Защита проекта по курсу ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Котельникова Евгения Анатольевна

Материал предназначен для промежуточной аттестации учащихся 4 класса с критериями оценивания. Тему проекта учащиеся выбирают из списка, предоставленного в данном иматериале

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания по курсу ОРКСЭ

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

По данному курсу предполагается:    1) безотметочный принцип обучения.  

 

        I.         Безотметочная система. 

 

    Безотметочная система позволяет составить об обучающихся объективное представление, более полно раскрыть их способности.

Обучающиеся должны:

  • иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях мировых религиозных культур, понятиях благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям, Родине и последствиях нарушения моральных норм;
  • иметь первичные сведения из истории традиционных религий России, знать главные  события истории религий и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
  • уметь применять духовно-нравственные правила в общении с окружающими людьми (в семье, в школе).

 

Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.

Итоговым контролем безотметочной системы может быть творческий проект Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке. Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта. Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания.  

II. Оценивание по результатам творческих работ.

Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций, издания газет, журналов и т.д.

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ. Оценивание успеваемости по курсу предлагаем осуществлять в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям.

Критерии, показатели

Баллы

1

Цели задания приняты обучающимся, конкретны.  

 

2

Замысел работы реализован.

 

3

Содержание оптимально (научно, грамотно,  доступно)

 

4

Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося.

 

5

Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала).

 

6

Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии.

 

7

Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося:

 

а

Любознательность и активность

 

б

Эмоциональность, отзывчивость

 

в

Общение с учителем  и сверстниками

 

г

Соблюдение общепринятых норм и правил поведения

 

д

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту  

 

е

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

 

ж

Владение необходимыми умениями и навыками

 

8

Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников. 

 

 

Всего баллов:

 

 

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени             3 балла
  2. Достигнуто частично                             2 балла 
  3. Достигнуто в малой степени                   1 баллов 
  4. Не достигнуто (или не входило в цели)           0 баллов Вывод:

 ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации  Работы, набравшие менее 21 балла не оцениваются.  

 

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 

Критерии оценивания 

Параметры 

Баллы 

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

 

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

 

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

 

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

 

- ссылки – все ссылки работают.

 

Средняя оценка по дизайну 

 

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

 

- материал изложен в доступной форме;

 

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

 

- слайды расположены в логической последовательности;

 

- заключительный слайд с выводами;

 

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

 

Средняя оценка по содержанию 

 

Защита  

- речь учащегося чёткая и логичная;

 

- ученик владеет материалом своей темы.

 

 

Средняя оценка по защите  

 

 

Итоговая оценка 

 

 

Итоговые отметки за четверть и год не выставляются. Контроль успеваемости осуществляется по мере накопления результатов за творческие работы. По итогам года при положительном усвоении курса  в журнале и личном деле обучающегося делается запись «курс усвоен».  

Количество творческих работ и презентаций проводиться в соответствии с календарно-тематическим планированием по разделам курса.

 

 

Оценочный лист

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину;

  • образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личная ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • этические чувства как регуляторы морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • мотивация к труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

Карта наблюдений

Копилка творческих работ

Принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности, а также нахождение средства её осуществления;

 планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её

 

 

 творческие работы  диспуты  ролевые игры  тесты

реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; внесение соответствующих коррективов в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общих целей и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;  
  • адекватное оценивание своего поведения  и  окружающих.

 

презентации

понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • понимание и оценивание значения религиозной морали, в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

тесты

составление словарей терминов и

понятий презентации защита проектов

Инструкция: выполнение проекта по одной из предложенных тем  

 

Темы проектов:

Чудеса» моего города
Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор).
Благотворительность в истории.
Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд в мирное время, в тылу, ратный подвиг, творчество и др.).
Возможен ли подвиг в мирное время?
Вот что значит настоящий, верный друг.
Всюду добрые люди вокруг
Герои былин народов России
Герои России
Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах).
Государственные праздники
Государство, основанное на справедливости.
Добро и зло в разные исторические эпохи
Добро и зло в русских народных сказках.
Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой (А.П. Чехов).
Древнегреческие мыслители о дружбе.
Дружба
Дружба начинается с улыбки
Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Заповеди любви
Зачем творить добро?
Защитники Отечества
Знаменитые люди России
Значение нравственности и этики в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности
История моей семьи
Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры? (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
Как сегодня жить по нравственным законам.
Как я понимаю золотое правило этики?
Культурные традиции в моей семье
Культурные традиции моего народа.
Кухни народов России
Любовь — основа жизни
Милосердие
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики.

 

Темы для проведения индивидуальных проектов по основам светской этики:

Мое отношение к людям
Мое отношение к миру
Мое отношение к России.
Мой дедушка – защитник Родины.
Мой добрый поступок
Мой друг
Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий.
Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны.
Мораль и нравственность
Моря России
Музеи нашего края
Мысли и поступки. Слова и речь
Национальные костюмы народов России
Национальные праздники (календарные циклы) моего народа.
Национальные традиции в нашей семье
Наша семья в годы Великой Отечественной войны.
Наши семейные традиции
Нравственные законы в современном мире
Нравственные идеалы
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Этикет
Семейные праздники
Жизнь человека — высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству
Нравственные качества
Нравственные правила в поведении героев народных сказок (русских, татарских, чувашских и т.д.)
Нравственный выбор
Нравственный закон человеческой жизни.
Нравственный закон. Десять заповедей
Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор).
Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор).

Этапы:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Постановка цели и конкретных задач.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор методов и методики проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 

Критерии оценивания проекта

Аспект оценивания

Критерии оценивания

         Показатели

Общие требования

Структура работы

Титульный лист

Введение (проблема, постановка цели, выдвижение гипотезы)

Содержание исследования

Заключение (выводы о достижении цели исследования)

Список используемой литературы (в алфавитном порядке)

Количество баллов: 2

Защита проекта

(презентация)

Актуальность

Проект может быть широко

применим; направлен на решение проблем современного общества

Содержание

Последовательность и логичность;

Материал изложен в доступной форме;

Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы;

Взаимодополнение текста и видеоряда;

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов;

Соблюдение регламента выступления.

Количество баллов: 7

Дизайн презентации

Оформление презентации логично,

отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта;

 

 

Диаграммы, рисунки, таблицы практичны и соответствуют содержанию;

Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.

Количество баллов: 3

Личные проявления докладчика

Уверенность в себе, владение собой;

Культура речи и еѐ эмоциональная окрашенность.

Количество баллов: 2

Итог проекта  

Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

Оригинальность

Максимально раскрыта творческая сторона проекта

Количество баллов: 3

                                  Итоговый результат

Зачет

9-17 баллов

Незачет

8 и менее баллов

 

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Защита творческого проекта

Качество доклада

Композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

10

Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы

5

Полное нарушение логики, не представлены результаты работы

0

Культура речи, манера держаться

Докладчик уверенно держится перед аудиторией, грамотно владеет речью, соблюдает регламент, удерживает внимание аудитории

10

Докладчик допускает негрубые речевые ошибки, незначительно нарушает регламент, частично удерживает внимание аудитории

5

Докладчик теряется перед аудиторией, обнаруживает бедность речи, нарушает регламент, не может удержать внимание аудитории

0

Ответы на вопросы

Докладчик убедительно и полно отвечает на вопросы, дружелюбно держится, стремиться использовать ответы для успешного раскрытия темы

10

Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы

5

Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Творческий проект учащихся по курсу ОРКСЭ. Защита проектов "Мой дом. Моя семья", Наша малая родина"

Итоговый оценочный урок по ОРКСЭ предусматривает презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На презентацию проектов прилашаются учителя, родители....

Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль: Основы православной культуры)

Используемые на уроке технологии и методы создают возможность на материале урока формировать коммуникативные и познавательные компетенции учащихся....

Проект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»

Проект урока по курсу ОРКСЭ. Тема урока «Отношение христианина к природе». Модуль «Основы православной культуры». УМК «Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных...

Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев

Урок №28 Защита Отечества по курсу ОРКСЭ модуль Основы православной культуры. для учащихся 4 классов. Учебник А. Кураев...

Защита проектов по курсу ОРКСЭ в 4 классе.

Обобщение собственного опыта работы по защите проектов в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»....