Род и семья - исток нравственных отношений.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Хурамшина Алиса Нажиповна

Целью данной разработки является сформировать представление у учащихся об использовании определения понятия «семья» и «род» в процессе решения заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_huramshina_a.n.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ

на тему: «Род и семья - исток нравственных отношений».

4 класс

УМК «Школа России»  

 Выполнила                                                                                      

Хурамшина А.Н.

Учитель начальных классов

Тема урока: «Род и семья - исток нравственных отношений».

Тип урока: открытие новых знаний

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию определения понятия «семья» и «род» в процессе решения заданий.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об использовании определения понятия «семья» и «род» в процессе решения заданий.

Задачи:

 Обучающие: расширить представления о семье, ее роли и месте в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности».

Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы, развить творческую активность и  речь.

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к семье, родителям, к семейным традициям; умения видеть трудности другого человека и желания помочь.

Предметные: иметь представление о семье, роде, иметь представление о семейных традициях.

         Метапредметные:

Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Познавательные – Умение ставить цель на урок, находить пробелы в знаниях, уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные – Развитие коммуникативных способностей учащихся, стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение работать в группе и умение вести диалог.

Личностные  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Методы обучения: деятельностный метод.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                                             

                                                                 

                                                             Технологическая карта

Предмет, Тема, Класс, УМК

Методы

Тип, вид урока, Результат

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ОРКСЭ «Род и семья - исток нравственных отношений», 4 класс, УМК «Школа России»

Словесный, наглядный.

Урок открытия новых знаний.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

По названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Умение ставить цель на урок, находить пробелы в знаниях, уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Развитие коммуникативных способностей учащихся, стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение работать в группе и умение вести диалог.

                 

Иметь представление о семье, роде, иметь представление о семейных традициях.

Самостоятельная работа, решение заданий.

Учебник, презентация


Этап

Учитель

Ученики

УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

- Закройте глаза. Представьте, что вы сейчас дома. Рядом с вами близкие и родные люди. Они окружают вас любовью, теплом и заботой. Тепло от их улыбок разбегается по всему телу и заряжает вас позитивом. Откройте свои глазки и улыбнитесь соседу справа, соседу слева и соседу сзади.

-Вы готовы приступить к занятию? Если да, то покажите это своей красивой посадкой ученика.

Дети настраиваются на урок.

Правильно садятся с готовностью начать урок.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение

2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем нам нужны фамилии?  Какое значение они имеют?

-А что же такое семья?

-Ребятки, а как вы думаете, что такое род?

-А в чем же разница этих двух понятий? Рода и семьи?

-Тогда давайте выясним это в течении нашего занятия.

-Фамилия это часть моего имени, полученного от предков.

-Фамилия показывает к какой семье я отношусь.

-Семья это группа людей объединённые одним местом жительства и общими целями и задачами.

-род это много разных семей соединённые каким-либо признаком ( фамилия, кровные узы, и т.д.)

Дети затрудняются с ответом\ много разных мнений.

Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

Регулятивные УУД: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

3.Действие целеполагание

-Ребята, мы вспомнили с вами несколько понятий и дали им определение. Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок? Какая тема сегодняшнего урока?

-Да, верно. А какая цель на этот урок?

-Молодцы!

-тема нашего урока «Род и семья».

-более подробно изучить тему «Род и семья», определить отличие двух этих понятий.

Регулятивные УУД:

По названию тем формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урок; планировать деятельность

4.Совместное открытие новых знаний (построение и р реализация проекта выхода из затруднения)

Откройте свои учебники на стр 38.Прочитайте первый абзац. (Имя) читает вслух, все остальные внимательно следят.

-То есть, исходя из этого абзаца, что такое род?

-Хорошо. А знали ли вы, что фамилия возникла давным-давно, как один из символов рода. В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животного или зверя, например волка, медведя, зайца. Отсюда и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы. Символом рода могли быть и родовая земля, и родовые духи-покровители, и родовые имена, флаги, гербы. На родовых и семейных гербах символически изображается всё, чем особенно гордится род и семья.

-А как вы понимаете, что такое герб?

-Да, вы правы.

-А как вы думаете, родство может быть только по рождению?

-Давайте узнаем это. Прочитайте абзац на стр39. (Имя) читает вслух, все остальные внимательно следят.

-Теперь вы можете ответить на вопрос : «родство может быть только по рождению?»?

-Да, вы правы!

Чем древнее народ, тем сложнее система родства — родословная.

-А как вы думаете, на каких чувствах строятся родственные отношения?  

-А что позволяет любовь чувствовать людям?

-Да, я полностью с вами согласна.

-А из кого состоит семья?

-Как вы думаете, у каждого члена семьи есть свои обязанности и свое место в семье?

-на стр 40 найдите первый абзац и прочитайте его.

(Имя) читает вслух, все остальные внимательно следят.

-Как вы думаете,  какова задача рода и семьи?

Читают : Род и семья — это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. Род — это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.

-Род-это люди, которые объединены общими потомками и имеют одних предков по одной из линий родителей.

-Герб это отличительный знак страны, города, семьи и т.д.

Затрудняются с ответом.

Читают:

- Родство бывает не только по рождению. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чужих детей. Тогда приёмные дети и родители становятся близкими родственниками.

-Да. Родство может быть не только по рождению, но и при условии усыновления.

-Строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколений.

-Любовь позволяет людям чувствовать себя нужными и важными.

-из мамы, папы, бабушки, брата\сестры и т.д.

-Да. Каждый член семьи имеет свои обязанности, которые должен выполнять. То есть выполняют определенную роль в семье.

Читают:

-Семейные роли и обязанности изменчивы. По традиции главой семьи считается муж­чина. Он решает самые важные вопросы. Однако в некоторых семьях эту роль выполняет женщина. Есть семьи, где две главы — муж и жена. В этом случае каждый авторитетен в своём деле. Важнейшую роль в семье играют дети. Они помощники и советчики, а часто вдохновители и исполнители хороших дел.

-Главная задача рода и семьи — дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

Познавательные  УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию.

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: учебную задачу  сохранять  на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

   

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно соединить стрелкой начало и конец пословицы. По поднятой руке я буду вызывать к доске.

Всякий дом                                сирота.

Без хозяина дом —                   хозяином держится.

Горе тому,                                  а хозяин дом.

Не дом хозяина красит,            не бородой трясти,

Дом вести —                              кто непорядком живет в дому.

- Какие вы молодцы, вы справились с заданием!

- Ребята, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Родители глазами детей». У меня в руках 5 конвертов, в которых по 1  ситуации.

- Сейчас мы  образуем 5 команд.

- Каждая команда  будет представлять себя на месте своих родителей. Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию. От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть мимикой, может быть даже жестами, так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком.  

После ваших выступлений мы  вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы -наши «родители».

( Ситуации:

- Вы открыли дневник и увидели, что  у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.

- Ребёнок пришёл из школы  без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.

- Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?

- Ваш ребёнок опоздал в школу, и вам об этом рассказали одноклассники. Ваша реакция.

- Ваш ребёнок спрятал дневник, чтобы не показывать плохие отметки, но об этом вам сообщил  учитель. Ваша реакция.)

- Вы получили задания. Приступайте смело! На обдумывание у вас есть 10 минут.

- Давайте теперь проверим ваши ситуации.

-Решая эти ситуации,  каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

- Выполняют задание. По желанию выходят к доске, что бы соединить пословицу.

- дети делятся на 5 команд

- слушают учителя

- выполняют задание

- проверка задания

Познавательные  УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: сохранять учебную задачу  на протяжении всего урока; планировать деятельность

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность

Самостоятельная работа

Каждому из нас  нужно  такое  место, где  не надо  притворяться, где тебя  не обманут, где тебе  спокойно  и хорошо, где можно отдохнуть  душой.  Я надеюсь, что ваш дом  тёплый, солнечный, уютный.  Чьими  стараниями  это достигается  в  ваших семьях?  Как распределяются  обязанности в вашей  семье? Вам нужно будет на листочках написать обязанности папы, мамы и себя самого в доме.

Мама

Папа

Дети

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные  УУД: сохранять учебную задачу  на протяжении всего урока; планировать деятельность

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Рефлексивно-оценочные действия

- Давайте мы с вами подведем итоги урока. О чём мы с вами говорил сегодня на уроке?

- А что такое семья? Скажите своими словами.

- Исходя из урока, скажите, что такое род?

- Какие вы молодцы!

- А что связывает род и семью?

- Верно! Вам понравился сегодняшний урок?

- А что вам понравилось больше всего?

- А вы заинтересовались историей происхождения вашей фамилии?

- Обязательно спросите это у своих родителей и на следующем уроке расскажете мне.

- Всем большое спасибо за урок, вы большие умнички!

- Мы говорили о семье.

- Семья- это любовь и уют.

Семья- это несколько человек, который любят и заботятся друг о друге.

Семья- это близкие люди, которые придут на помощь всегда и везде, это поддержка и опора.

-Род-это люди, которые объединены общими потомками и имеют одних предков по одной из линий родителей.

- то что это объединения людей

- Да, конечно!

- Больше всего понравилось записывать обязанности в семье. Это было интересно.

- да

- Хорошо

Регулятивные УУД:  умение планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям

Коммуникативные  УУД:  включаться в диалог, в коллективное обсуждение

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Инструктаж по выполнению домашнего задания

–Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет составить Семейное древо. Поговорите с родителями и вместе красиво оформите ваше древо.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД: осмысляют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...