Рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимися 4  классов с их согласия и  по выбору родителей. Модуль  изучается на переходном этапе от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Преподавание   осуществляется в 4 классе в объеме 34 часа. По месту в учебном плане и по содержанию он является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов 5 класса (например, истории и пр.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orksm.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету «Основы православной культуры»

для 4 класса

                                                                     

                                                                                                 Пояснительная записка

Программа курса «Основы православной культуры»  является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 4 класса и рассчитана на 34 часов.

Рабочая  программа представляет собой документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание  учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список литературы для педагогов и учащихся.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе  учебной программы  «Основы православной культуры ». А.В.Кураев. – М.: «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы духовно — нравственной культуры народов России. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  М: «Просвещение», 2012.
  •  Методические рекомендации для учителей. М.: «Просвещение», 2012.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимися 4  классов с их согласия и  по выбору родителей. Модуль  изучается на переходном этапе от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Преподавание   осуществляется в 4 классе в объеме 34 часа. По месту в учебном плане и по содержанию он является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов 5 класса (например, истории и пр.).

Учебный курс   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание  основ православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования  честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

       

                                               Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного предмета должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.
  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
  • Знакомство с ценностями: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация).

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

 Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер.

Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.
  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  • Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  • Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредместным результатам:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
  • Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.
  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
  • Определение общей цели и путей ее достижения.

Требования к предметным результатам:

  • Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.
  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.
  • Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.
  • Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.

                                    Содержание программы курса «Основы православной культуры» в 4 классе.

 

1.Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

      2.Культура и религия.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной    культуры. Связь  культуры народа и его религии. Значение  православной культуры в жизни людей, общества.

3.Человек и Бог в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь  между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь  человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Молитва  как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды  молитвы.  Отличие  материальных благ от духовных радостей. Происхождение  молитвы «Отче наш»,  смысл входящих в нее слов и выражений.

5.Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение  для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии.  Структура  Библии.  Библия как  обращение Бога к человечеству.

Проповедь Христа.

6.Проповедь Христа.

7.Христос и Его Крест.

Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский  смысл жертвенного отношения к другому человеку.

8.Пасха.

 Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь  Иисуса Христа. Суть  Воскресения Христова. Празднование  Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные  открытки.

9.Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское  представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие  качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека.  Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

10.Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать  добро и зло человеку помогает совесть. Значение   покаяния в православной культуре. Разница  между покаянием и признанием ошибки.

11.Заповеди.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей  и значение. Заповеди  помогают людям различать добро и зло. Выполнение  или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

12.Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий  нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское  значение слова «ближний».

13.Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение.  «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь  неосуждения с памятью о своих ошибках. различие отношения к греху и отношения к  согрешившему человеку.

      14.Храм.

Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем.  Православные храмов родного края.

       15.Икона.

 Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись  как достояние мировой художественной и духовной культуры.  Особенности иконописного изображения. Различия  в написании иконы и картины. Способы  и средства изображения в иконе духовного мира.  Отношение  к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

       16.Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих проектов учащихся

      17. Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.

      18.Подвиг

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

       19.Заповеди блаженств.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.

       20. Зачем творить добро?

Самоотверженность. Святой.

       21.Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.

       22.Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бесмертии.

       23.Таинство Причастия.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.

       24.Монастырь.

Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.

       25.Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.

       26.Христианская семья.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.

       27.Защита Отечества.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.

       28.Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.

       29.Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.

       30.Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся. Презентация творческих работ учащихся.

       31.«Мой мир — мое Отечество».

Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость.

       32-34. Итоговое повторение

Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные  памятники. Я и моя Родина.

                                                                        Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны

знать и понимать: 

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
  • историю возникновения и  распространения  православной    культуры,
  • роль православной культуры в истории России
  • основы  духовной традиции  православия,
  • определения основных понятий православной культуры,
  • взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
  • описание священных сооружений,
  • описание религиозных праздников и святынь  православной  культуры,

уметь:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии —  основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться  к материальным и духовным ценностям;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения  высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовить сообщение по выбранным темам.

                     Календарно-тематическое планирование по «Основам православной культуры» 4 класс

Наименование разделов, тем

Домашнее задание

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия  - наша Родина.

С. 4-5, вопросы и задания с. 5.

Основы православной культуры

Культура и религия.

С. 6-7 вопросы и задания с. 7. новые слова

Человек и Бог в православии

С. 8-11

вопросы и задания с.11

Православная молитва

С. 12-15, вопросы и задания с.15

Библия и Евангелие

С. 16-19, вопросы и задания с 19. новые слова

Проповедь Христа

С. 20-23, вопросы и задания с.23.

Христос и Его крест

С. 24-27, вопросы и задания с.27. Рассказ по иллюстрации.

Пасха

С. 28-31, вопросы и задания с.31.

Православное учение о человеке

С. 32-35, вопросы и задания с.35. прочитать «Это интересно»

Совесть и раскаяние

С. 36-39, вопросы и задания с.39. прочитать «Это интересно»

Заповеди

С. 40-41, вопросы и задания с.41. работа с иллюстрациями.

Милосердие и сострадание

С. 42-45, вопросы и задания с.45.

Золотое правило этики

С. 46-47, вопросы и задания с.47.

Храм

С. 48-51, вопросы и задания с.51. Выучить новые слова

Икона

С. 52-55, вопросы и задания, с. 55, подготовка творческих работ

Подведение итогов

Как христианство пришло на Русь

С. 58-61, вопросы и задания с.61.

Подвиг

Заповеди блаженств

С. 64-67, вопросы и задания с.67. Выучить новые слова

Зачем творить добро?

С. 68-69, вопросы и задания с.69.

Чудо в жизни христианина

С. 70-71, вопросы и задания с.71.

Православие о Божием суде

С. 72-75, вопросы и задания с. 75.

Таинство причастия

С. 76-79, вопросы и задания с. 79. Выучить новые слова.

Монастырь

С. 80-83, вопросы и задания с.83.

Отношение христианина к природе

С. 84-85, вопросы и задания с.85.

Христианская семья

С. 86-87, вопросы и задания с.87.

Защита Отечества

С. 88-91, вопросы и задания с.91.

Христианин в труде

С. 92-93, вопросы и задания с.93.

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству

С. 94-95 вопросы и задания с.95. Подготовить творческие работы

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».

Творческая работа по выбранной теме. Написание эссе «Православная культура».

Урок повторения «Основы  православной культуры».

Творческая работа по выбранной теме .Подготовить рисунок «Мой храм».

Мировые религии

Творческие работы о мировых религиях

Мой мир, Мое Отечество

Творческая работа учащихся

Литература для педагога:

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.

4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.

12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.

15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.

16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.

 18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.

20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг.

21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.

23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \  ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.

24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.

Литература для учащихся:

  1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. - Москва, 1996.
  2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
  3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.
  4. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.
  5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
  6. . Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
  8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
  9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
  10. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
  11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.
  12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
  13. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
  14. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.
  15. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.
  16. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н.  - Минск, 2005.
  17. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
  18. Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.
  19. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
  20. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
  21. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
  22. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  23. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
  24. «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.
  25. Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г
  26. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для  начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.

Интернет-ресурсы

  1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
  2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
  3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
  4. Мир религий (http://www.religio.ru/)
  5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
  6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
  7. Православие в России (http://ww.or.ru/)
  8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)
  9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
  10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)
  11. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...

Рабочая программа учебного предмета "Основы православной культуры" (2 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 2 класса разработана на основе авторской программы Меньшикова В.М....

Книга для родителей по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс

Книга для родителей по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс. Новосибирск:  Православная  Гимназия  во имя Преподобного Сергия Радонежского...

Рабочая тетрадь по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс.

Рабочая тетрадь по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс....

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы православной культуры»  для  обучающихся  4...

Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы православной культуры» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для ...