Конспект урока ОРКСЭ 4 КЛАСС "ИКОНЫ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Дима Анастасия Борисовна

Тема урока:  « Икона»

 

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

Иоанн Дамаскин

Цели урока: 

- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,

- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи; 

- познакомить с особым «языком » иконы;

- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков; 

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

 

Ход  урока

  1. Организация класса.
  2. Постановка темы и целей урока.

Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)

Слово, которое вы получите по вертикале,  и будет темой нашего сегодняшнего урока.

  1. Священная книга христиан. (Библия)
  2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
  3. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
  4. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
  5. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

 

У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.

   Задачи нашего урока

1. Узнать о том, когда появились иконы,

2. Каковы их особенности, чем они отличаются от картин написанными художниками.

3. будем учиться «читать» икону, распознавать цвета.

-  Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных   изображениях? Smart Доска

(икона, портрет, фотография)

- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?

- Как вы думаете, есть ли отличия  между иконой и обычной картиной?

(ответы детей)

Попробуем разобраться подробнее.

 

  1. История русской иконописи.

 

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

- А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)

Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья  преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он  написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.

В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев)

 

  1. Отличия  иконы от картины.

 

Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?

Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.

Вопрос: Что такое картина?

Изображение предметов, людей, событий.

Сравним Икону  Божьей Матери "Одигитрия"  и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 7).  И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ikony.docx20.5 КБ
Файл rabochiy_list.docx464.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Икона»

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

Иоанн Дамаскин

Цели урока:  

- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,

- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи;  

- познакомить с особым «языком » иконы;

- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;  

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

Ход  урока

  1. Организация класса.
  2. Постановка темы и целей урока.

Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)

Слово, которое вы получите по вертикале,  и будет темой нашего сегодняшнего урока.

  1. Священная книга христиан. (Библия)
  2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
  3. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
  4. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
  5. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

А кто изображается на иконах? 

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.

   Задачи нашего урока –

1. Узнать о том, когда появились иконы,

2. Каковы их особенности, чем они отличаются от картин написанными художниками.

3. будем учиться «читать» икону, распознавать цвета.

-  Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных   изображениях? Smart Доска

(икона, портрет, фотография)

- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?

- Как вы думаете, есть ли отличия  между иконой и обычной картиной?

(ответы детей)

Попробуем разобраться подробнее.

  1. История русской иконописи.

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

- А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)

Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья  преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он  написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.

В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев)

  1. Отличия  иконы от картины.

Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?

Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.

Вопрос: Что такое картина?

Изображение предметов, людей, событий.

Сравним Икону  Божьей Матери "Одигитрия"  и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 7).  И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.

Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений.

  1. Какие бывают иконы.

Образы святых

Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

6.РУБРИКА ЭТО ИНТЕРЕСНО

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, 3 марта 1898 года желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Они незаметно подложили к подножию иконы Богоматери взрывной снаряд страшной силы, снабженный часовым механизмом. Взрыв решено было произвести во время праздничного богослужения. Но, чудесным образом, механизм бомбы сработал с большим опозданием, когда в храме никого уже не было. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли, то пред ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и поклониться ее чудотворному образу.

  1. Работа с учебником.

  1. Закрепление материала.  Самостоятельная работа учащихся.  

Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)

Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)

Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)

Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.

- Как называли человека, который писал иконы?

- Где вы можете встретить иконы?

- С какой же целью пишется икона?



Предварительный просмотр:

Посмотрите и подпишите, кто иконописец, а кто художник? В чем разница?

C:\Users\User\Desktop\a3a5993073b3d11ba058ed1be4b0ad8e.jpg    C:\Users\User\Desktop\1305429207_motivator-16941.jpg

_______________________           _____________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравните произведения иконописи и художественное произведение. Что вы заметили? В чем разница?

C:\Users\User\Desktop\img4.jpg

Икона

Картина

Что изображается?

Кто изображает? Авторство.

Кто придумал правила написания?

Для чего пишут?

Как изображают свет?

Перспектива в изображении?

Реалистично ли изображение?

Наличие надписей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...