Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"
методическая разработка (4 класс) на тему

Баширова Айна Магзомовна

 

1. Цель и задачи урока

  • Познакомить с национальными  праздниками, обычаями и традициями наших предков.
  • Развитие творческого воображения учащихся.
  • Воспитание интереса и уважения  к традициям народов России.

2. Тип урока – урок изучения нового материала

3. Форма   работы учащихся  - групповая

4. Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_orkse.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1. Цель и задачи урока 

  1. Познакомить с национальными  праздниками, обычаями и традициями наших предков.
  2. Развитие творческого воображения учащихся.
  3. Воспитание интереса и уважения  к традициям народов России.

2. Тип урока – урок изучения нового материала

3. Форма   работы учащихся  - групповая

4. Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор

2.


Этапы занятия и цели каждого из них

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

4

5

 1.

 Организационный момент

Приветствие учащихся.

- Прозвенел звонок. Собрал всех на урок. Каждый подтянулся, другу улыбнулся.

Проверка готовности учащихся к уроку

- Посмотрите на столы, все ли там готово? И присядем тихо все  ведь работы много.

Подготовка рабочих мест к уроку

2 мин.

 2.

Сообщение темы и цели урока 

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с национальными праздниками народов России.

1 мин.

3.

Изучение нового материала

А) Вступительная беседа «Народные праздники»

- У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: одежда, природа меняется, а национальные праздники  продолжают жить.

- Русское слово “праздник”  по Толковому словарю В. Даля  означает……

- Да, это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».






Поиск по «Толковому словарю»  В. Даля значения слова «праздник»

7 мин.

Б) Знакомство с национальными праздниками

- К сегодняшнему уроку вы провели большую подготовительную работу по группам, приготовили сообщения и презентации по темам. Слово предоставляется 1 группе «Масленица»


- Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".


- Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «Настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое Сабантуй?

- Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).

- Слово предоставляем второй группе «Сабантуй»

Защита проектов

Выступление 1 группы «Масленица»

(сообщение + презентация).




















Ответы учащихся










Выступление 2 группы «Сабантуй» (сообщение + презентация»

13 мин.

4.





5.

Физ.минутка





Знакомство с национальными праздниками





- А теперь пора на праздник!

  Развеселый Сабантуй!

  Положив на пояс руки

  Весело потопаем,

  Ручками похлопаем!

  Пару раз поприседаем

  И друг другу помигаем!

  Повторите еще раз

  И попрыгаем пять раз!


  - Один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ – это Акатуй.

Слово предоставляем третьей группе «Акатуй»

- Национальные праздники самобытны, история их зарождения и развития включает многие сотни лет, знакомя нас с традициями, особенностями отдельных народов России.

Учащиеся встают и выполняют движения под музыку




Выступление 3 группы «Акатуй» (сообщение + презентация)

3 мин.





5 мин.

6.

Закрепление нового материала


1.Викторина «Угадай праздник»

- По описанию определите, о каком национальном празднике идет речь.

А) Красивый национальный праздник воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными "персонажами» являются соха и земля.. Мужчины устраивали спортивные соревнования. В этот день  готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

Б) Длится праздник  целую неделю. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Блины - непременный атрибут праздника.

В) Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди.

Торжество длится целый день,  главное в празднике  - состязания.



- Это праздник  «Акатуй»





- Это праздник «Масленица»



- Это праздник «Сабантуй»

3 мин.

2. Викторина «Праздники в пословицах и поговорках»

- Даны пословицы и поговорки о народных праздниках. Распределите их по названию праздников.

- Без блина не масляна.

- На горках покататься, в блинах поваляться.

- Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.

- Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

- Зять на двор — пирог на стол. 

- Дождь в Акатуй - к богатому урожаю

Работа учащихся в группах

2 мин.

3. Викторина «Праздники в картинках»

- На слайдах репродукции  картин известных художников. Отгадайте, какие национальные праздники на них изображены.

Соотносят слайды с названием праздников

2 мин.

7.

Творческая деятельность по группам

- Создайте эмблемы для национальных праздников.

Работа в группах

5 мин.

8.

Выставка работ. Подведение итогов урока.

- О каких национальных праздниках узнали на уроке?

- С какими национальными традициями народов России познакомились?

Ответы учащихся

2 мин.

Приложение к конспекту урока «Национальные праздники»

Выступление 1 группы «Масленица»

Самый веселый   праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник  целую неделю. Масленица -  это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года

Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

  На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
  В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Выступление 2 группы «Сабантуй»

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй

Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.

Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы  и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.

Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники  обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого  барана и с ним на плечах совершает круг почета.Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором,  холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".

Традиционные соревнования сабантуя:

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла». 

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки. 

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу! 

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. 

- Выжимание двухпудовой гири.

- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.
- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет.Интересный момент: награждается не только победитель,но и тот, кто пришел последним.

Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно! 

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:

 "өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч". 

Выступление 3 группы «Акатуй»

Один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ – это Акатуй. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.
Праздник пришел из глубины веков. Красивый национальный праздник воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» - свадьба. Главными "персонажами" на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

В наши дни праздник акатуй посвящен не только прославлению жизненной силы и плодородия земли, величия земледельческого труда, но и является символом сохранения традиций чувашского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-праздника на английском языке для 4 класса "Autumn Festival"

Методическая разработка открытого урока-праздника на английском языке для 4 класса  "Autumn Festival". Урок можно просести в рамках недели английского языка. Урок разработан в форме сор...

Методическая разработка.Урок-праздник "До, свидания, 1 класс".

В данном материале содержится урок-праздник, который можно провести в конце 1 класса....

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

методическая разработка урока " Семейные праздники и традиции"

Представляет собой информационную карту урока с приложением...

Методическая разработка урока-праздника «Американский праздник Halloween»

Урок-праздник «Американский праздник Halloween» является заключительным уроком первой четверти. На подготовительном этапе урока учащиеся вспоминают лексику, связанную с темой урока и уже и...

Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Айна Магзомовна!Нужно оформить работу (Ваша должность,место работы).Конечно,хотелось бы весь материал к уроку увидеть.Без презентаций не все понятно.Такой большой текст в приложении -это все ребята рассказывали?На одном уроке все выполнить ,мне кажется,сложно.И викторина,и эмблема.За 5 минут вряд ли четвероклассники смогут ее нарисовать.К таким вопросам нужно подходить более серьезно,ведь это не просто какой-то небольшой конкурс.Эмблема национального праздника должна отражать какие-нибудь национальные особенности.Этим можно заняться после уроков,после обсуждения.Или ребята при подготовке к уроку уже работали над этим и показали на уроке? Непонятно.Сама мысль хорошая,и если дети готовили презентации и в них показали свой эскиз,объяснив,что они предлагают показать в эмблеме,то хорошо.Вообщем,презентаций нет и не все понятно Доработайте.Тема хорошая,идея тоже (подготовка по группам),но целостной картины урока пока нет.Успехов!