Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религия
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мухамеджанова Лейла Бакытовна

Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религия

Тема урока: «Культура и религия»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: Формирование у учащихся уважения к мировым религиям как ценностям культуры человечества

Задачи:.

      Образовательные:

  1. Формировать у обучающихся понятия «культура», «религия»;
  2. Научить определять сущность материальной и духовной культуры;

3.   Формировать представления о влиянии религии на культуру.

       Развивающие:

Познавательные УУД:

  1. Формировать  умение ориентироваться в своей системе знаний;
  2. Формировать умение перерабатывать полученную информацию;
  3. Формировать умение делать выводы по теме;
  4. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  2. Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
  3. Оценивать результаты собственной деятельности.

        Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
  2. Формировать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах;
  3. Формировать умения слушать и понимать речь других;
  4. Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга;
  5. Формировать умение доносить свою точку зрения до других.

   Воспитательные:

Личностные УУД:

  1. Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
  2. Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
  3. Осуществлять личностную рефлексию.

Основной метод: беседа

Частные методы и приёмы: беседа, практическая работа

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: показ презентации;

- методы поощрения: похвала, одобрение;

- методы контроля: контроль учителя и самоконтроль

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._urok_moy_kultura_i_religiya.docx27.16 КБ
Файл 2._kultura_i_religiya.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религия

Тема урока: «Культура и религия»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: Формирование у учащихся уважения к мировым религиям как ценностям культуры человечества

Задачи:.

      Образовательные:

  1. Формировать у обучающихся понятия «культура», «религия»;
  2. Научить определять сущность материальной и духовной культуры;

3.   Формировать представления о влиянии религии на культуру.

       Развивающие:

Познавательные УУД:

  1. Формировать  умение ориентироваться в своей системе знаний;
  2. Формировать умение перерабатывать полученную информацию;
  3. Формировать умение делать выводы по теме;
  4. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  2. Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
  3. Оценивать результаты собственной деятельности.

        Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
  2. Формировать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах;
  3. Формировать умения слушать и понимать речь других;
  4. Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга;
  5. Формировать умение доносить свою точку зрения до других.

   Воспитательные:

Личностные УУД:

  1. Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
  2. Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
  3. Осуществлять личностную рефлексию.

Основной метод: беседа

Частные методы и приёмы: беседа, практическая работа

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: показ презентации;

- методы поощрения: похвала, одобрение;

- методы контроля: контроль учителя и самоконтроль

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о своем родном Отечестве. Мы узнали, что главное богатство любого государства, это (его люди) со своей историей, со своей культурой. У каждого человека, народа, семьи есть своя история, свои традиции и духовные ценности. 

- Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем.

- В какой стране мы с вами живем?

- А что такое духовный мир? (- это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми)

- А культурные традиции это..? (- это богатство нашей страны. Все то, что из поколения в поколение чтиться нами, ценности.)

Самоопределение

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно дополнить предложение на месте пропуска «Человек, который …, является культурным человеком»

- Итак, давайте подведем итог вашей работы.

Культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием.

- Мы часто слышим в повседневной жизни словосочетания культурный человек, культура речи, культура поведения. А что же такое культура, как вы считаете? (слайд 2)

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

(слайд 3)

     • честность

•аккуратность

• хамство

• вежливость

• жадность

• лживость

• ябедничество

• враньё

• навязчивость

• безразличие

•предательство

• уважение старших

• милосердие

•  дружба

- Давайте попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?

- А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать?

- Да, она погибнет.

- То же самое и с культурой. Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.

- Давайте тогда попробуем определить тему нашего урока

- Вы правы, но я немного дополню. Тема нашего урока «Культура и религия»

- Давайте теперь поставим перед собой цель на урок. Что мы должны узнать, чему научиться?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Хорошо, давайте узнаем, что такое культура. У этого слова очень много определений и значений.

В словаре С. Ожегова:

Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

- Теперь откройте тетради. Запишите число. 14 сентября. Тема урока – Религия и культура. Запишите определение слова культура в тетрадь

- Исходя из данного определения, скажите, какая бывает культура?

-Давайте сделаем небольшую схему в тетрадях.

                                  культура

         материальная             духовная

К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

- Давайте поработаем с слайдами и определим, что относится к культуре духовной, а что - к материальной.(слайд 4)

- А теперь составим портрет слова культура. Подберите слова-друзья (синонимы) - развитие, воспитание, традиции

- Слова-враги? (антонимы) - невоспитанность, зло

Физкультминутка

- Итак,  с каким понятием мы с вами познакомились?

- Прочитайте определение этого слова

- А как звучала тема нашего урока?

- С каким понятием мы еще не познакомились?

- Как вы думаете, к какому виду культуры относиться религия?

- Правильно, религия относится к духовной культуре

Слово «религия» произошло латинского слова, которое означает «связывать», «соединять». Что такое религия .(слайд 5)

Религия – форма духовной культуры, те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре. Запишите это определение в тетрадь.

Сегодня религией мы называем различные верования людей, например в единого Бога, или во многих богов, или в ангелов, духов и других подобных существ.

(слайд 6)Человечество впервые столкнулось с культурой в эпоху первобытности - ритуальные танцы, наскальные рисунки, древнегреческий театр. Участие людей в религиозных действиях называют ритуалами.  В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали молитвы. Первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных. Так они показывали свою связь с миром богов и духов.

Религия существовала с глубокой древности. Верование древних людей называли первобытными верованиями.

Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии исповедовали жители Египта, Греции, Рима. Эти верования называют древними верованиями.

Многие народы создали собственными религии, т.е. религия, которая принадлежит одному народу называют национальнымиНапример . ИНДУИЗМ (религия индусов), ИУДАИЗМ (религия евреев).

Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах, принадлежат разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм, иудаизм. ( СЛАЙД 7,8)

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией. Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии(слайд 9), Древней Греции и Египта (слайд 10). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле (слайд 11), но известен по описаниям. В древние времена возникли и первые христианские храмы(слайд 12), некоторые из них сохранились до наших дней.

Сейчас буддистские(слайд 13), исламские (слайд 14), христианские храмы можно встретить повсюду.  В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?

- Так связаны ли между собой культура и религия? - Да, связаны, религия это одна из частей культуры, имеющая свои особенности и архитектурные памятники.

Многие памятники материальной  и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

  • В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов (15)

Искусство скульптуры создавало  и создает статуи богов и святых (слайд 16)

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах (слайд 17)

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы (слайд 18-21)

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. (прослушивание Авэ Мария)

ИТОГИ

Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке.

- Дайте определение понятиям культура и религия

- Как эти понятия связаны?

- Что такое ритуал?

- Какие религии есть в России?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 2 Культура и религия

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРА »? Со словом «КУЛЬТУРА» связаны такие выражения, как «КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «КУЛЬТУРНО СЕБЯ ВЕСТИ»

Слайд 3

Считаешь ли ты себя культурным человеком? • честность •аккуратность • хамство • вежливость • жадность • лживость • ябедничество • враньё • навязчивость • безразличие •предательство • уважение старших • милосердие • дружба

Слайд 4

Определите , какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие - духовную

Слайд 5

Что такое религия? Рели́гия — одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметов поклонения.

Слайд 6

Ритуал - это участие людей в религиозных действиях. Верование древних людей называли первобытными верованиями. Древние верования – это религия древнего Египта, Греции, Рима и др. Религия, которая принадлежит одному народу называют национальными.

Слайд 7

Буддизм Христианство Ислам Иудаизм РЕЛИГИИ МИРА

Слайд 8

На территории России основными считаются 4 религии: Православие Иудаизм Ислам Буддизм

Слайд 9

Ислам ( по-арабски «покорность ») мечеть во Владикавказе величественные храмы Древней Индии

Слайд 10

Храм Древней Греции Храм Древнего Египта

Слайд 11

иудаизм Израиль - руины иудейского храма

Слайд 12

Христианский храм Храм св.Георгия во Владикавказе

Слайд 13

Буддистский храм с.верхняя Иволга республика Бурятия - Россия

Слайд 14

Мечеть

Слайд 15

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

Слайд 16

Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых

Слайд 17

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайд 18

ХРИСТИАНСТВО Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 19

ИСЛАМ

Слайд 20

БУДДИЗМ ИНДУИЗМ

Слайд 21

ИУДАИЗМ

Слайд 22

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая . В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты

Слайд 23

Подведём Итоги: - Дайте определение понятиям культура и религия - Как эти понятия связаны? - Что такое ритуал? - Какие религии есть в России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока 12 "Основы светской этики" 4 класс

Конспект урока №12 "Основы светской этики " по теме :"Справедливость"...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"

Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок   познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...

Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

На уроке ученики учатся осознавать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе;  соотносить понятия «стыд» и «совесть»....