своему брату, доброте, она никому не отказывает в помощи, сестрица Алёнушка спасает своего брата).

Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.

Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.

  • Вспомним сказки с недобрыми чудесами.

Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка.

  • Но и взрослый человек, тоже часто соприкасается с чудесами.

Слайд 4,5.

Учитель: Послушайте притчу «Вера в чудеса».

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает»?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Предположите, что ответила мама сыну на вопрос «Правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?».

«Дорогой мой, – с любовью ответила ему мама,

– если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся».

Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

Слайд  6.

Учитель: Тема урока « Чудо в жизни христианина»

Слайд 7.

Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

Учитель: На уроке поговорим о том,

Что такое чудо?

Какие бывают чудеса?

Как бог творит чудеса?

Чему нас учат чудеса?

Постановка проблемы.

Учитель: в конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос:

  • Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

(прикрепляю желтый круг с вопросом на доске)

  1. Проблемное объяснение нового знания.

етод создания ситуации интереса при преподавании определенного учебного материала)

Слайд 8-11

Учитель: Как бы вы объяснили, что такое чудо?

Работа в парах.    

- С соседом по парте с помощью   словаря найдите значение слова «чудо».

В. Даль: «1. Всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. 2. Диво, необычайная вещь или явленье».

С. Ожегов: «1.В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

Чудо – нечто удивительное, уникальное, необъяснимое.

Чудо – это то, что кажется            невозможным, но происходит.

-Чудо- это то, что не лезет ни в какие ворота, что невиданно, неслыханно, как у русского поэта А.С.Пушкина.

Слайд 12.

Учитель: Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть.

Слайд 13.

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат- разве это не чудо..? А зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге, разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.

Слайд 14.

Послушайте притчу «В поисках чуда»

Слайд 15.

Видеоклип «Как прекрасен этот мир».

Молитва благодарности к природе

Учитель: о каком чуде говорится в этой притче? (О естественном)

Богу доступны все чудеса.

Слайд 16.

Кроме естественных чудес, давайте вспомним о сверхъестественных чудесах Христа. (Дети называют)

Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить  исходя из научных представлений. Такими чудесами поистине являются Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово.

Слайд 17-18.

  • хождение по воде

Проходил час за часом. Близился рассвет, а лодка учеников прошла только половину пути. Встречный ветер и бушующие волны затрудняли апостолам путь. Теперь с ними не было Того, Кто мог бы укротить бурю и спасти их, — Христос остался на берегу.

Вдруг апостолы увидели Иисуса идущего к ним по воде. Подумав, что это призрак, они закричали от страха.

И тут посреди бури и мрака, апостолы услышали Божественный голос: “
Это Я — не бойтесь!” Голос Спасителя сразу успокоил их.

Апостол Пётр был так обрадован и поражён чудесным явлением Христа, что воскликнул: “
Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде”. “Иди”, — был ответ Спасителя. И Пётр, не раздумывая, бросился в бушующие волны. Пока взгляд его был устремлён на Господа, он шёл по воде. Но, видя сильный ветер, Пётр испугался и, начав тонуть, закричал: “Господи! спаси меня”. Тогда Христос протянул Петру руку, сказав ему: “Маловерный! Зачем ты усомнился?” Когда Христос и апостол вошли в лодку, ветер тотчас утих. Поражённые увиденным, ученики поклонились Иисусу и сказали: “Bоистину Ты — Сын Божий”.

В бушующих волнах житейского моря мы не должны ничего бояться, ибо Господь всегда с нами. Он непрестанно оберегает нас и всегда готов прийти к нам на помощь.

Слайд 19-20.

  • Чудесное насыщение народа пятью хлебами.

Выйдя на берег, Спаситель с учениками поднялся на склон горы. И, когда вокруг Него собрался народ, Он стал учить о Царствии Небесном. При этом многие больные и страждущие получали исцеление.

День склонялся к вечеру, но народ не расходился. Ученики подошли ко Христу и сказали: “Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть”.

Но в ответ на просьбу учеников Господь сказал: “Вы дайте им есть”! Апостолы были 
сильно удивлены таким ответом. Ведь послушать проповедь Христа в тот день собралось около пяти тысяч человек, и это, не считая женщин и детей! Апостол Андрей сказал Господу, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества? Однако Иисус попросил учеников: “Принесите сюда хлеб и рыбу и велите народу возлечь”.

Апостолы велели народу расположиться на траве. В это весеннее время она, как ковер, покрывала склоны холмов. Люди сели на траву рядами по сто и по пятьдесят человек. 

Господь взял в руки хлебы и рыбу. Возведя очи к небу, Он воздал благодарение, благословил и преломил хлебы, а после дал их ученикам, чтобы они раздали народу. Также и две рыбы Христос разделил на всех.

И ели все, кто сколько хотел. А когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано 12 полных коробов.

Это чудо произвело глубокое впечатление на людей. Ведь большинство из них именно так представляли себе Мессию — человеком, который принесет им земное изобилие и благополучие.

Слайд 21-22.

  • Исцеление Иисусом иерихонского слепца

Выходя из Иерихона по дороге в Иерусалим Иисусу встретился слепец Вартимей (в рассказе евангелиста Матфея двое слепцов), который начал кричать «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!».
В ответ на это Иисусу  спросил: «
Чего ты хочешь от Меня?».
Слепец попросил о прозрении и был исцелен Иисусом.

Слайд 23.

Фильм «Чудесное насыщение народа пятью хлебами»

Типичная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.

Слайд 24.

Физкультминутка. Слайд «Минута отдыха»

Музыкальное сопровождение для релаксации.

-Давайте с вами отдохнем. Закройте глаза, постарайтесь расслабить тело. Представьте, что вам снится чудесный сон… Вы маленькие белые облачка плывете по небу. Вы свободны и перед вами весь мир.( Покачивания из стороны в сторону.)Прекрасный и необъятный мир. (Плавные движения руками перед собой сверху вниз.) А теперь из облачков вы превратились в маленькие росинки-бусинки и переливаетесь на зеленом листочке, давая ему живительную влагу. Росинки-бусинки соединились все вместе и превратились в безбрежный океан. Теперь в океане дельфином плывете. (Волнообразные движения  соединенными руками.) И вдруг вы проснулись, и вновь на уроке.  Встаньте, давайте поприветствуем солнце, небо и чудесный мир. (Руки над головой.)

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, мой чудесный мир!

Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни.

  • Какие чудеса вы можете вспомнить? (Ответы детей)

Слайд 25.

Например:

  • Схождение благодатного огня. Иерусалим.
  • Чудеса мироточения и обновления икон
  • Святые источники, не замерзают даже в

40 градусный мороз. Дивеево

  • Небесные знамения

Слайд 26-28.

Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем

Поистине необъяснимым чудом является схождение Благодатного Огня. Благодатный Огонь еще называют Святой Свет. Накануне Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит это чудо. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, они возникают в разных местах храма, между колоннами и стенами мелькают видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей. Через мгновения весь храм озаряется молниями и бликами. Одновременно с этим,  у стоящих в храме и на площади людей сами зажигаются свечи и лампады. Первое время, от 3 до 10 минут, Огонь обладает удивительными свойствами, он совершенно не жжёт, люди буквально умываются этим Огнем: водят им по лицу и рукам.

             В дальнейшем от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезён по всему миру, в том числе и в Россию. И у нас, ребята, каждый верующий идёт в Храм за этой святыней.

Слайд 29-30.

Нерукотворный образ.

«Троицкое чудо»

В г. Троицке Челябинской обл. в Свято-Троицком соборе 16 августа 2001 г.икона Святителя Николая была снята для реставрации .С трудом художник-иконописец Иванчик с рабочими сняли стекло киота. Когда работа была закончена , стекло решили протереть.Ольга Калина- мать 4 детей ,взяла его и в отраженных лучах солнца увидела на стекле серебристый Образ Святителя Николая.Этот образ составляли масленые  капли.Эта жидкость не высыхает и источает тонкое благоухание

Слайд 31-32.

Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Уловить причинно-следственную связь действий Божиих, угадать её невозможно. Часто можно сказать только так: человек молится – и происходит чудо.  

  1. Первичное закрепление. (Метод учебной дискуссии)

Учитель: Как же Бог творит чудеса? ( Бог творит чудеса сам и через людей)

Слайд 33.

Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса»  - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы.

  • А знаете ли вы, какое самое главное чудо в жизни ваших родителей и каждого взрослого человека? (Ответы детей)

Слайд 34.

И главное видимое чудо в восприятии взрослого христианина – это рождение ребенка, то есть каждого из вас.

Учитель: Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:

  1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
  2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.  

(Рассуждения детей)

Слайд 35.

Сегодня на уроке мы узнаем о чуде в жизни семьи  Патриарха Московского и всея Руси  Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую православную Церковь, рассказал об одном чуде.

(Чтение статьи из учебника  стр. 70).

Слайд 36.

- Вы познакомились с эпизодом из жизни Патриарха. Восприняла ли его семья это случай как чудо?

- Что с вашей точки зрения, было чудесного в этом событии?

- Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом  может быть неожиданно появившаяся книга с ответом на давно мучавший вопрос или встреча с тем человеком, который только и  мог помочь в трудной ситуации.

Кругом творятся чудеса, их надо вовремя увидеть.

  1. Самостоятельная работа в группах.

Слайд 37.

Учитель: Как вы думаете, для чего бог творит чудеса?

( Ответы детей)

Слайд 38.

Послушайте притчу о Божьей коровке.  

           Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищука листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

  • Как вы считаете, для чего человек совершает добрый поступок, чудо: чтобы все заметили и похвалили его, или …ваше мнение..?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?

Слайд 39.

Выполните задания в группе.

1. Сделать вывод из прочитанной притчи;

2. Составьте кластер со словом «чудо»

Учитель: Подведём итоги вашей работы.

                  Нет чуда без добра.

  • Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я поставила вам в начале урока.

  • Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

(Ответы детей

Дети прикрепляют лепестки с ответами к желтому кругу)

Учитель:  

А вот ещё примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди.

Слайд 40-41.

Добро должно быть искренним и идти от сердца.

К счастью, добрых дел очень много. Вот только совершать их почему-то никто не торопится…

             Примеры: снять кошку с дерева, помочь незнакомой пожилой женщине донести сумки до дома, покормить бездомное животное, убрать в мусорный бак брошенную кем-то бумажку, посадить цветы во дворе, подать милостыню, стереть со стены нецензурную надпись, помочь кому-то выйти из транспорта (или войти), заплатить в аптеке за лекарства пенсионера... Будьте внимательны к людям . Пропустите кого-то без очереди (старика; мамочку с ребенком ; кого-то, кто очень спешит…) Всегда помогайте мамочке, которой трудно спустить по ступенькам коляску; деду старому, который читает состав продукта и ничего не видит; ребенку, которому не хватает рубля на мороженое. 

            Старайтесь по-доброму разговаривать с родителями, по чаще звоните и узнавайте, чем им можно помочь. Смастерите кормушку для птичек к зиме, а весной скворечник.

            Отнесите свои старые книги в ближайшую библиотеку, отнесите ненужные вещи в детский дом или церковь, или хотя бы просто улыбнитесь прохожему. Приятно видеть, что кто-то пытается сделать что-то хорошее.

             А вообще, нужно просто быть добрее к людям, замечать их мелкие трудности и не скупиться на помощь.

Не надо фантазировать, нужно делать. Выйдите на улицу, обернитесь и обязательно увидите того, кому нужна помощь..

  1. Рефлексия. Итог урока.


Давайте вспомним, о чём мы с вами размышляли на уроке?

(Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но и в жизни.)

- Чему нас учат чудеса?

 - Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?

 - Что бы вы хотели пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?

(Я хочу, чтобы все люди относились друг к другу заботливо.

Мне хочется, чтобы все люди вокруг говорили добрые и вежливые слова.

Чтобы совершали только добрые поступки.

Чтобы никто не обижал бездомных животных).

  Добрые дела формируют характер человека. Я желаю вам и всем людям, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен добротой, верой, надеждой и любовью.

Совершая добрый поступок, это и есть чудо. А совершаем мы эти чудеса своим руками.

Слайд 42.

Спешите делать добрые дела.

Сказать не бойтесь нежные слова.

И не сочтите вы за труд –

Несчастным руку протянуть.

Спешите делать добрые дела.

Вы не жалейте своего тепла.

Души добро отдайте старикам

И ласку подарите малышам.

Спешите делать добрые дела.

Умейте исчерпать до дна.

Чтоб не винить себя на склоне дня –

Спешите делать добрые дела.

Умейте делать чудеса!
Творите их, творите!
И, несомненно, небеса
Придут к Вам! Посмотрите!

Откройте это чудо в Вас
И на других смотрите,
Оно поселится не раз
К кому благоволите.

Умейте чудеса творить
И днем и ночью темной.
Нам без чудес нельзя прожить!
Откройте Мир бездонный!

И Вы почувствовать должны -
Какое счастье рядом,
Что тут живете не одни,
А с чудесами рядом!

Давайте верить в чудеса
Давайте спать и видеть сны
Любить давайте небеса
И новой ждать опять весны

Давайте утром просыпаться
Под запах чая и блинов
И мир встречать и улыбаться
Дышать не чувствуя оков

И восхищаться красотой
Любить вокруг все без границ
Взгляните как прекрасен мир
С высот полета стаи птиц

Давайте воздухом дышать
Смотреть давайте в небеса
И ждать и верить все же в то
Что есть на свете чудеса!!!

Слайд 43

Домашнее задание: Ребята я хочу, чтобы вы, выполнив творческое задание увидели в нем частичку чуда. Например, моей маме 50 лет она уже 25 лет работает учителем и только в этом году она узнала, что ее святой Кирилл – учитель, а ведь в детстве она и не мечтала быть учителем, а ведь это чудо! Пусть каждый из вас тоже найдет своего покровителя и узнает почему он стал святым.

Слайд 44

Поверьте в чудо!!! И оно обязательно случится!

Слайд 45

-Молодцы! Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Урок ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина"

Урок с использованием технологии "Творческая мастерская"...