|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап урока |
|
| Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы |
| Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
| Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
|
| В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать- И, помышляя о чуде, Рукой обожжённой солнце достать И подарить его людям. Давайте начнём наш урок с игры «Добрые слова» (Дети передают друг другу мягкую игрушку и, глядя в глаза, говорят при этом добрые слова.) Как вы думаете какая сегодня будет тема нашего урока?
Вопросы о том, что такое добро и зло издревле волновали людей. Сегодня мы с вами познакомимся с представлениями о добре и зле в разных религиозных традициях, поработаем с мультимедийными материалами и иллюстрациями в учебнике.
(Эпиграф к уроку) Зло любит жить роскошно и удобно. Добру и в этом далеко до зла. Но даже в смертный час добро способно Дарить надежды и рождать дела. Добро найдет нас с трудную минуту, Придет, когда его уже не ждешь. Ты сам спеши добро нести кому-то Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.
|
|
Фронтальная работа |
| Познавательные УУД. - Выдвижение гипотез, их обоснование. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
|
| Беседа с учащимися по вопросам. - Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают?
- Как вы думаете, всегда ли понятие о добре и зле были такими, как сейчас? Почему?
- Добро и зло всегда существовали на земле?
- Чего больше в мире добра или зла?
- К чему призывают все мировые религии: к искоренению зла или добра?
- Как вы понимаете, что такое грех?
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями. Думаю, что вы догадались с какими. (Это добро и зло, грех, раскаяние и воздаяние)
|
| Коллективная работа над понятиями темы. Открывают тетради, записывают дату и тему урока «Добро и зло. Грех, раскаяние и воздаяние». - Выпишите из словаря понятия , которые относятся к теме нашего урока. - Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций)
- Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
- Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.
- Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.
- Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.
- Приведите примеры добрых и злых поступков (из своей жизни или из литературы).
|
| Регулятивные УУД. Самостоятельное формулирование темы и цели урока;.
Познавательные УУД. Использование словарей, справочников;
|
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
|
| Вопросы добра и зла, как я уже отмечала, издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему. Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно вместе с сотворением мира. Древние греки считали, что беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир, вырвавшись из ящика, который из любопытства открыла женщина по имени Пандора (Ящик Пандоры) (Чтение притчи о Каине и Авеле)
|
| Чтение притчи КАИН И АВЕЛЬ Изгнанным из рая Адаму и Еве пришлось на земле самим добывать себе пропитание. Адам пахал землю, а Ева пряла пряжу, готовила пищу. Вскоре у них родились дети. Первым на свет появился Каин, вскоре за ним родился Авель. Каин был человек жесткий, суровый, а Авель, наоборот, имел нрав кроткий, в его сердце было много любви к Господу. Каин пошел по стопам отца, стал земледельцем, а Авель пастухом. Настало время, когда нужно было принести жертву Господу Богу. Каждый хотел воздать Всевышнему лучшие плоды своего труда, каждый хотел, чтобы Господь заметил его. Каин был старшим в семье и первым принес на жертвенник то, что народила вспаханная им земля. Это были зерна злаков-. Авель выбрал в стаде лучшего ягненка и тоже принес его на жертвенник. Каин по натуре был человек неулыбчивый и когда приносил жертву, то был мрачен, и Бог решил, что он делал свое подношение без любви к Нему, через силу. Бог принял жертву Авеля, а на жертву Каина даже не посмотрел. Очень расстроился Каин. В его сердце поселилась злоба против брата. Бог это заметил и спросил Каина, отчего он опечалился и почему мрачен: «Если делаешь доброе дело, то надо смотреть в лицо и улыбаться. Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Промолчал Каин. Но не внял он словам Господа, как будто не услышал их, не исчезла из его сердца злоба. Не зная на ком выместить ее, он еще сильнее обозлился на брата и решил отомстить ему. Однажды Каин предложил ему пойти в поле, затем неожиданно схватил камень и ударил Авеля. Тот, не издав ни звука, весь в крови упал на землю. Так совершилось первое убийство — брат убил брата своего. Но Господь все видел, и Он спросил Каина; «Где же Авель, брат твой?» Каин ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» Господь был очень опечален, что погиб кроткий Авель, сердце которого было преисполнено любви к нему. И Он сказал: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин не выразил сожаления, что убил родного брата, только сказал, что это слишком большое наказание для него. Если он станет изгнанником и скитальцем на земле, то любой встречный убьет его. Но Бог ему ответил, «…что всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро, и сделал ему знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». И пошел Каин от лица Господня, и поселился на земле Нод, на восток от Эдема. Там женился он, и его жена родила ему много детей. Но и у Адама с Евой снова родился ребенок, которого они назвали Сиф. Ева говорила, что Господь даровал ей другое семя вместо Авеля, которого убил Каин.
Фронтальная работа: Согласны ли вы с фразой В. Ключевского «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Как вы ее понимаете? Работа в парах Собери пословицу: Добрые дела | половина счастья | Доброе слово | нет доброго имени | Без добрых дел | доброту не унесут | Красоту уносят годы | красят человека |
|
| Личностные УУД. Формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;
Познавательные УУД. Нахождение ответов на вопросы в тексте ..
Коммуникативные УУД. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -овладение умением работать в паре |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). |
|
| Рассматривание иллюстраций в тексте. Показ презентации «О блудном сыне» (приложение)
|
| Работа с учебником (ответы на вопросы). I группа 1.Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»? 2.Что такое добро? 3.Как должен делать человек добрые поступки? II группа 1.Нужно ли знать человеку, что такое зло? 2.Что такое зло? 3.Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
|
| Познавательные УУД. Оориентирование в учебном пособии. Поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные УУД. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. |
|
| Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов. Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости. В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
|
| Работа в парах Игра «Стань волшебником» Превратите, используя характеристики на рисунке, одну девочку в добрую, а другую в злую. Каждое из качеств прокомментируйте примером (приложение) ![](https://lh4.googleusercontent.com/z58hsN9Wb80rf5-lJZMR8iOYdsjQx-djN1XvXtCGMyBT1sj-eFr2NjaZhpF96Cq1Rr788pUhYBf-UOED7RXQjFU41IDQcTxj9PIle0A_0n4SAEe6K6i4d_T8TQ_VeU4cRw5oicAMf94)
|
| Познавательные УУД. Извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, схема). Коммуникативные УУД. Овладение умением работать в паре
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). |
|
|
Игра по теме урока «А знаете ли вы, что…» |
|
Фронтальная работа (ответы детей)
|
| Познавательные УУД. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
|
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
|
|
Задание: выписать из текста (с.24-) 2-3 предложения, которые вы считаете наиболее важными для этого урока.
|
| Обсуждение результатов работы.
|
|
Познавательные УУД. Нахождение ответов на вопросы в тексте,
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
| Оцени поступки детей (Поставь √ ):
Поступки детей | Добро | Зло | Дать списать домашнее задание |
|
| Объяснить решение задачи |
|
| Скрывать от родителей плохую отметку |
|
| Накормить бездомного котёнка |
|
|
А теперь давайте посмотрим очень добрый мультфильм «Просто так» Чтение высказываний (на доске)
Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек. Кей-Кавус
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Чехов А. П.
Да не увидит дел исхода злого, Кто никогда не делает дурного. Злодей же злом повсюду окружен, Как сам себя язвящий скорпион. Саади
Наградой за доброе дело служит свершение его. Сенека
Зло порождает зло. Лермонтов М. Ю.
Хорошее без плохого не бывает — даже школьнику на каникулы дают задание. Лэм Ч.
Не делать зла — и то благодеяние. Публий
|
| Работа в группе |
| Личностные УУД. Смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов Коммуникативные УУД. Овладение умением работать в паре
|
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
| Рефлексия «Градусник» Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п. ) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.
Домашнее задание: Спроси у родителей об их добром поступке, совершенном в жизни (детстве). Вспомни свой добрый поступок.
Исполнение песни «Что такое доброта» (Барбарики) |
|
|
| Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
|
|