Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема урока "Этикет". Урок разработан по технологии Способа диалектического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Модуль: Основы светской этики

Тема урока: Этикет

В классе 5 человек.

Заявка на оценку:  «5»  - 19  баллов и более

                                   «4» - 15 – 18 баллов

                                   «3» - 11 – 14 баллов.

Цель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных УУД)

 извлекать информацию из разных источников (текст);

– строить речевое высказывание в устной форме;

– читать  познавательные тексты, выделять существенную информацию из текста;

– устанавливать причинно-следственные связи;

- давать определения понятиям «этикет», «школьный этикет», «речевой этикет», «этикет в общественных местах».

развивающие (формирование регулятивных УУД)

определять цель деятельности на уроке;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия;

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)

– слушать и понимать других.

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной форме;

– договариваться о правилах общения и поведения;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;

– определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

– ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 

Содержание урока

Предполагаемые ответы детей

Критерии оценки

1

Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку.

Планирование учащимися, фиксирование ее на полях в тетради (3 мин)

2

Разгадывание кроссворда (4 мин). Приложение 1.

Задание: отгадать кроссворд, определить ключевое слово.

а) Индивидуальный труд

b) Самопроверка по образцу (д!)

Этика, совесть, эгоизм, порок, справедливость, добродетель.

Этикет – ключевое слово в кроссворде

1 балл за верно вписанное слово.

1 балл за правильно найденное ключевое слово.

Все слова записаны верно – 7 баллов.

3

Определение и формулирование учащимися цели урока (2 мин)

- Сформулируйте учебную проблему урока?

Что называется этикетом? Какой бывает этикет? Зачем нужен (знать) этикет?

4

 Задание к тексту: Приложение  2. Чтение текста (4 мин)

  1. Подчеркните в тексте существенные признаки этикета, из которых можно будет сформулировать определение данного понятия (1 мин).

Вспомним, что значит определить понятие.

Д! листы с определением понятия (определяемое понятие=родовой признак+видовые признаки) (2 мин)

  1. Ответить на вопросы-суждения (4 мин):
  1. Чем объяснить, что этикет появился в XIV-XVII веках?

  1. Почему только избранные люди обучались этикету?
  2. Вследствие чего современный человек должен знать и соблюдать правила этикета?

а) Индивидуальный труд

b)  Простая кооперация: объединившись в группы, обсудить, как  ответили на вопросы (2 мин):

1 группа – 1 вопрос

2 группа – 2 вопрос

3 группа- 3 вопрос

c) Сложная кооперация – выступления групп. Возражения, дополнения.

d)  Обсуждение ошибок, выявление проблем, возникших при выполнении задания.

е) Самопроверка и самооценка (3 мин)

этикет как свод опреде-ленных правил поведения появился одновременно с возникновением…

 

Этикет – свод (система, комплекс) правил поведения и общения

 

С развитием общества возникали правила поведения в обществе.

2 балла – за существенные признаки этикета.

По 1 баллу за ответы на вопросы-суждения.

Максимально – 5 баллов

Выступающим  – по 1 баллу.

5

Задание (5 мин):

Учитель дает описание жизненных ситуаций.

Определите, как можно назвать вид этикета по данной ситуации (прикрепить к доске)

  1. Ученики должны приходить в школу чистыми и опрятно одетыми.
  2. При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
  3. Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

На доску листы с определением видов этикета

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Давайте сформулируем определение каждого вида этикета.

По мере ответов детей прикрепить листы с определением

а) Фронтальная работа

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Школьный этикет – это этикет, содержащий правила   поведения в школе.

Речевой этикет – это этикет, содержащий правила вежливого общения во время разговора.

Этикет в общественных местах – это этикет, содержащий правила поведения в общественных местах

Отвечающим   – по 1 баллу.

6

Задание (3 мин): сравните по карточке №3 виды этикета, найдите общие и отличительные признаки. Приложение 3.

а) Фронтальная работа

Не только школьный этикет, а и речевой требует соблюдения правил.

Наряду со школьным этикетом, этикет в общественных местах связан с определенным местом.

Если школьный этикет и этикет в общественных местах, связаны с местом, то речевой этикет связан с общением

Отвечающим по 1 баллу за каждый признак.

7

Задание (5 мин): распределите выражения по видам этикета:

Карточки для учащихся: Приложение 4

а) Индивидуальный труд

b) Фронтальная проверка и самооценка

(по каждому виду этикета выступает 1 ученик)

 

  1. Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом. - р
  2. Обращайтесь к собеседнику только по имени. - р
  3. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте. - ш
  4. Не перебивайте и не прерывайте собеседника. – р
  5. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться. - ш
  6. В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах. - о
  7. На занятия нужно приходить без опозданий. - ш
  8. Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы. - о
  9. Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке. - Р
  10.  Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках. - о
  11.  При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику. - р
  12.  Нельзя во время разговора гримасничать. –о
  13.  В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. - о
  14.  При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.ш
  15.  В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым. -ш

Все выражения распределены верно – 5  баллов, допущено 1-2 ошибки – 4  баллов,

3-4 ошибок – 3 балла.

Отвечающим по 1 баллу

8

Мы обсудили только три вида этикета. Существуют и другие.

Например:

– гостевой этикет

– деловой этикет

– дипломатический этикет

- этикет для дома и т.д.

Человек постоянно попадает в различные ситуации. Этикет, регулирующий поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре является частью культуры.

Фронтальная работа

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока

Подведение итогов (2 мин)

– Что такое этикет?

– Какие виды этикета запомнили?

– Зачем нужны правила этикета?

Отвечающим – 1 балл

9

Подведение итогов (3 мин)

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока

b) подсчет баллов, заработанных на уроке

с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

d) выявление учащихся, получивших запланированную оценку

е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной

f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта

10

Домашнее задание (1 мин)

Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций.

Приложение 1.

Кроссворд

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям (Порок)

5. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

6. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

э

т

и

к

а

с

о

в

е

с

т

ь

э

г

о

и

з

м

п

о

р

о

к

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

д

о

б

р

о

д

е

т

е

л

ь

 

Приложения 2.

 

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.

 

Приложение 3.

Карточка №3 – Сравнение

  1. По сравнению с…, …
  2. Так же, как и…, …
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая…, можно сказать…
  5. Кроме …, ещё…
  6. Помимо…, …
  7. Больше, чем…(…больше, чем…)
  8. Не только…, а и …
  9. Наряду с …
  10.  Если…, то…
  11. В отличие от …, …

Приложение 4.

Карточки  для распределения выражений по видам этикета.

 

  1.  Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
  2. Обращайтесь к собеседнику только по имени.
  3. Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.
  4. Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
  5. Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.
  6. В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
  7. На занятия нужно приходить без опозданий.
  8. Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
  9. Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.
  10.  Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.
  11.  При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
  12.  Нельзя во время разговора гримасничать.
  13.  В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.
  14.  При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.
  15.  В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...