Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема урока "Этикет". Урок разработан по технологии Способа диалектического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Модуль: Основы светской этики

Тема урока: Этикет

В классе 5 человек.

Заявка на оценку:  «5»  - 19  баллов и более

                                   «4» - 15 – 18 баллов

                                   «3» - 11 – 14 баллов.

Цель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных УУД)

 извлекать информацию из разных источников (текст);

– строить речевое высказывание в устной форме;

– читать  познавательные тексты, выделять существенную информацию из текста;

– устанавливать причинно-следственные связи;

- давать определения понятиям «этикет», «школьный этикет», «речевой этикет», «этикет в общественных местах».

развивающие (формирование регулятивных УУД)

определять цель деятельности на уроке;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия;

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)

– слушать и понимать других.

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной форме;

– договариваться о правилах общения и поведения;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;

– определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

– ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 

Содержание урока

Предполагаемые ответы детей

Критерии оценки

1

Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку.

Планирование учащимися, фиксирование ее на полях в тетради (3 мин)

2

Разгадывание кроссворда (4 мин). Приложение 1.

Задание: отгадать кроссворд, определить ключевое слово.

а) Индивидуальный труд

b) Самопроверка по образцу (д!)

Этика, совесть, эгоизм, порок, справедливость, добродетель.

Этикет – ключевое слово в кроссворде

1 балл за верно вписанное слово.

1 балл за правильно найденное ключевое слово.

Все слова записаны верно – 7 баллов.

3

Определение и формулирование учащимися цели урока (2 мин)

- Сформулируйте учебную проблему урока?

Что называется этикетом? Какой бывает этикет? Зачем нужен (знать) этикет?

4

 Задание к тексту: Приложение  2. Чтение текста (4 мин)

  1. Подчеркните в тексте существенные признаки этикета, из которых можно будет сформулировать определение данного понятия (1 мин).

Вспомним, что значит определить понятие.

Д! листы с определением понятия (определяемое понятие=родовой признак+видовые признаки) (2 мин)

  1. Ответить на вопросы-суждения (4 мин):
  1. Чем объяснить, что этикет появился в XIV-XVII веках?

  1. Почему только избранные люди обучались этикету?
  2. Вследствие чего современный человек должен знать и соблюдать правила этикета?

а) Индивидуальный труд

b)  Простая кооперация: объединившись в группы, обсудить, как  ответили на вопросы (2 мин):

1 группа – 1 вопрос

2 группа – 2 вопрос

3 группа- 3 вопрос

c) Сложная кооперация – выступления групп. Возражения, дополнения.

d)  Обсуждение ошибок, выявление проблем, возникших при выполнении задания.

е) Самопроверка и самооценка (3 мин)

этикет как свод опреде-ленных правил поведения появился одновременно с возникновением…

 

Этикет – свод (система, комплекс) правил поведения и общения

 

С развитием общества возникали правила поведения в обществе.

2 балла – за существенные признаки этикета.

По 1 баллу за ответы на вопросы-суждения.

Максимально – 5 баллов

Выступающим  – по 1 баллу.

5

Задание (5 мин):

Учитель дает описание жизненных ситуаций.

Определите, как можно назвать вид этикета по данной ситуации (прикрепить к доске)

  1. Ученики должны приходить в школу чистыми и опрятно одетыми.
  2. При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
  3. Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

На доску листы с определением видов этикета

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Давайте сформулируем определение каждого вида этикета.

По мере ответов детей прикрепить листы с определением

а) Фронтальная работа

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Школьный этикет – это этикет, содержащий правила   поведения в школе.

Речевой этикет – это этикет, содержащий правила вежливого общения во время разговора.

Этикет в общественных местах – это этикет, содержащий правила поведения в общественных местах

Отвечающим   – по 1 баллу.

6

Задание (3 мин): сравните по карточке №3 виды этикета, найдите общие и отличительные признаки. Приложение 3.

а) Фронтальная работа

Не только школьный этикет, а и речевой требует соблюдения правил.

Наряду со школьным этикетом, этикет в общественных местах связан с определенным местом.

Если школьный этикет и этикет в общественных местах, связаны с местом, то речевой этикет связан с общением

Отвечающим по 1 баллу за каждый признак.

7

Задание (5 мин): распределите выражения по видам этикета:

Карточки для учащихся: Приложение 4

а) Индивидуальный труд

b) Фронтальная проверка и самооценка

(по каждому виду этикета выступает 1 ученик)

 

  1. Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом. - р
  2. Обращайтесь к собеседнику только по имени. - р
  3. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте. - ш
  4. Не перебивайте и не прерывайте собеседника. – р
  5. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться. - ш
  6. В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах. - о
  7. На занятия нужно приходить без опозданий. - ш
  8. Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы. - о
  9. Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке. - Р
  10.  Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках. - о
  11.  При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику. - р
  12.  Нельзя во время разговора гримасничать. –о
  13.  В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. - о
  14.  При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.ш
  15.  В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым. -ш

Все выражения распределены верно – 5  баллов, допущено 1-2 ошибки – 4  баллов,

3-4 ошибок – 3 балла.

Отвечающим по 1 баллу

8

Мы обсудили только три вида этикета. Существуют и другие.

Например:

– гостевой этикет

– деловой этикет

– дипломатический этикет

- этикет для дома и т.д.

Человек постоянно попадает в различные ситуации. Этикет, регулирующий поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре является частью культуры.

Фронтальная работа

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока

Подведение итогов (2 мин)

– Что такое этикет?

– Какие виды этикета запомнили?

– Зачем нужны правила этикета?

Отвечающим – 1 балл

9

Подведение итогов (3 мин)

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока

b) подсчет баллов, заработанных на уроке

с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

d) выявление учащихся, получивших запланированную оценку

е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной

f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта

10

Домашнее задание (1 мин)

Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций.

Приложение 1.

Кроссворд

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям (Порок)

5. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

6. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

э

т

и

к

а

с

о

в

е

с

т

ь

э

г

о

и

з

м

п

о

р

о

к

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

д

о

б

р

о

д

е

т

е

л

ь

 

Приложения 2.

 

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.

 

Приложение 3.

Карточка №3 – Сравнение

  1. По сравнению с…, …
  2. Так же, как и…, …
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая…, можно сказать…
  5. Кроме …, ещё…
  6. Помимо…, …
  7. Больше, чем…(…больше, чем…)
  8. Не только…, а и …
  9. Наряду с …
  10.  Если…, то…
  11. В отличие от …, …

Приложение 4.

Карточки  для распределения выражений по видам этикета.

 

  1.  Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
  2. Обращайтесь к собеседнику только по имени.
  3. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.
  4. Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
  5. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.
  6. В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
  7. На занятия нужно приходить без опозданий.
  8. Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
  9. Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.
  10.  Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.
  11.  При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
  12.  Нельзя во время разговора гримасничать.
  13.  В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.
  14.  При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.
  15.  В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...