Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение " 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шпигер Валерия Олеговна

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение" 4 класс

Цель урока: формирование у детей понятий доброта и терпение, их взаимосвязь.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Осознание ценности проявления доброты и терпения;
  2. Понимание значения понятий «доброты» и «терпения».

Развивающие:

1. Активное использование речевых средств через ответы на вопросы;

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог через парную и групповую работу;

Воспитательные:

     1. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

     2. Развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

     3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Дата: 29.04.22г.

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 4 8

Урок: 3

Время: 09:50 – 10:30    Кабинет: 106

Студентка: Шпигер Валерия Олеговна

Группа: 34

Учитель: Устова Кристина Валерьевна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока: Доброте сопутствует терпение

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: формирование у детей понятий доброта и терпение, их взаимосвязь.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Осознание ценности проявления доброты и терпения;
  2. Понимание значения понятий «доброты» и «терпения».

Развивающие:

1. Активное использование речевых средств через ответы на вопросы;

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог через парную и групповую работу;

Воспитательные:

     1. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

     2. Развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

     3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

                                                                    ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

слово учителя

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах.

2. Создание эмоционального настроя.

 -Доброе утро! Меня зовут Валерия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Метапредметные:

Р: выработать учебную

мотивацию,

Слайд №1

Раздаточный материал

Актуализация знаний и  мотивации (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический метод: тестирование  Словесный: учебный диалог

1. Организация беседы по вопросам.

Чтобы начать новую тему, давайте повторим то, что вы уже знаете.

Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

Кто скажет, что такое нравственное поведение?

Кто помнит, что можно считать ростками нравственного поведения?

1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения

- ростки нравственного опыта поведения

-это поведение человека, соответствующее нравственным

(моральным) нормам и принципам,

сложившимся и принятым в обществе.

- Увидеть положительное в другом человеке;

- Стремиться принять человека таким, какой он есть;

- Давать своему поведению нравственную оценку;

- Уметь сдерживать свои отрицательные оценки

других, не злословить;

- Стараться быть дружелюбным и

доброжелательным.

Предметные: повторить уже

пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выполнение пробного

учебного действия

К: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью

Слайд 2

Слайд 3

Постановка учебной задачи (4-

5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф Наглядный метод: планирование

1.Подводит к формулированию темы.

- Ребята, давайте разгадаем ребус на экране и узнаем тему сегодняшнего урока.

-Итак, какая тема сегодняшнего урока?

-Верно, тема нашего урока «Доброте сопутствует терпение»

2.Подводит к формулированию цели.  

- Давайте воспользуемся словами – помощниками и поставим цели.

На экране есть слова-помощники, которые помогут вам поставить цели.

1. Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с ребусом.

- доброта и терпение

2.Формулируют цели урока самостоятельно.

1. дать определение доброте и терпению;

2. привести примеры взаимосвязи доброты и терпения.

Р: целепологание как постановка учебной задачи,, прогнозирование.

Слайд № 4-5

(тема, цель)

Слайд №6

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф Словесный: учебный диалог Наглядный метод: видео

 1.Организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания.

Викторина «Узнай сказочного героя».

Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие качества. Когда мы читаем сказки, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, терпению.

Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена.

Эта девушка выполняет всю грязную работу в доме, ее лицо перепачкано сажей. Но однажды она попадает на бал и встречает прекрасного принца.

Крошечная девочка всего «с дюйм ростом», выходит из тяжелых испытаний, её ожидает справедливая награда — счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Его все на птичьем дворе обижали, ведь он был не похож на остальных, не такой как все. Но когда вырос превратился в прекрасного лебедя.

Какие черты характера этих героев помогли им в жизни?

Что помогает Золушке преодолевать все трудности, справляться с многочисленными обязанностями? Как связаны между собой понятия «доброта» и «терпение»?

Что такое доброта? Как вы понимаете значение слова?

А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этого слова.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть добрым?

Ребята, а каким сложным словам русского языка дает начало слово «добро»? Давайте вспомним.

Что такое терпение? Как вы понимаете значение слова?

А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этого слова.

Терпение – настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

Терпение обозначает качество характера, важное во взаимоотношениях, потому что помогает жить в мире и согласии, чувствовать рядом заботу и внимание другого человека.

Ответьте на вопрос: «В каких делах необходимо терпение?»

Вы знаете, чем отличается терпение и терпимость?

Чтобы узнать откройте 132. Прочитайте то, что написано на странице и объясните, чем же они отличаются.

Сможете привести примеры из вашей жизни, когда вы проявляли терпение и терпимость.

Подберите синонимы к слову терпимость.

1.Перерабатывают, используют

информацию для решения учебных

задач.

-Герда

-Золушка

-Дюймовочка

- Гадкий утёнок

-терпение, доброта.

Отвечают на вопрос учителя

- Отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать.

- Доброжелательность, добролюбие, добросердечность. добропорядочность, добрососедство, добросовестность, добродушие.

-шить, рисовать, работать с детьми. В спорте, в чтении книг, в просмотре фильмов

Терпение- качество характера, а терпимость- спокойное отношение человека к непривычным для него особенностям других людей.

Терпение, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание, толерантность, уступчивость, выдержанность, добродушие

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Л: нравственно-эстетическая ориентации

Слайд №7

Слайд 7

Слайд 8

Динамическая пауза

И

1.Организует динамическую паузу.

- Давайте немного отдохнем.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. Ходьба с подниманием рук.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём. Наклоны вперёд.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим. Бег на носочках.

2. Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

Учитель показывает движения.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф Практический метод: решение задачи

Сейчас я предлагаю вам в парах сделать кораблик из бумаги по схеме. Проявите друг к другу терпение и доброту, чтобы кораблик у вас получился.

Для чего нужно человеку такое качество, как терпение? Важно ли формировать его у себя?

Делают кораблик в парах.

Терпеливые люди способны многого достичь в различных сферах жизни. Обладать достаточным запасом терпения требуется и на работе, и в быту, и в личных отношениях, и в творческих начинаниях -это именно то, что требуется для достижения поставленных целей.

П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознано и правильно строить речевые высказывания.

П: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Слайд 9

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И Практический:

Сейчас вы будете работать по рядам. У каждого ряда будет текст. По этому тексту вы должны ответить на вопросы: В чём заключается мораль данного текста? Где человек проявил доброту? Терпение? Терпимость? Как бы поступили вы на его месте?

Работа в группе

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Ф

Сейчас вам надо будет подготовить сценку по ролям.

Как вы понимаете значение морали данной истории?

Вставьте пропуски в пословицах. Объясните их значение.

Получив добро – помни, сделав – забудь.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добро желаешь – добро делай.

Помогай не словами, а делом.

Д.З Обратимся к себе и подумаем, насколько свойственно нам терпение. Для этого с левой стороны страницы тетради запишите: «Меня раздражает», а с правой — «Могу проявить терпение». Сосредоточьтесь и постарайтесь вспомнить и записать как можно больше примеров.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, постановка вопросов.

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

И

Ребята, давайте подведем итоги.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Мы достигли их?

- вернёмся к нашим «пушистикам», если ваше настроение изменилось, закрасьте другого пушистика, если нет, то нарисуйте рядом похожего

-Всем спасибо за работу.

Вы молодцы. Урок окончен.

1. Оценивают свою работу на уроке.

- Доброте сопутствует терпение

- узнать взаимосвязь доброты и терпения

- да

К: оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Л: смыслообразование

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Заключительный слайд



Предварительный просмотр:

Задание: В чём заключается мораль данного текста? Где человек проявил доброту? Терпение? Терпимость? Как бы поступили вы на его месте?

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Задание: В чём заключается мораль данного текста? Где человек проявил доброту? Терпение? Терпимость? Как бы поступили вы на его месте?

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Задание: В чём заключается мораль данного текста? Где человек проявил доброту? Терпение? Терпимость? Как бы поступили вы на его месте?

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0563/000289ea-afe884bf/hello_html_24b7c7bc.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0563/000289ea-afe884bf/hello_html_24b7c7bc.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0563/000289ea-afe884bf/hello_html_24b7c7bc.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0563/000289ea-afe884bf/hello_html_24b7c7bc.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...