Сценарий урока ОРКСЭ "Подвиг".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кудинова Раиса Геннадьевна

Тема урока: «Подвиг».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование у учащихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.

Задачи: - объяснить детям, что христианин может жертвовать ради самого себя, ради других людей и ради Бога;

             - побудить учащихся к размышлению о том, что важно уметь отказываться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;

             - продолжить формирование христианского отношения детей к жизни, к людям, побудить к анализу собственных поступков;

             - воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_podvig.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

Сценарий урока ОРКСЭ

(основы православной культуры)

«Подвиг»

4 класс

Учитель Кудинова Р.Г.

г. Холмск

2022г.

Тема урока: «Подвиг».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование у учащихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.

Задачи: - объяснить детям, что христианин может жертвовать ради самого себя, ради других людей и ради Бога;

         - побудить учащихся к размышлению о том, что важно уметь отказываться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;

         - продолжить формирование христианского отношения детей к жизни, к людям, побудить к анализу собственных поступков;

         - воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других.

Задачи в области формирования УУД:

Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные – умение выслушивать товарищей, высказывать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные – определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

                 - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

                 - сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Ожидаемые результаты: - учащиеся углубляют знания о подвиге и жертвенности;

                              - школьники задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, других и Бога.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (автор А.В.Кураев), рабочая тетрадь, карточки для работы в группах, опорная схема «Правила работы в группах», презентация к уроку «Подвиг», компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

1. Мобилизующий этап – 1 минута.

 - Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ.

 - Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведём игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Займите свои места.

 - Повторим правила работы на уроке и правила сотрудничества в парах и группах.

Дети встают в круг и передают рукопожатие друг другу.

Повторяют, опираясь на схему «Правила работы в группах».

Актуализация знаний.

 - Проверим домашнее задание: кроссворд «Крещение Руси». Как охарактеризуете дело жизни князя Владимира?

 - Подвиг.

 - Дети, что возникает в воображении, когда вы слышите слово подвиг?

 - Когда вы могли слышать слово подвиг?

 - Как называют человека, совершившего подвиг?

 - Кто из вас хотел бы быть героем?

 - Может ли христианин совершить подвиг?

Какое место в его жизни может занимать подвиг?

 - Как назвать христианина, совершающего подвиг? ( о подвижниках)

Предполагаемые ответы: битва, бой, сражение, гибель героя и т.д.

 - В описании исторических событий, войн, в рассказах о спортивных состязаниях.

 - Герой.

Затруднение.

Определение цели урока учащимися и учителем.

 - Мы определили для себя то, что вызывает затруднение. Значит, можем сформулировать цель урока. В чём она состоит? Ваши предложения?

 - Предположите тему урока.

 - Сравним с темой урока в учебнике (с.90)

Мы должны выяснить, какое место занимает подвиг в жизни православных христиан. В чём он проявляется? Как назвать христианина, совершающего подвиг?

 - «Подвиг».

Читают тему и «Вы узнаете».

 - Какие источники могут нам помочь?

 - Давайте найдём толкование слова подвиг в словаре.

 - Учебник, словари, энциклопедии, интернет.

Дети зачитывают определение. (Напечатаны выдержки из словаря Ожегова).

Подготовка к восприятию нового материала

На экране фрагмент картины И.Крамского «Христос в пустыне».

1. - В Евангелии есть слова Христа: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне». Это призыв к…?

 - А если всё же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах?

 - не делать добро напоказ;

 - жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости;

 - Воля и долг поможет шагнуть туда, куда направляет совесть.

2. Работа с иллюстративным материалом.

Фрагмент картины И.Крамского «Христос в пустыне».

Картина иллюстрирует эпизод Евангелия, когда Христос в течение 40 дней провёл в пустыне. Диавол искушал Его, предлагая «все царства мира и славу их», если Христос поклонится ему. Но, выдержав все испытания, Христос остался верен своему долгу.

 - Легко или трудно принималось решение? Как вы это узнали?

 - Как назвать отказ от самого дорогого?

 - Трудно. Поза, выражение лица, знание своей судьбы.

 - Жертва.

Работа с учебником. С. 91.

Чтение рубрики «Это интересно».

Беседа.

 - Почему митрополит Антоний Сурожский назвал статью «О подвиге любви»?

 - Как вы поняли последнюю фразу в этом материале?

 - Как назвать неизвестную женщину Наталью?

 - Прочитаем статью на с. 90 – 91и поработаем в тетради.

 - Это жертва ради других. Поступок христианки. «Люби ближнего как себя самого».

 - Жить по Заповедям, быть готовыми к подвигу.

 - Героиня?

Работа с рабочей тетрадью.(Читаем абзац и выполняем задание – по одному; Проверяем по эталону (слайды на экране).

 - Перед вами 3 слова: движение, подвиг, подвижник. Что их объединяет? Какое слово лишнее в ряду? Зачеркните его, а 2 оставшихся соедините стрелкой.

 - Эти слова связаны с понятием «жертва». Запишите его значение.

 - Прочитайте, ради кого человек жертвует запишите.

 - Дайте определение понятия «подвижник», используя оставшиеся незачёркнутыми слова. Запишите его.

 - Теперь знаете, как назвать поступок Натальи? А она кто?

 -Итак, теперь мы можем сказать, что является подвигом в христианстве?

 - Что – жертва?

 - Ради кого приносится жертва?

Работа в парах.

 - Подвиг, подвижник.

 - То, что мы могли иметь, но отказались

 - ради себя, ради других, ради Бога.

 - Человек, который совершает подвиги, жертвуя ради других или ради Бога чем-то дорогим и важным для себя.

 - Подвижничество. Подвижница.

 - движение от своей корысти. жадности. а не к ней.  Не захват, а жертва.

 - То, что мы могли иметь, но отказались по доброй воле.

 - Ради других людей, ради Бога.

Включение нового знания в систему знаний и повторение. Задание.

Работа в группах.

 - Вы выбрали себе карточки разной формы и нумерации:( овал – альтруисты; прямоугольник – христиане; треугольник – эгоисты; шестиугольник – свободный выбор).

 - Объединитесь в группы по форме карточки. У каждой группы своя роль. Роль объявляется после того, как дети сели в группы.

 - У каждой группы есть возможность загадать по 3 желания. Однако при этом важно выполнить условие. (Слайд). Эгоисты – для себя; альтруисты – для других; христиане – для Бога; свободный выбор – любые желания.

 - У вас 3 минуты: обсудить в группах, записать. Не успели – желания пропали.

 - 3 минуты – подготовка и затем защита: каждая группа должна назвать свои желания и объяснить, почему именно их выбрали.

 - Новые группы – по номерам на геометрических фигурах.

 - Задание: обсудить, какие 2 желания связаны с понятием «подвиг» больше других и почему (подчеркивают их). 3 минуты.

Читают выписки из словаря с толкованием: кто такие эгоисты и т.д.

Проверка по эталонам (слайды).

Выступление.

Рефлексия (итог урока)

Вопросы:

 - Какую задачу ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

 - Слово подвиг связано только с военным временем?

 - Какие результаты получили?

Что ещё нужно сделать?

 - У вас по 3 «фонарика»: красный, зелёный и жёлтый. Подумайте и оцените свою работу на уроке. Красный – осталось много вопросов; зелёный – вцелом понял всё; жёлтый – всё понял. Понравилось работать коллективно.

- Ключевые слова: подвиг, жертва, подвижник.

 - Выполнить задание в рабочей тетради. Найти в дополнительной литературе примеры подвижничества.

Вывод: ваши прабабушки и прадедушки как правило были верующими. Много верующих и сейчас. Каждое поколение передавало следующему своё отношение к людям и всему, что их окружало. Совершали поступки согласно той вере, которую исповедовали. Поэтому в нашем сознании коренятся давние культурные представления о человеке, Боге и правилах жизни. И, безусловно, всех россиян, кто воспитывался в православных традициях, объединяют многие черты, такие, как доброта, гостеприимство, милосердие, забота. Подвижничество, жертвенность, потому что это прививалось русским людям на основе христианских православных заповедей на протяжении нескольких веков.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Трудовой подвиг. Военный подвиг.

Альтруист – тот, кто готов бескорыстно действовать на пользу другим, ене считаясь со своими интересами.

Эгоист – тот, кто ставит свои интересы выше интересов других, выше общественных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...