«Род и семья – исток нравственных отношений». Модуль «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Антипкина Наталья Юрьевна

Тема раскрывает содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы УМК по предмету».

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о семье и семейных ценностях

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни   семьи,

— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,

— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества

— обосновывать свои суждения,

Работа с информацией:

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в  том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

— использовать смысловое чтение для анализа и оценки жизненных ситуаций,

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения.

Регулятивные УУД: 

— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

- раскрывать содержание понятий «род», «фамилия», «родословная», «семейные ценности»;

- расширять представления учащихся о роли семьи в жизни человека, социальных ролях  членов семьи, семейном благополучии.

Виды деятельности:

  • беседа,
  • устный творческий рассказ на тему,
  • подготовка творческой беседы с членами семьи,
  • творческая работа учащихся, практическая работа,
  • работа с учебником
  • комментированное чтение,
  • самостоятельная работа с источниками информации

Форма урока: работа в группах, в парах.

 

Основные термины и понятия: семья, род, родословная, герб семьи, семейные ценности, семейные праздники, реликвии.

Оборудование: 

мультимедийный проектор;

интерактивная доска,

бумажные «кирпичики» и маркеры для записи качеств,

иллюстрация дома, шаблоны ромашек

магниты

        

Планируемые результаты обучения:

-учащиеся узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;

-познакомятся  с  ключевыми  понятиями  урока, начнут  использовать  их  в собственной устной и письменной речи;

-будут  учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к семейным ценностям;

-усовершенствуют  умения  в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов  на  учебные  вопросы  разных  типов, построения связного высказывания, работы в парах.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент

- Сегодня на уроке мы будем говорить о самом главном в жизни человека.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением.

2. Введение в тему урока

- Кому посвящен этот памятник, установленный в Архангельске на набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы? (Святым Петру и Февронии).https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d60d8d602f8884a6c92f852f24e8cc7e-l&n=13

- Что он символизирует? (семью, любовь, верность). 

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье)

- Какие главные вопросы мы можем обсудить? (Зачем человеку семья? Какова главная цель рода и семьи?)

3.Актуализация

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «семья»?

Работа с источниками информации (словари, учебник)

Работа со словарем по группам:

1 группа. Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

2 группа. Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

- Когда мы отмечаем  Всероссийский день семьи? (8 июля)

- Какой цветок стал символом праздника? (Ромашка - полевой цветок издревле считался на Руси символом любви).

4. Постановка учебной задачи:

- В конце урока мы попытаемся определить, какую семью можно считать крепкой.

Практическая работа: У вас на столах лежат  ромашки. На лепестках укажите членов вашей семьи.

-Что будет обозначать сердцевинка цветка? («семья»)

5.Работа с источниками информации

Работа с учебником (с. 38)

- С понятием «семья» неразрывно связано понятие «род». Найдите в учебнике определение этого слова.

- Существует ли сегодня понятие рода?

- Подберите  слова, соответствующие по смыслу слову род. (Родство, родители, родственники, Родина, народ, родословная)

- Иногда вместо понятия «семья», «род» используют слово «фамилия». Оно латинского происхождения и означает общее имя для членов семьи. То есть фамилия - это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.

-Знаете ли вы о происхождении своей фамилии? (Рассказы учеников)

6. Открытие новых знаний. Работа с учебником. 

6.1.Происхождение фамилий.

 -Найдите информацию о происхождении некоторых фамилий в учебнике (Самостоятельное чтение текста)

-Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Попросите помощи у своих родителей.

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Движения по тексту:

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

6.2. У каждого государства есть свои символы. Назовите их. (герб, флаг, гимн)

- Как вы думаете, а есть ли символы у семьи?

- Что изображается на родовых и семейных гербах? Найдите ответ в учебнике. Рассмотрите родовой герб Багратионов. Чем гордилась эта семьи?

6.3. - У каждой семьи есть своя история: ее прошлое, настоящее и будущее.

- Как называется «цепочка» из разных поколений людей, связанных одним предком? (Родословная)

- Найди информацию о родословной в учебнике.

- Рассмотрите в учебнике родословную Пушкина.

- Как вы считаете, зачем люди узнают свою родословную?

- А каким получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его. Начните с себя. Запомните: каждое поколение изображается на одной линии

7.  Послушайте стихотворение А. Барто. Разговор с дочкой

  • Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

  • Мёрзнешь ты

И в летние денечки?

  • Ты не поймешь, ещё мала,-

Вздохнула мать устало.

  • А дочь кричит:

-Я поняла!—

И тащит одеяло.

- О какой теплоте говорила мама? (О душевной.)

- Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

Итак, настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та, где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие трудности.

8. Знакомство с понятием «семейные ценности». Практическая работа в парах  с последующим обсуждением.

- Дом крепок, когда в нем прочный фундамент. А какие качества, по-вашему мнению, необходимы для крепкой и дружной семьи. Один кирпичик у меня уже есть -  доброта. Запишите их на кирпичиках, которые у вас на партах.

Примерные ответы:

верность традициям 

добрые дела

любовь

помощь

забота

взаимопонимание

 поддержка и в радости, и в горести

внимание

выполнение определенных обязанностей 

доверие

прощение

общее увлечение

терпение

единство

Затем учащиеся прикрепляют кирпичики к фундаменту дома и кратко поясняют, почему они выбрали эти качества.

-В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это, одним словом? (Ценность)

9.Закрепление усвоенного

-Как вы понимаете пословицу: «Семьей дорожить – счастливым быть»

- На какие главные вопросы мы должны были ответить сегодня? (Зачем человеку семья? Главная задача рода и семьи?)

Творческая работа

- Давайте составим синквейн по теме урока и станет понятно, добились ли мы цели урока. Работа в парах.  Например:

  1. Семья
  2. Счастливая, дружная
  3. Любить, заботиться, оберегать
  4. Дорога домой с хорошим настроением или окружает материнской любовью
  5. Уют

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме.

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

10. Рефлексия

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?

-Что вам особенно запомнилось из прочитанного  и сказанного на уроке?

1. На уроке мне больше всего понравилось…

2. Было интересно …

3. Из урока мне запомнилось…

4. Мне захотелось узнать больше о…

5. Мне показалось сложным…

6.Я понял, что…

Вывод:

Семья – самое главное в жизни человека. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

11.Задание на дом  по выбору. Наши проекты:

1. Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.

2. Узнай у родителей происхождение своей фамилии.

3.Составь родословную своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»...