Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание" 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Козлова Алина Игоревна

Формирование  представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале притчи. Изучение  «Притчи о добром самарянине». Воспитание потребности быть милосердным, делать добро, сострадать.

Понятие о милосердии как о бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны другого.

Развитие навыков работы с текстом, развитие речи, творческого и логического мышления.

Создание условий для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx250.76 КБ
Файл miloserdie_i_sostradanie.pptx2.4 МБ
PDF icon buklet.pdf1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Милосердие и сострадание.

Класс: 4

        Урок №12 в модуле «Основы православной культуры», который является частью учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

        Цели урока:

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

  1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям.  Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
  2. Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
  3. Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

 коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

Основные термины и понятия:  милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и буклетом.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- интернет;

- презентация;

- буклет;

-раздаточный материал;

-толковый словарь.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. С какими эмоциями и чувствами вы зашли в класс?

-Прочитайте стихотворение Льва Ошанина «Пусть всегда будет солнце…»

СЛАЙД №2

Солнечный круг,

Небо вокруг —

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять

Сердце опять

Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце…

Тише, солдат,

Слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз

В небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце…

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце — навек! Счастье — навек!-

Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

-Какие строки показались тревожными?

-Какие строки понравились?

 -Что вы чувствуете после услышанных стихотворных строк?

Приветствие учителя.

Ответы: сосредоточенности, радости, внимательности, уважения, вежливости.

-Про войну, взрывы

-Про мир и любовь

-Хочется умиротворения, спокойствия, чтобы люди любили друг друга и жили в мире.

Актуализация знаний, Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

-Познакомьтесь с притчей.

СЛАЙД №3

Притча о добром самарянине.

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг».

-Кто поступил правильно в данной ситуации?

-Кто поступил неверно и почему?

-Какие слова подтверждаю это? (Данные слова выделяются цветом в тексте на слайде)

-Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний избитому?

-Выберите из предложенных слов, наиболее подходящие чувства, которые продемонстрировал своим поступком самарянин.

На СЛАЙДЕ №4

Жалость, сочувствие, сострадание, милосердие, помощь, забота.

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие слова вы можете объяснить?

-Какие вам непонятны?

-Вы бы хотели уметь их объяснять?

-Самарянин проявил милосердие и сострадание к избитому.

-Сжалился, позаботился

- Ближним являлся тот, кто оказался рядом в тяжелые минуты. Это необязательно родной человек.

-Сострадание, милосердие

-Уметь сопереживать другим, хорошо, по-доброму относится

-Жалость-это…

Сочувствие- это…

-Милосердие («милое сердце»), сострадание (совместно страдать с человеком)

-Да, хотели бы узнать.

Постановка темы, цели и задач урока

Цель: формулирование с учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

-Чем близки и различаются эти слова?

-Чему бы вы хотели научиться?

Учитель выводит тему урока и задачи на слайд.

СЛАЙД №5-6

-Качества человека: милосердие и сострадание

-Познакомиться с сущностью милосердия и сострадания.

- Дать определение понятиям «милосердие и сострадание»;

- Прочувствовать, как проявляются эти качества на жизненных примерах;

- Ответить на вопрос: для чего людям нужны данные качества?

Открытие нового знания

Цель: решение устных задач и обсуждение их решений.  

- А как вы думаете где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание?

ГРУППОВАЯ РАБОТА

-Предлагаю вам разделиться на 2 группы. Первая группа ищет значение слова «Милосердие», вторая группа «Сострадание»

- Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе?  

-Вы можете использовать   любой из предложенных способов (на столе словари, учебник ОРКСЭ).

Учитель тем временем выводит на слайд определения из словаря и учащиеся осуществляют взаимопроверку.

СЛАЙД №7

МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека.

РАБОТА В ПАРАХ

- Давайте попробуем подобрать синонимы к словам милосердие сострадание на основе притчи. Подумайте в парах: один ученик из пары работает над одной группой синонимов.

-Как лучше изобразить определение милосердия , чтобы было понятно даже самому младшему школьнику?

-Предлагаю вам поместить схему на буклеты, которые лежат у вас на парте.

-Напишите в центре «милосердие», а вокруг него синонимы, которые вы называли (учитель дублирует схему на слайд).

СЛАЙД №8-9

-Изобразите данные схемы у себя на буклетах.

 

-Какие поступки можно назвать милосердными?

-Чем они отличаются просто от хороших поступков?

-Перед вами фотографии жизненных ситуаций. Обсудите в паре, какие из них можно отнести к милосердным?

СЛАЙД №10-11

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/10/18/k_59e72e12f17ef/img_user_file_59e72e1370ff2_2.jpg https://detskij-psyholog.ru/uploads/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg

-В Интернете, в библиотеке (в словаре), из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых.

Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.

Осуществляют поиск информации, зачитывают результат вслух. Проверяют друг друга по определению из словаря на экране.

Работа в парах. Каждый ученик из пары дает ответ: сочувствие, забота, помощь, чуткость, поддержка , сострадание.

-

В виде рисунка, схемы.

Заполняют титульную страницу буклета.

- Забота о бездомных и голодающих, усыновление больного ребенка, спасение чужой жизни. Люди не требуют вознаграждения за свои поступки.

- На ваших буклетах есть пока только пустое дерево милосердия.

- Оживите его милосердными поступками. Заполните дерево. Наклейте выбранные фото.

Tree-logo-by-DEEMKA-STUDIO-1

- Кому мы должны делать добрые дела? Какой вывод можно сделать?

- Почему нужно делать добрые дела?

 -Вы можете дополнить дерево своими добрыми поступками.

Работа с буклетами.

Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью ; творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются .

Потому что в этом заключается смысл жизни.

Физкультминутка

«Тропинка доброты».

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте,

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки,

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны,

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

Первичное закрепление

Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

У каждой пары разные пословицы.

-Теперь вам предстоит собрать пословицы и восстановить их смысл.

«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»?

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

СЛАЙД №12

Взаимопроверка по эталону на слайде.

-Почему мы обратились у пословицам?

-Поэтому нам стоит поместить их на наши буклеты.

Пример ответа ученика: Богатый человек подаёт милостыню нищему «во имя Христово. и проявляет милосердие, а нищий за богатого молится и желает ему всех благ. И неизвестно, кто кому даёт больше.

-Это народная мудрость. Православный народ всегда почитает и верит в них. Старается следовать их наставлениям.

Работа с буклетами.

-В одной из пословиц прозвучало слово «милостыня». Как вы понимаете это слово?

СЛАЙД №13

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

- Одно из дел милосердия

Ответы детей.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

-Знаете ли вы, что такое благотворительные фонды?

СЛАЙД №14

-Предлагаю вам пофантазировать и представить себя директором благотворительного фонда. К вам в организацию поступает проблема, ваша задача как директора ее решить, привлечь добровольцев и меценатов.

Каждой паре обозначается проблема:

  1. «Подари жизнь»-благ.фонд для помощи тяжелобольным детям.Обратились родители тяжелобольного ребенка с просьбой помочь со сбором финансовых средств для проведения операции.
  2.  «Спасение»- благ.фонд помощи животным. Найти место жительство и корм для брошенных щенков и их матери.
  3. «Воскресение» -благ.фонд для оказания всесторонней помощи Русской Православной Церкви. Реставрация храма.

 -Работа каждого фонда имеет большую роль для жизни многих слоёв населения. Какое качество проявляют люди, которые перечисляют средства в благотворительные фонды?

СЛАЙД №15

-Сформулируем рекомендации по развитию в себе милосердия.

-Запишем их для будущих читателей ваших буклетов.

-Учреждения, которые помогают нуждающимся людям (бездомным, больным и т.д.)

Ученики предлагают варианты решения проблемы.

-Милосердие и сострадание. У таких людей большое и открытое к добрым поступкам сердце.

1.Не думать о личной выгоде. Отдавать свое время, заботу, физическую помощь и другие ресурсы надо бескорыстно. Главной наградой является осознание того факта, что вы смогли пусть немного, но улучшить чью-то жизнь.

2.Прощать обиды. Научиться не помнить зла, не мстить, а в случае необходимости самому искренне предложить обидчику свою помощь. Человек мог заблуждаться, и под влиянием эмоций, из-за своих внутренних проблем, сказать или сделать вам что-то неприятное. Прощая его и оказывая помощь, вы делаете счастливее и его, и себя.

3.Учиться слышать других. Многие настолько зациклены на собственных эмоциях и переживаниях, что перестают замечать окружающих и их проблемы. Иногда достаточно просто выслушать человека, проявить сочувствие — и ему станет легче. Это поможет понять, что вы не одиноки со своими проблемами.

4.Делать пожертвования. Если каждый возьмет для себя за правило делать регулярные небольшие пожертвования, то даже незначительная для вас сумма может спасти чью-то жизнь.

5.Помогать нуждающимся в повседневной жизни. Не отказывать окружающим в их небольших просьбах — подсказать дорогу, дать совет, подбросить кого-то по пути, одолжить соседям бытовой прибор, помочь спустить или поднять коляску с маленьким ребенком или инвалидом.

6.Выделить время для конкретных поступков — предложить свою помощь детскому дому, дому престарелых или приюту для бездомных животных. Поинтересоваться у пожилых соседей, не нужно ли им чем-то помочь, навестить одинокую бабушку, которой не хватает человеческого внимания и общения.

7.Мирное разрешение конфликтов тоже способствует развитию милосердия.

Работа с буклетами.

Итог урока

Цель: систематизировать полученные знания

-Что узнали о милосердии и сострадании?

-Встречали ли вы эти понятия ранее?

-Вспомните их.

-Прочитайте и проверьте себя по слайду.

СЛАЙД №16

-Все,что вы узнали занесли в буклет.

-Кому бы вы хотели его прочесть или подарить ?

-Встречались на прошлых уроках ОРКСЭ- Божьи заповеди.

Если мы милосердны, то лучше понимаем

Божьи заповеди. Милосердие дает силы для прощения врагов.

Милосердие – проявление любви к ближнему.

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

-Родным и друзьям, познакомить их с милосердием и состраданием.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности) самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-По результату нашей работы, можете ли вы назвать себя милосердным человеком?

-Какой вывод для себя сделали?

Домашнее задание: доделать страничку благотворительного фонда на буклете, красочно оформить и поделиться ими со своими близкими и друзьями.

Разные ответы.

-Быть милосердным необходимо как для самого себя, так и для окружающих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие и сострадание (ОРКСЭ) Разработала: Козлова Алина Игоревна Учитель начальных классов

Слайд 2

Солнечный круг, Небо вокруг — Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке : Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я . Милый мой друг, Добрый мой друг, Людям так хочется мира. И в тридцать пять Сердце опять Не устает повторять : Пусть всегда будет солнце … Тише, солдат, Слышишь, солдат,- Люди пугаются взрывов. Тысячи глаз В небо глядят, Губы упрямо твердят : Пусть всегда будет солнце … Против беды, Против войны Встанем за наших мальчишек. Солнце — навек! Счастье — навек!- Так повелел человек. Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я.

Слайд 3

Притча о добром самарянине . На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местом языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг».

Слайд 5

Милосердие и сострадание

Слайд 6

Задачи урока: Дать определение понятиям «милосердие и сострадание»; Прочувствовать , как проявляются эти качества на жизненных примерах; Ответить на вопрос: для чего людям нужны данные качества?

Слайд 7

МИЛОСЕ́РДИЕ , -я, ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. СОСТРАДА́НИЕ , -я, ср. Сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека.

Слайд 8

Милосердие

Слайд 11

Дерево милосердия

Слайд 12

Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается. Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет. Доброе сердце о чужой беде болит. Человек милосердный благотворит душе своей. Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно. Милосердие никогда не пропадет зря.

Слайд 13

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

Слайд 14

Благотворительные фонды «Подари жизнь»- благ.фонд для помощи тяжелобольным детям.Обратились родители тяжелобольного ребенка с просьбой помочь со сбором финансовых средств для проведения операции. « Спасение»- благ.фонд помощи животным. Найти место жительство и корм для брошенных щенков и их матери. «Воскресение» - благ.фонд для оказания всесторонней помощи Русской Православной Церкви. Реставрация храма.

Слайд 15

Рекомендации по развитию в себе милосердия: Не думать о личной выгоде . Отдавать свое время, заботу, физическую помощь и другие ресурсы надо бескорыстно. Главной наградой является осознание того факта, что вы смогли пусть немного, но улучшить чью-то жизнь. Прощать обиды . Научиться не помнить зла, не мстить, а в случае необходимости самому искренне предложить обидчику свою помощь. Человек мог заблуждаться, и под влиянием эмоций, из-за своих внутренних проблем, сказать или сделать вам что-то неприятное. Прощая его и оказывая помощь, вы делаете счастливее и его, и себя. Учиться слышать других . Многие настолько зациклены на собственных эмоциях и переживаниях, что перестают замечать окружающих и их проблемы. Иногда достаточно просто выслушать человека, проявить сочувствие — и ему станет легче. Это поможет понять, что вы не одиноки со своими проблемами. Делать пожертвования . Если каждый возьмет для себя за правило делать регулярные небольшие пожертвования, то даже незначительная для вас сумма может спасти чью-то жизнь. Помогать нуждающимся в повседневной жизни . Не отказывать окружающим в их небольших просьбах — подсказать дорогу, дать совет, подбросить кого-то по пути, одолжить соседям бытовой прибор, помочь спустить или поднять коляску с маленьким ребенком или инвалидом. Выделить время для конкретных поступков — предложить свою помощь детскому дому, дому престарелых или приюту для бездомных животных. Поинтересоваться у пожилых соседей, не нужно ли им чем-то помочь, навестить одинокую бабушку, которой не хватает человеческого внимания и общения. Мирное разрешение конфликтов тоже способствует развитию милосердия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...