Фрагменты уроков ОПК
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Вавшко Галина Михайловна

 Совесть и раскаяние.

"Зачем творить добро". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_illyustratsiey_vavshko_g.m.docx101.91 КБ
Файл rabota_s_pritchey_vavshko_g.m.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОПК в 4 классе

Тема: Совесть и раскаяние.

Цель:  Создать условия для формирования представления  у учащихся о «совести» и «раскаянии» в русской православной культуре; помочь учащимся осмыслить христианское представление о действиях при раскаянии.

 Задачи урока:  

дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Фрагмент урока

 Работа с иллюстрацией. 

Описание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

      Не сообщая названия картины проводим беседу с учащимися.

-Как вы думаете, кто изображен на этой картине? (отец и сын)

Какой момент изображён на картине? (_встреча сына с отцом)

Как выдумаете, почему сын стоит на коленях? (он провинился, просит у отца прощения ) Почему художник не показал лицо человека стоящего на коленях? (оно горестное, он плачет.)

Рассмотрите лицо человека, обнимающего сына. Какие чувства на его лице? (он прощает своего сына).

Как одет отец? ( красная накидка, расшитая золотом одежда)

Как одет сын? (рваная, грязная одежда, обувь с дырами)

Легко ли жилось сыну? (тяжело, он много ходил, истоптал обувь)

А легко ли было отцу жить без сына?  (он тоже страдал)

Знаете ли вы, как называется картина? В сюжет этой картины художник Рембрандт взял «Притчу о блудном сыне» из Нового Завета Библии.  Картину художник назвал «Возвращение блудного сына»

Давайте послушаем эту притчу

В Евангелии от Луки говорится, что однажды Иисус рассказал такую притчу:              

У  некоторого  человека  была  два  сына;  и  сказал  младший  из  них  отцу:  отче!  дай  мне следующую  мне  часть  имения.  И  отец  разделил  им  имение.  По  прошествии  немногих  дней младший  сын,  собрав  все,  пошел  в  дальнюю  страну  и  там  расточил  имение  свое,  живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

и  пошел,  пристал  к  одному  из  жителей  страны  той,  а  тот  послал  его  на  поля  свои  пасти свиней; и он рад был наполнить  чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.  Придя  же  в  себя,  сказал:  сколько  наемников  у  отца  моего  избыточествует  хлебом,  а  я

умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал  и  пошел  к  отцу  своему.  И  когда  он  был  еще  далеко,  увидел  его  отец  и  сжалился;  и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я  согрешил против неба и

пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую  одежду  и  оденьте  его,  и  дайте  перстень  на  руку  его  и  обувь  на  ноги;  и  приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв

и  ожил,  и  пропадал  и  нашелся.  И  начали  веселиться.  Старший  же  сын  его  был  на  поле;  и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил:  что  это  такое?  Он  сказал  ему:  брат  твой  пришел,  и  отец  твой  заколол откормленного  теленка,  потому  что  принял  его  здоровым.  Он  осердился  и  не  хотел  войти. Отец  же  его,  выйдя, звал его. Но  он  сказал  в  ответ  отцу:  вот,  я  столько лет  служу  тебе и никогда  не  преступал  приказания  твоего,  но  ты  никогда  не  дал  мне  и  козленка,  чтобы  мне повеселиться  с  друзьями  моими;  а  когда  этот  сын  твой,  расточивший  имение  свое  с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой!

Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Кого ещё видим на картине? (людей,  которые  оказались  свидетелями  встречи отца и сына.  Один из них может быть братом,  вернувшемуся человеку)

Как они реагируют на  эту встречу? (С любопытством, с сочувствием)

Какие чувства рождает у вас картина? (Жалость  к  постаревшему  отцу,  радость  за  него  –  ведь  он  сейчас  счастлив, сочувствие к сыну, многое испытавшему).

Можно ли сказать, что отец- мудрый человек? (да, он простил своего сына Если бы отец его не простил, то сын жил бы с вечной обидой на него.)

 Какие чувства испытывает сын? (Раскаивается, покорён мудростью отца)

Отец действует согласно одной из  библейских мудростей:

«Поступай с другими так, как хочешь, что бы поступали с тобой».

- Какую из десяти заповедей Христа уместно вспомнить в данном случае?

(Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле ).



Предварительный просмотр:

Урок по теме "Зачем творить добро". 4-й класс. ОПК

Цель урока: создать условия для формирования понимания значения основных категорий христианской этики «добро», «зло», сформировать понимание того, что творить добро — духовная радость.

Задачи:

познакомить с этимологией изучаемых понятий с позиций православия;

развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию; 

воспитывать доброту, любовь к ближнему, милосердие, чувство сопереживания, толерантность, осознанное отношение к выбору поступка

Фрагмент урока

Работа с притчей

Слушаем притчу о подлинной благодарности

1.Работа с заголовком притчи до чтения.

-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?(о благодарности, добром поступке)

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

   Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой. Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

- Это не трудно, любезный, - ответил проезжий. - Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...

3.Анализ текста

-Оправдались ли наши предположения?

-Кто герои притчи? (селянин и господин). Кто такой селянин? Каким вы его представили? (живущий в селе, бедный). Каким вы представили другого человека? Прочтите. (богато одетый)

Почему селянин не просил помощи? (побоялся, человек богат и хорошо одет)

Как же поступил господин? (он сделал это бескорыстно, поступил как истинный христианин). Что ответил он селянину?(чтение отрывка)

 Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (дети отвечают)

  Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. Человек, делающий добро, испытывает чувство радости.

-Какой вывод вы сделали для себя? (надо делать добро просто так, бескорыстно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ фрагмента урока. Тема урока: И. С. Никитин "Русь".

Самоанализ фрагмента урока, проведённого в 4"э" классеГОУ СОШ №603.Учитель: Сидорова Мариана Ильинична.Тема урока: И. С. Никитин "Русь".Презентация №1 " Татаро - монгольское иго".Презентация №2 " Борь...

разработки уроков ( фрагментов урока)

Разработки представленных уроков - это мои попытки освоить системно - деятлеьностный подход и поупражняться в создании презентаций....

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Создание проблемной ситуации и выход из неё на уроке математики (фрагмент урока)

Данный фрагмент урока может быть использован на уроке математики при введении нового знания на уроке математики. При подготовке данного урока был исползован учебник Л.Г.Петерсон...

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Фрагмент урока математики в 3 классе УМК Гармония с применением квест-технологии. Тема урока: Нахождение площади прямоугольника

Квест- технологии основаны на проблемном обучении. Квест - это выполнение проблемного задания с элементами игры, где от игроков требуеется решение умственных задач для продвижения по сюжету. Для дости...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....