Урок ОПК "Милосердие"
учебно-методический материал по орксэ (3 класс)

  1. Знакомясь с  материалом, дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.
  2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение,  не утратили своей ценности в наше время.
  3. Использовать наглядные методы, литературный и публицистический материал, способствовать развитию целостного восприятия школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Гулькевичский район х. Тельман

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 х. Тельман

муниципального образования  Гулькевичский район

имени Героя Советского Союза В. И. Ермолаева

Урок ОПК «Милосердие»

        

Подготовила:

 учитель начальных  классов

МБОУ СОШ № 6

им. В.И. Ермолаева

Уралёва Т.М.

2022 г

Цель - Помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; как милость может уживаться с гневом; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.

Задачи:

  1. Знакомясь с  материалом, дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.
  2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение,  не утратили своей ценности в наше время.
  3. Использовать наглядные методы, литературный и публицистический материал, способствовать развитию целостного восприятия школьников.

Ход урока

Активное собеседование.

Учитель: Прежде, чем мы с вами поговорим о милосердии, давайте посмотрим замечательный добрый мультфильм «Просто так». (Цель показа м/ф – создать доброжелательную атмосферу в классе)

Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

- Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (дети отвечают)

Слайд Слово «милый».

- А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)

Слайд  Слово «миловать». (цель  - показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие)

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее.

- Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.  Миловать – значит дарить приятное для души.  

 Слово «милость». (цель  - показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие)

А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка.

Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)

 Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)

Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Слайд  Слово «милосердие».

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наше душевное здоровье. Но есть нечто выше заповедей, выше закона. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Слайд  «Накормить голодного»

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Ученица:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 

Слайд» Люби ближнего»

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».  И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Слайд « Милосердный самаритянин»

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Слайд «Милосердие»

Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.( Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».)

Слайд « Милосердие»

Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями...

-Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Слайд « Вина и прощение»

Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.

-Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)

Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе:  добро – помнить, зло – забывать.

Слайд «Обида»

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.  Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Ученик:

Что такое доброта

Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

Оттого, что кто-то счастлив,

От простого слова «Здравствуй!»

И от смеха малышей,

И от солнечных лучей,

От подснежников в лесу,

Что я маме принесу.

От березки под окном,

Что стучится веткой в дом.

От прохлады ручейка,

От цветного мотылька,

И от радуги над речкой,

И от дров, трещащих в печке,

Оттого, что рядом друг,

И от бабушкиных рук.

От снежинок на ресницах,

И от сказки, что нам снится.

И от запаха сирени,

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты.

Слайд « Учиться милосердию»

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

Работа в группе

МИЛОСТЫНЯ

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк  говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна (Иулиания). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Анализ текста

Слайд  «Милостыня»

-Что такое милостыня? (дети отвечают)

Милостыня – это благотворение нуждающимся.

-Что говорил Иисус Христос о милостыне? (дети отвечают)

«Всякому просящему у тебя – дай».

Слайд « Бедный и богатый»

-Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее? (дети отвечают)

 «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается».

Слайд « Святая Иулиания Муромская»

-Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (дети отвечают)

Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.

Работа в группе

Слайд « Смысл жизни»

Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с  собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом  и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше  не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В. Марцинковскому)

Анализ текста

-Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)

Радость. Это чувство - награда Божья за совершенное добро.

-Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (дети отвечают)

Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.

Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.

Слайд «Богатый – убогий»

-Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете? (дети отвечают) Чтобы люди учились делиться друг с другом. Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так?  Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню - добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

Притча старца Паисия Святогорца об умножении любви в человеке:

 «Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек - лукавый раб, который скрыл талант. В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви».
Слайд: Старец Паисий Святогорец: «Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным».

Слайд: Джек Лондон: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её».

Слайд: Святитель Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим то, что тебе самому не нужно, что у тебя валяется. Потом будешь в состоянии давать и больше, и даже с лишением для себя. И наконец будешь готов отдать и все, что можешь».

Нищета подлинная и мнимая 

Подавать или не подавать каждому нищему?  Вcе ли нищие, вернее, те, кто себя так представляют, являются нищими в том смысле, в каком о них говорится в Священном Писании?

Как оградить от обмана и греха наивных и простодушных людей, на чьей доброте и человеколюбии играют бессовестные вымогатели и обманщики, ведя вольготную, безалаберную и порочную жизнь?

Одеть нагого, безусловно, похвально; накормить голодного - тоже. Но если просящий одет лучше, чем многие из тех, к кому он обращается за подаянием, нуждается ли он? Что ведет его по миру с протянутой рукой? Что заставляет вымогателей, поставивших свое дело, можно сказать, на коммерческую основу, отыскивать по всей стране калек и уродцев, выставляя их напоказ в людных местах, и с их помощью выклянчивать у доверчивых граждан деньги?

Схема действий вымогателей: дети и инвалиды клянчат, выпрашивая милостыню, надсмотрщики отбирают и делят между собой добытое. Большая часть этих лихоимств совершается с призыванием имени Христа.

Страшный грех берут на себя те, кто под видом монахов или служителей церкви  вымогают деньги якобы на храм или монастырь.  Сегодня и с таким обманом можно столкнуться. Только попрошаек этих не встретишь у Церкви. Они бродят по поездам, метро и другим людным местам.

Ученица:

Скажите, сколько в сердце доброты?

Откуда же оно ее черпает?

И как среди бегущей суеты,

Оно так много и легко прощает?

И почему тревожится всегда,

Когда кому-то очень-очень больно?

Всегда есть наготове доброта.

Ее так много, что для всех довольно.

Я поняла, что доброта, как кровь:

Чем больше отдаешь, тем больше будет.

У доброты подруга есть – любовь.

Дарите доброты побольше, люди!

Ученик:

Мостовая З.В.

Умей.

За боль умей благодарить,

Умей понять других тревогу.

Умей скорбящим скорбь дарить,

Заблудшим - указать дорогу.

Умей упавшего поднять

И с нищим поделиться хлебом,

Убогого умей понять,

Он, как и ты, дарован небом.

Обиды все забыть сумей,

Хотя бывает очень сложно...

Умей ценить, любить умей,

Жить по-другому невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...