2022 - год культурного наследия народов России
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Демина Ирина Владимировна

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "2022 - год культурного наследия народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОРКСЭ83.5 КБ
PDF icon ОРКСЭ647.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

2022 год - Год культурного наследия народов РФ

Задачи урока

Развитие у детей устойчивого интереса к культуре народов России, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством и духовными традициями народов России.

Планируемые результаты урока

Личностные:  наличие мотивация  к труду, работе на результат; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: овладение логическими действиями анализа,  сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; способность оценивать результаты своей группы.

Предметные: знание  терминов «народ», «культура», «традиции», «обычаи»; знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни; понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры.

План урока/внеурочного занятия

Деятельность учащихся

Конкретные результаты деятельности учащихся (личностные, метапредметные, предметные)

Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный)

1.1.Приветствие учителя.

Наличие мотивация  к труду, работе на результат (личностные)

1.2. Отгадывают ребусы.

Овладение логическими действиями анализа (метапредметные)

1.3 Высказывают предположения.

Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (метапредметные)

        1.3. Работа со словарем.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (метапредметные), знание  терминов «народ», «культура» (предметные)

        1.4. Работа с картой.

Овладение логическими действиями анализа (метапредметные)

        1.5 Формулируют тему урока.

Овладение логическими действиями анализа и обобщения, готовность слушать собеседника (метапредметные),

Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

2.1. Работа со словарем.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (метапредметные), знание  терминов «традиции», «обычаи» (предметные)

2.2. Выступление групп с проектами.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками (личностные).  Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач, готовность слушать собеседника (метапредметные). Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций многонационального народа России, осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни (предметные)

       2.3. Обсуждают и формулируют способы сохранения национально культуры.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со сверстниками (личностные). Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы, готовность слушать собеседника, вести диалог (метапредметные). Понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры (предметные).

Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

3.1 Составляют синквейн.

Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (метапредметные). Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много национального народа России (предметные).

3.2.Заполняют таблицу по самооценке.

Способность оценивать результаты своей работы группы

Задание: составить технологическую карту урока

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно целевой

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 Настрой на урок:

- Чтобы тему урока сегодня узнать,
Её надо вычислить, расшифровать!

Все расселись по местам,

 никому не тесно,
По секрету вам скажу:

 "Будет интересно!”

 

Фронтальная

Приветствуют учителя.

 

Наличие мотивация  к труду, работе на результат

Этап актуализации знаний

-Отгадайте ребусы (народ, культура).

- Что обозначают эти термины?

Используется метод «Корзина идей» . Запись на доске: «НАРОД», «КУЛЬТУРА»

Давайте обратимся к словарю и узнаем правильность ваших предположений.

Запись на доске: «КУЛЬТУРА- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ», «НАРОД – НАСЕЛЕНИЕ ОДНОЙ СТРАНЫ».

-Посмотрите на карту нашей страны. Что обозначено разными цветами.

-С каким противоречием мы столкнулись?

-Сформулируйте тему урока, связав рассмотренные термины с картой народов России.

- Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть?

Групповая

Отгадывают ребусы.

Класс делится на 2 группы, 1 работает с термином «народ», 2 –  с термином «культура».

Работают со словарем Ефремовой Т.Ф.

Анализируют карту.

Высказывают предположение (в России много народов)

Формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Овладение навыками работы со словарем. Овладение логическими действиями анализа,  сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.

Знать  термины «народ», «культура».

Этап изучения нового материала

Тема культуры тесно связана с понятиями «традиции» и «обычаи». Давайте обратимся к словарю.

К этому уроку вы подготовили проекты, которые сейчас представите.

Физминутка. Разучивание игры ручеек. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

Групповая

Работают со словарем.

Учащиеся представляют свои проекты, над которыми они поработали в группах. Результаты своей работы они представляют в виде стенгазеты.

1.Семейные традиции народов России.

2. Традиции гостеприимства.

Проводят физминутку.

3. Патриотизм в культуре народов России.

4. Любовь к природе в народных традициях.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Овладение навыками работы со словарем.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника.

Знание терминов «обычаи» и «традиции».

Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много

национального народа России. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Этап самоконтроля

Сегодня перед обществом стоит проблема сохранения культурных традиций, самобытности народов России. Обсудите в группах и предложите меры, которые помогут сохранить самобытную культуру народов России.

Групповая

Обсуждают и формулируют способы сохранения национальной культуры.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы. Готовность слушать собеседника, вести диалог.

Понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры.

Этап рефлексии

Составим синквейн по теме урока.

Правила написания синквейна:

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза, показывающая отношение к теме;

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы.

А теперь, ребята, оцените работу своей группы.

Урок я хочу закончить стихотворением:

«Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

 Русский, татарин, башкир и якут.

 Разных народов большая семья,

 И этим гордиться должны мы друзья.

 Россией зовется общий наш дом,

 Пусть будет уютно каждому в нем.

 Любые мы трудности вместе осилим

 И только в единстве сила России».

Групповая

Составляют синквейн.

Заполняют таблицу по самооценке.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Способность оценивать результаты своей работы группы.

Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много национального народа России.

Критерии результативности урока

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учет личностных, метапредметныхи предметных планируемых результатов в определении целей урока.
  • Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
  • Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Критерии и показатели оценки проекта урока ОРКСЭ:

1. Соответствие представленной работы заданному формату.

2. Соответствие представленной работы требованиям ФГОС.

3. Соответствие представленной работы методическим принципам и особенностям методики преподавания ОРКСЭ.

4. Использование в представленной работе потенциала выбранного УМК, обеспечивающего преподавание какого-либо модуля ОРКСЭ.

5. Наличие в работе методических приемов организации работы обучающихся с текстами, лексическими средствами, средствами наглядности, реализации межмодульных связей.

6. Отсутствие в работе фактических ошибок, достоверность материала, отсутствие некорректного  содержания с точки зрения правовых и методических основ преподавания ОДНКНР (экстремистского, искажения вероучений религий, «обучения религии» и т.д.).

7. Практическая ориентация и применимость представленной работы в условиях профессиональной деятельности слушателей.

8. Адекватность взаимооценки проекта урока.

Каждый критерий оценивается по 5-тибалльной шкале, где 0 – минимальная оценка, 5 – максимальная. Таким образом, максимальная оценка за проект урока ОРКСЭ может составить 40 баллов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

План мероприятий в Год культурного наследия народов России

План мероприятий в Год культурного наследия народов России составлен для начальной школы, где обучаются дети-ненцы...

Эссе на конкурс Учитель года по теме \'\'Год культурного наследия народов России\'\'

Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями. Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно бы...

Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...

План работы ШМО начальных классов. год культурного наследия народов России и года цифрjвизации РТ

№темакласспедагогмесяцы1Проект «Цифры в моей жизни»4БУсманова Л.Ф.Январь-май2Вн. мероприятие «Цифры в моем доме»1БУсманова Л.Ф.Сентябрь-декабрь3Кл.час: Языки мира»4БУсман...

Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».

В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...