Методическая разработка урока "Паломничества и святыни" (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Методическая разработка (технологическая карта) урока "Паломничества и святыни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка (технологическая карта) урока

Основы религиозных культур и светской этики

модуль «Основы мировых религиозных культур»  

4 класс

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

«Паломничества и святыни»

Хубракова Ирина Баировна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат №20  Петроградского района Санкт-Петербурга

Учебник: Л.А. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов «Основы мировых религиозных культур 4 класс», М.: Просвещение, 2010

Цель урока: создать условия для освоения учащимися знаний об этическом смысле паломничеств и святынь в религиозных традициях; формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святынями в религиозных традициях мира;

-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

- воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ожидаемые результаты урока

Предметные: понимание  определений паломничество, святыни, реликвии и мощи; знание главных святынь для верующих людей.

Метапредметные:

Познавательные: анализ, обобщение, сравнение текстовой и визуальной информации; работа со схемой; определять цель и учебную задачу урока; выстраивать устный ответ по алгоритму;

Регулятивные: определять цель и учебную задачу урока; выстраивать устный ответ по алгоритму;

Коммуникативные- использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи

Личностные: уважительное отношение к мировым  религиозным святыням, как объектам культурного и духовного наследия; формирование мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению этой темы

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии различных обрядов.

Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.

Формы работы: работа в группе, индивидуальная

Этапы

Время

Деятельность

Учителя

Учащихся

1. Мотивация к деятельности.

1 мин

Предлагает проверить личную готовность к уроку, а также настраивает на позитивный настрой к уроку.

Проверяют свою готовность, приветствуют друг друга.

2. Актуализация знаний.

5 мин

Задает вопросы. Актуализирующие знания на предыдущих уроках:

-Обряды в религиях

-Молитвы в религиях

-Отвечают на заданные вопросы. Узнают и называют изображенные картинки обрядов разных мировых религий на слайдах презентации

-Узнают представителей религий, название молитв

3. Организация познавательной деятельности

6 мин

Предлагает самостоятельно сформулировать определения к понятиям паломник, паломничество, святыня.

Предлагает самостоятельно определить тему, цели урока, а также алгоритм изучения мировых религиозных святынь и изготовления их визиток.

С помощью опорных слов из стихотворения, демонстрируемой картины И.Е Репина «Паломник» пытаются сформулировать собственные определения.

Самостоятельно определяют тему и цель урока. Выдвигают предположения о предстоящей деятельности, формируя тем самым алгоритм изучения мировых религиозных святынь, а также план предстоящего урока.

4. Подготовка к самостоятельной деятельности

1 мин

Предлагает распределить функции каждого ученика при работе в группе.

Предлагает вспомнить о правилах работы в группе.

Предлагает разные уровни сложности изготовления рекламных туристических буклетов.

Самостоятельно распределяют функции каждого ученика в группе.

Повторяют правила работы в группе.  Договариваются и выбирают уровень сложности изготовления рекламных туристических буклетов.

Выбирают уровни сложности изготовления рекламных туристических буклетов.

5. Организация самостоятельной деятельности

13мин

Предлагает каждой группе самостоятельное изучение новой страны, предлагая для каждой группы учебники, карты и дополнительные тексты о мировых религиозных святынях и оформление визиток разной сложности.

Ищут информацию в учебниках, картах и дополнительных текстах. По выбору вклеивают предложенные картинки на ватман, оформляя визитки религиозных святынь по совместно разработанному плану.

6. Физпауза

1 мин

Предлагает физические упражнения

Выполняют физические упражнения

7.Закрепление и  включение в систему знаний

10  мин

Предлагает презентовать продукты совместной работы (визитки мировых паломнических туров). Остальным предлагает, внимательно выслушав новую информацию о стране, выбрать, кто о каком паломничестве захотел узнать больше.

Презентуют изготовленные визитки мировых паломнических туров. Внимательно выслушав новую информацию о стране, выбирают, кто о каком паломничестве захотел узнать больше.

8. Рефлексия

3 мин

Предлагает вспомнить этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагает найти  альтернативные варианты решения возникших проблем

Вспоминают этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагают альтернативные варианты решения возникших проблем при работе в группе, индивидуально

Тип урока: Урок изучения нового

Вид урока: Исследовательская работа

  1. Мотивация к деятельности. (1 мин)

Разъяснение детям о форме урока, приветствие гостей, проверка к готовности урока, положительный настрой.

  1. Актуализация знаний. (5 мин)

-Назовите обряды, которые вы видите на слайде (шаббат, крещение, намаз, разрушение мандалы) (слайд №2, №3)

-Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях? (молитва) (слайд №4)

-Как вы считаете, какие чувства испытывают они? Какие чувства у вас вызывают изображенные люди?) (слайд №4)

-Посмотрите, на фото людей, назовите представителя каждой религии и название молитвы. (молитва, медитация, намаз) (слайд №4)

3. Организация познавательной деятельности (6мин)

Учитель демонстрирует картину И. Е. Репина «Паломник» (слайд №5)

-Как вы считаете, кого изобразил Илья Ефимович Репин на своей картине?  Рассмотрите внимательно этого человека, опишите его. Во что он одет? Что в его руках? Зачем ему посох, котомка? Какие эмоции он испытывает?

- Эту картину Илья Ефимович Репин назвал «Паломник». Вам известно это слово?

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте, оно поможет вам понять, что означает слово паломник. (слайд №5)

Паломник, усердный путник

В кармане молитвослов

И рядом ангел-заступник

И жажда прощения грехов.

- Все ли слова в этом стихотворении вам понятны? Где можно найти значение слова, если мы с ним незнакомы? Давайте сегодня мы попробуем самостоятельно дать определение слову паломник, не пользуясь словарем. Для этого давайте обратим внимание на слова, которые нам помогут дать полное и точное определение. (путник, молитвослов, жажда прощения грехов).

(Наводящие вопросы: Что делает изображенный человек? Зачем он несет в кармане молитвослов? Что хочет этот человек, когда придет в точку назначения? Кто оберегает его и всегда рядом? Предположите, куда идет этот человек?)

-А теперь послушайте определение этого слова из словаря Ожегова «Паломник- верующий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми» (слайд №6)

-Изначально слово паломник возникло от латинского «palma», «странник, вернувшийся из святых мест с пальмовой ветвью», ведь паломником называют богомольца, странствующего по святым местам, где растут эти диковинные для Руси деревья. Вспомните, где мы уже встречали людей с пальмовой ветвью в руке?

-Исходя из нашей беседы, дайте определение слову святыня.

«Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым, почитаемым»  или «Предмет или место религиозного поклонения» (слайд №7)

-Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока (слайд №8)

(Можно предложить открыть учебник, чтобы прочитать тему урока.)

Сегодня мы будем говорить о местах поклонений разных мировых религий. Значит, мы будем путешествовать по разным странам.

Сегодня вы будете работать группами, где вы будете разрабатывать визитки разных паломнических туров. Для того, чтобы разработать визитку того или иного тура с нужной информацией, давайте подумаем, что мы должны знать о паломническом туре?

Примерный план разработки визитки паломнического тура:

Название святыни

Географическое расположение страны, маршрут

Святыня и ее особенности (архитектура, убранство)

История святыни

Обычаи, ритуалы, обряды.

Можем ли мы сказать, что мы определили краткий план вашей предстоящей работы?

4. Подготовка к самостоятельной деятельности

Распределение работы в группе

После того как вы узнали паломничества в какие места будет изучать каждая группа, распределите в группе свои функции.

-Кто будет искать информацию? Где можно найти информацию?

-Кто будет оформлять визитку?

- Кто будет презентовать групповую работу?

-Кто будет следить за временем выполнения работы?

Не забывайте о правилах работы в группе! (выслушиваем и не перебиваем друг друга, каждый выполняет свою функцию, работаем спокойно, чтобы не мешать другим группам)

Выбор работы по уровню сложности задания

После того как вы распределили свою работу в группе, выберите сообща, какой уровень сложности оформления буклета страны вы выберете?

–Сложный уровень- самостоятельное оформление визитки по алгоритму.

- Легкий уровень – визитки по готовой схеме.

5. Физпауза (1 мин)

6. Организация познавательной деятельности (10 мин)

Самостоятельная работа по плану в группе.

7. Закрепление и  включение в систему знаний (7 мин)  Презентация визитки тура.

А сейчас, ребята, вы должны представить продукт своей работы вашим товарищам и гостям. В конце урока мы обязательно спросим,  кто о каком паломничестве захотел узнать еще больше.

Примечания после или до выступлений рабочих групп:

Ребята, как вы рассказали об основных местах паломничества  каждой религии. Скажите, если у человека есть желание поклониться святыням, обязательно ли человеку сесть на самолет и ехать к главным святыням в другие страны? Многие россияне специально едут поклониться святыням находящимся именно в нашем регионе. В нашем Санкт-Петербурге, например, одним из знаменитым мест паломничества является Александро-Невская лавра, где находятся мощи Александра Невского. Или сотни людей ежедневно спешат поклониться Казанской иконе Божией Матери в Казанском соборе на Невском проспекте. (слайд13)

Христианство. Понятие святыни распространяется и на другие места, связанные с жизнью и смертью Христа. Например, Вифлеем- город где родился Иисус. Вся эта территория носит название «Святая Земля»

8. Рефлексия  (2 мин)

Вам понравился наш урок? Как вы оцениваете работу вашей группы? Были ли трудности? Чтобы не было таких трудностей, что вы на следующем уроке сделаете по-другому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон  речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....