Конспект урока Добро и Зло
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dobro_i_zlo.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра философии образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

В соответствии с ФГОС

ТЕМА

«Добро и зло»

Автор: Боровкова Елена Викторовна

Должность: учитель начальных классов

ГБОУ начальная общеобразовательная школа №689

Невского района

Санкт-Петербург

2020


Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла

Задачи урока

в области ценностей:

ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно,  добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;

в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила добродетельным человеком;

индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия. мудрости, т.е. правила, как стать

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегоднянний урок.

  1. Актуализация знаний (организация деятельности по выходу на тему и цель урока)

Прочитайте эпиграфы на экране.

Эпиграфы:

«Добрый человек-не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать Зло».

В.О.Ключевский.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,-вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Давайте определим цель урока.

-Что мы должны сегодня узнать и для чего?

  1. Подготовка к изучению нового материала

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

 Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведутк разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

  1. Открытие нового знания

-Как вы понимаете понятие «Добро»?

-Подберите однокоренные слова к слову добро.

-Что значит добрый человек? Как отностяся к нему люди?

-Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (дети ищут информацию в словаре Ожегова)

-Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?

-Конечно же, это добрые и теплые слова.

-Какие?

Игра: добрые слова. Сказать как можно больше добрых слов в адрес своего соседа.

  1. Применение нового знания

Работа в группах.

  1. Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

 («Цветик- семицветик» В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

  1. Колотил да колотил

По тарелке носом-

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

  1. Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

  1. Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю Он невод забросил.

 Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала. (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

-Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

-В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

  1. Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы
  • Качества-«помощники» добра.
  • Качества-«помощники» зла.

Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло». Карточки: мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

  1. Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом. Перед вами на экране интерактивной доски высказывания мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

- «Ни один .... человек не бывает счастлив» Ювенал

- «Жизнь .... людей полна тревог» Д. Дидро

- «Добро помни, а .... забывай» Пословица

- «Не делай ..., не то на зло нарвешься» Восточная мудрость

-«Если не хочешь знать страха, не делай ....» Кабус

Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

-Не раз мы убеждались, что добро побеждает зло, но и добро нужно уметь делать правильно. (Китайская притча «Добро без ума»)

Вопросы и задания:

Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-то доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

  1. Анкетирование

Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек». Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать aргументы оппонента? окружающих?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Странете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

  1. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми-всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  2. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта-вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  3. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

  1.  Обобщение и рефлексия

Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ёе поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

Работа в группах.

Что хотела передать автор в этих строках?

К чему она нас призывает?

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы дол быть сами добрыми людыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим. И тд.

На доске цветик-семицветик. На каждом лепестке дети пишут правила доброты, выходят к доске и зачитывают написанное.

Список литературы:

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. Просвещение
  2. Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний»
  3. Словарь С.И.Ожегова
  4. Будникова В. «Добрым быть совсем непросто»
  5. «Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности
  6. Периодические издания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Добрые соседи" из цикла "Кубань многонациональная"

План-конспект урока кубановедения "Добрые соседи". Основная  цель данного урока: познакомить с особенностями быта и культуры жителей Адыгеи, с исто- рией возникновения русско-адыгской дружбы....

Конспект урока "Добро и зло."

Конспект урока "Добро и зло."...

Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"...

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока по предмету:  "Основы светской этики"....

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока  "Добро и зло"...

Конспект урока "Добро и зло"

Конспект урока  "Добро и зло" по ОРКСЭ для 4 класса...