Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

В данной методической копилке можно найти примеры использования приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков ОРКСЭ. К методической копилке прилагается Пояснительная записка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

 «Помоги мне это сделать самому,
ничего не делая за меня,
направь в нужное русло,
подтолкни к решению,  
а остальное я сделаю САМ!»

М.Монтессори

   Одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей всех участников процесса обучения. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.

   Таким образом, противоречие между необходимостью повышения уровня познавательной активности учащихся, с одной стороны,  и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения,  с другой,  предопределило для меня проблему использования технологии критического мышления на своих уроках.

   В своей работе я хочу остановиться на методическом приёме «Фишбоун» в технологии критического мыщления. Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.   С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

   Мы все знаем, что с помощью зрительных образов ребёнок быстрее запоминает любую информацию, так вот использование приёма «фишбоун» как раз дает ребенку зрительно запомнить  факты или определения.

   Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

   «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но можно и на обычном листе бумаги формата А4 или доске, используя цветной мел.

 Существуют два типа расположения:

горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы);

вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

   Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. 

   Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

 «Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

 Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.

Описание алгоритма действий при работе с приёмом  «Фишбоун».

Как известно любая проблема начинается с головы.

  •  - помещаем нашу проблему в голову рыбы.
  •  - на верхних «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.
  •  - хвост рыбы – вывод.

Схемы «Фишбоун» дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости;
  • систематизировать знания по основным категориям.    

Технология применения.

 Формы работы на уроке.

Фронтальная. Схема «Фишбоун» заранее раздается ученикам (или зарисовывается  в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон «Фишбоун». Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах. 

1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема «Фишбоун»  заполняется на основе мнений групп.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема «Фишбоун» заполняется на основе мнений групп.

3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема «Фишбоун» заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.

4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема «Фишбоун» заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки). Результаты сравниваются.

5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

    «Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа.

 Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

  • критическое мышление;
  • взаимодействие в группах;
  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;
  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Таким образом, использование приёма «Фишбоун» развивает умение  учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

В данной методической копилке приведены примеры использования приема «Фишбоун»на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»? 4 класс  (модуль «Светская этика»). К использованию данного приёма меня привели трудности, связанные с проблемой нежелания детей читать тексты, неумением  грамотно выразить свои мысли. Следовательно, затруднено творческое мышление и навык грамотного письма, понижена мотивация к познавательной деятельности. На уроках ОРКСЭ мы стимулируем интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развиваем умение интерпретировать информацию, а не просто заучивать её. Таким образом, решаем задачу развития функционально грамотной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Методические рекомендации по теме: «Особенности подготовки домашнего задания в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как инт...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс, тема "Храмы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Дата: 24.01.2023Школа: №95Класс: 4-2Урок: 3Время:  9:50 – 10:30   Кабинет: 201 Студент: Дятлова В...