Урок ОРКСЭ "Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Полякова Татьяна Александровна

Знакомство со значением семьи в различных традиционных религиях на территории России; формирование и развитие представлений о семье, как о важнейшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_semya.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №214

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Модуль: Основы религиозных культур и светской этики

Конспект урока по теме: Семья

Выполнила:

Полякова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

Цель урока: знакомство со значением семьи в различных традиционных религиях на территории России; формирование и развитие представлений о семье, как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть основные понятия семьи и рода, расширить знания о них;
  • познакомить с примерами из истории, притчами и цитатами о значении семьи.

Воспитательные:

  • привить любовь и уважение к родителям, семейным ценностям и традициям;
  • воспитать чувство заботы о семье и неравнодушное отношение к миру;
  • пробудить в ребёнке чувство ответственности за свою семью;

Развивающие:

  • формировать умение сравнивать и обобщать материал;
  • воспитывать культуру речи;
  • формировать умения высказать своё мнение и аргументировать его;
  • воспитывать уважительное отношение к другой точке зрения;
  • обогатить словарный запас, развивать воображение и творческое мышление, память;
  • научить выделять главное и второстепенное.

Основные понятия: семья, род, нравственные ценности, семейные традиции, родословная, культура общения в семье.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

  Оборудование и материалы:

  • Компьютер, проектор;
  • Презентация «Семья»;
  • Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на рабочий лад и запасёмся хорошим настроением. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте удачи. (выполняют)

  1. Подготовка к изучению нового материала

- Дети, а хотели бы вы найти клад?

Возможные ответы: Да, конечно.

- А что для вас клад?

Возможные ответы: золото, драгоценности, богатство, дорогие вещи и т.д.

- Всё верно, но на земле есть вещи гораздо ценнее золота. Вы их не потеряете и не растратите, а со временем их становятся всё больше. Что это может быть?

Правильный ответ: знания.

- Сегодня мы с вами снова отправляемся на поиски клада. А чтобы не растерять уже освоенные знания, вернёмся на пару шагов назад.

«Повторенье – мать ученья!»

С какими традиционными религиями России мы уже познакомились?

Возможные ответы: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

- Молодцы!

       3. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока.

-  Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?

 

Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час? (Мама)

 

Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу.

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг.

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный! (Папа)

 

Он стар, но это ничего,

Его добрее нет.

Он папа папы моего

А для меня он… (Дед) 

 

Она совсем не старая,

Хотя уже седая.

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)

 

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас ещё прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)

 

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (Семья)

 

-Сегодня на уроке речь пойдет о семье. Как вы понимаете, что такое семья?

Ответы детей.

 - Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем о происхождении этого слова.

Работают с толковым словарём:

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 

- Итак, семья- это люди, которые никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. (2-3 ученика рассказывают о своих семьях)

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (заполняем схему)

        

- Ребята, а теперь послушайте семейную притчу «Дружная семья».

Дружная семья.

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья- 100 человек.

Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: "И мира тоже".

- Какие это слова? Ответы детей. «любовь, терпение, прощение»

- Чему учит притча?

Как вы считаете, что помогает сохранять семью крепкой?

(Любовь, согласие, понимание, ответственность, уважение, терпение).

       4.Изучение нового материала, работа с учебником.

 -Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Православие. Стр.103

- Семья в православии именуется Малой Церковью. Брак в православной церкви считается одним из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга.

  Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи.

  - Прекрасным примером любви и верности в семье является история о Петре и Февронии.

  Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

   И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

  Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела.  Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

  Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

         Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в

разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». 

Символом этого праздника является ромашка. Этот цветок является символом нежности и верности.

Ислам.

- Найдите в учебнике и прочитайте, как ислам рассматривает брак. (чтение учебника уч-ся)

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина?

(Создать семью, заботиться о детях, дать им достойное образование)

- Как дети должны относиться к родителям?

(Почитать родителей, обеспечить им достойную старость)

Иудаизм.

- В Ветхом Завете есть такие слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему… А нарек Адам имя жене своей Ева, Ибо стала она матерью всех живущих».

  Семья изначально создается для продолжения рода человеческого, и в этом – рождении и воспитании детей ее предназначение.

  В заповедях, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, говорится, что надо чтить отца и мать свою, сохранять верность в браке.

Буддизм.

  Семья является одной из важнейших ценностей. Родители должны следить за тем, чтобы дети не причиняли вреда другим, не употребляли алкоголь, наркотики, уважали старших.

  Дети, в свою очередь, должны помогать родителям, исполнять обязанности, возложенные на них родителями, быть опорой родителей в старости.

     5. Физкультминутка

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

  1. Разминка.

Слайды – составь пословицы

а) Не красна изба углами, а красна пирогами.

б) В гостях хорошо, а дома лучше.

в) Всякая птица своё гнездо любит.

г) Где родился, там и пригодился.

д) Семья сильна, когда над ней крыша одна

  1. Групповая работа.

 Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами. Нужно будет зафиксировать основные ценности семейной жизни в таблице:

Основные ценности семейной жизни

Иудаизм

Буддизм

Православие

Ислам

 любовь мужа и жены друг к другу;

 ложь;

 любовь родителей к детям;

 Измена

почитание родителей

гордость;

богатство

Согласие

Забота

 Прощение

уважение

семейные традиции

(Тексты в приложении №1)

Обобщение: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

Вывод:

Иудаизм

 В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаѐтся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

 Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

  1. Закрепление пройденного материала

Тренажёр – Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.

Контроль - Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

  1. Итог урока.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова.

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно…

-Получили ли ответы на свои вопросы?

-Что узнали?

-Что понравилось на уроке?

Приложение №1.

 Семья в иудаизме.

1. Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие - шлом-баит

2. Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою”. У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: “Не могу я вам принести его”. Они подумали: “ Наверное, он хочет еще денег!” Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: “Разве я продам почитание своего отца за деньги?!”

 3. При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба. Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры. Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой.

 4. Чадолюбие – характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.

5. А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей. Остальные дети отмечают в таблице ценности семейных отношений в иудейской семье.

Буддийская семья.

1. Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.

 2. Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям: -Уводить их от зла -побуждать их делать добро - дать им хорошее образование -устроить им подходящий брак -передать им наследство - почитать отца и мать

3. Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.

4. Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям: Исполнять обязанности, возложенные на них родителями -сохранять семейный уклад и традиции -прислушиваться к советам родителей -чтить их старость и быть им опорой

5. Считается неприличным размахивать руками при разговоре, сидеть нога на ногу в присутствии старших и вмешиваться в их разговор, громко разговаривать.

 Православная семья. (из рассказов учеников)

1. Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. Во время венчания мама с папой обменялись кольцами, которые называют обручальными. Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти. Они должны оставаться вместе, что бы ни случилось в их жизни.

 2. Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 2 года, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников.

3. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел- хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру.

 Семья в исламе.

1. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.

 2. Вот каковы ценности исламской семьи: Основа семьи – это муж и жена. Пророк Мухаммад сказал: “Помните, что у вас и ваших женщин есть обязанности друг перед другом”...

3. Обязанности мужа перед женой

Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить еѐ; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.

Муж должен зарабатывать средства – халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. “Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме”.

Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко. Сказал Пророк Мухаммад: “Муж не должен ненавидеть свою жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера”.

Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний

Обязанности жены перед мужем:

Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.

Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.

 Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.

Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено. Посланник Аллаха сказал: “Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам”

Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него. Посланник Аллаха сказал: “Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится к нам!)”

Жене следует пользоваться духами и косметикой для него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...