Разработка урока ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Кашапова Руфина Римовна

Разработка урока ОРКСЭ модуль Светская этика по учебнику Шемшурина А.А. и др. Вначале урока ребята (история Сократа) вспоминают пройденный ранее материал. Самостоятельно делают вывод о том, что человек в жизни часто совершает выбор6 каск поступисть, что сказать и т.д. На примере рассказа В.А.Сухомлинскгог дети знакомятся с понятием "нравственный выбор", раскрывают сущность этого понятия, анализируют свое поведение в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennyy_vybor.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока ОРКСЭ

Разработка урока ОРКСЭ модуль Светская этика по учебнику Шемшурина А.А. и др. Вначале урока ребята (история Сократа) вспоминают пройденный ранее материал. Самостоятельно делают вывод о том, что человек в жизни часто совершает выбор6 каск поступисть, что сказать и т.д. На примере рассказа В.А.Сухомлинскгог дети знакомятся с понятием "нравственный выбор", раскрывают сущность этого понятия, анализируют свое поведение в жизни.

ОРКСЭ Модуль Светская этика.

Урок в 4 классе

«Нравственный выбор».

Сценарий урока

IОрг.момент. Знакомство.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня мы продолжим разговор о том, что человек в своей жизни совершает выбор. Наш разговор мне хотелось бы начать с таких строк:

II. Введение в тему урока.

Слайд 1

Я знаю, что людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

- О каких следах здесь говорится?

Ответы учащихся.

- Каждый человек оставляет после себя след, совершает самый разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого себя. За каждым поступком стоит выбор, поступить так или иначе. Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик» по одноименной сказке Катаева Валентина Петровича.

- Могла ли девочка поступить по-другому?

- Чем-то пожертвовала девочка для мальчика?

- Легко ли ей сделать этот выбор?

- На ваш взгляд это правильный выбор? Почему?

- Страницы истории очень богаты примерами, когда человек совершает поступок не для своего блага, а для блага других людей.

Слайд Вспомните историю Сократа: он поступил в соответствии со своими убеждениями. - Как вы считаете, сколько раз у него была возможность изменить свою судьбу? Была ли у него свобода выбора?

2 раза: – отказаться от своих убеждений, признать свою вину, разжалобить судей; - воспользоваться побегом, который приготовили ему друзья, но отказался, сказав, что бегство – бесчестный поступок

ВЫВОД - В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам.

III. Работа по теме урока

- Работу по теме урока «Нравственный выбор» мы начнем с рассказа Василия Александровича Сухомлинского «Трудно быть человеком». (1, стр.53)

-Давайте прочитаем 1 абзац этого рассказа. (чит. ученик)

Работа с 1 отрывком текста.

- О чем эта история? (ребята возвращались из леса, очень устали, зашли на хуторок, который был недалеко от села, чтобы попросить воды)

- Как вы думаете, как ребята могли поступить дальше?

- Как бы поступили вы?

Работа со 2 отрывком.

- Давайте прочитаем текст дальше и узнаем, как же поступили дети. (чит. ученик до конца 54 с.)

- Назовите имена героев рассказа, чьи имена называет автор. (Марина, Роман - вывешиваю карточки с именами)

- Что забыли сделать ребята? (поблагодарить женщину)

- Что предложила (решила сделать) Марина? (вернуться и поблагодарить; «.., а я вернусь и поблагодарю женщину…»)

- Что на это ответил ей Роман? («.. почему это нужно обязательно сделать?»)

- Как поступила Марина? (вернулась вместе со всеми ребятами)

Работа с 3 отрывком.

- Давайте прочитаем рассказ до конца и узнаем, чем же закончилась эта история. (чит. ученик 55 с.)

- Как поступил Роман? (подумав, тоже вернулся вместе со всеми)

- Подойдите к имени того героя, с чьим решением вы согласны. Почему, объясните свой выбор.

- Какой вывод для себя сделал Роман? ( трудно быть человеком)

- Объясните, как вы понимаете эти слова Романа?

- Ребята, посмотрите ведь предложение «Трудно быть человеком…» заканчивается «…». Как вы думаете, почему? (Роман еще думает о произошедшем, он еще не все для себя понял)

- Этика рассказывает о том, что у человека всегда есть возможность выбора. Но нравственный выбор сделать не просто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. При этом очередная жизненная ситуация может оказаться непохожей на предыдущую, и снова придется решать новую задачу.

- Ребята сделали свой выбор и решили вернуться.

Работа в группах.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы (класс делится на группы с помощью приема «Лепесток»)

1 гр. Вопрос в конверте (синий)

Как вы думаете, какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить её?

2 гр. (зеленый) Можно ли сказать, что поступок Марины – результат нравственного выбора? Почему? А поступок Романа? (несмотря на усталость девочка не сомневаясь решила вернуться)

3 гр. (желтый) Объясните, почему для Романа «быть человеком» оказалось трудно. Почему Роман все-таки пошел с ребятами назад? О чем говорит его поступок?

(выслушиваются мнения групп, дополнения)

  • Представьте, что вы оказались в подобной ситуации. У вас нет возможности вернуться и поблагодарить человека. Как поступить?
  • Случалась ли в вашей жизни подобная ситуация?
  • Как сейчас можно это исправить?.

IV. Д\З

Герой нашего учебника, Игорь, подумал вот о чем:

«Как же все не просто с этой этикой! Ведь и Роман в рассказе руководствовался своими убеждениями. Может все дело в том, что убеждения могут меняться? А иногда за убеждения могут выдаваться капризы, или равнодушие, или желание кому-то угодить , или отсутствие убеждений»?

Согласны ли вы с Игорем, как бы вы ответили на эти вопросы Игоря? Я попрошу вас подумать над этими дома. Это будет вашим домашним заданием.

V. ИТОГ.

Наше занятие подходит концу.

Продолжите фразу:

- Сегодня на занятии я узнал и понял……………………………

(человек часто стоит перед выбором, как ему поступить)

- Легко ли сделать этот выбор?

Если человек всё время стоит перед выбором и выбор этот сделать сложно, то легко ли быть человеком?

Урок мне хотелось бы закончит такими строчками:

Плохой ли, хорошей рождается птица

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеком мало родиться.

Им еще нужно стать.

Э. Асадов

Список литературы

  1. «Основы светской этики». 4 класс/авт. Шемшурин А.А. [и др.]: под редакцией Шапошниковой Т.Д.-М.: Дрофа, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ

Модуль "Основы мировых религиозных культур" Тема урока :Священные сооружения"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"

1. Цель и задачи урокаПознакомить с национальными  праздниками, обычаями и традициями наших предков. Развитие творческого воображения учащихся.Воспитание интереса и уважения  к традици...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"

При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...

Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

Цели:- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и ув...

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...