Программа по "ОРКСЭ" 4 кл. 2022г. и технологическая карта урока
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Феоктистова Мария Петровна

Программа по "ОРКСЭ" 4 кл. 2022г. и технологическая карта урока предназначены для модуля "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_orkse_4klass.doc99 КБ
Microsoft Office document icon tehn.karta1_.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования № 2»

муниципального образования Киреевский район

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол

от  «_ »  __20  г.

№ _____

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол

от «   »   _20   г.

№ ___

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «_ » _ _20г.

№ _____

 директора МКОУ

«Киреевский центр образования № 2»

________В.А.Григоренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс  (ФГОС НОО)

2022год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_______  Жерздева Г.Е.

«____» ________20__г.

Составитель

Феоктистова Мария Петровна

         Рабочая программа по предметной области (учебному предмету)

 «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной программы воспитания.

Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.

Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей четвероклассников. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для  всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем родителем (законным представителем) получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

В соответствии с  учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе (1 час в неделю) и входит в  предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В рабочей программе расширен объем изучаемого материала с целью углубления знаний. Использована перестановка отдельных тем для целесообразного изложения материала.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ и их обсуждения.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

В результате изучения предмета у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

— понимать  основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

 — формировать национальную и гражданскую самоидентичность;

— осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную

 религию или не исповедовать никакой религии;

— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении желание при необходимости прийти на помощь;

— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение;

— избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладеть  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности

 и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

 — совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

 овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

 овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствовать организационные умения совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Предметные результаты освоения образовательной программы  модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:        — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;             — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;                                                                                                                    — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;                                                    — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;                                                                                              — раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой, жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;                                                                                                    — высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы  этикета, приводить примеры;                                            — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;                                                                                               —раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;                                                                                                  — рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;                                                                                        — раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;                                                                                          — рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;                                                                                                           — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;                      — раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;                                                                               — объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;                                                           — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;                                                                                                                    — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;                                     — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

— называть традиционные религии в России,  народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;                                                                                                           — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

СОДЕРЖАНИЕ  МОДУЛЬНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс (34 часа)

Блок 1. Россия – наша Родина. (3ч.)

Россия – наша Родина.  Любовь и уважение к Отечеству.        Образцы нравственности в культуре Отечества.

Блок 2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (29 час)

Образование как нравственная норма. Методика создания морального кодекса в школе. Этика и её значение в жизни человека. Что такое светская  этика? Основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской  гражданской этики.   Этикет. Честь и совесть. Добро и зло. Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек? Справедливость. Милосердие. Семейные ценности и этика семейных отношений. Праздники как одна из форм исторической памяти. Взгляд светский на семью. Взгляд религиозный на семью. Мое генеалогическое древо. Труд в жизни человека. Трудовая мораль. Кем быть? Нравственные традиции предпринимательства. Основы религиозных культур. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Моральный долг. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Культура и мораль. Что значит быть моральным. Государство и мораль гражданина. Нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время.  Золотое правило нравственности. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Стыд, вина и извинения. Нормы морали. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

(2 часа)

Образцы нравственности в культурах разных народов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Коммуникативные УУД:

— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Работа с информацией:

 

— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Совместная деятельность:

— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

                Тематическое планирование

блока

Содержание

Кол-во

часов

1

Россия – наша Родина.

2

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

29ч

3

Духовные традиции многонационального народа России.



Предварительный просмотр:

Методический паспорт урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) в 4 классе

Автор:

Феоктистова Мария Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ «Киреевский центр образования № 2»

                

Тема: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о  «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличностных отношений; в потребности нравственного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать этические чувства как результат морального поведения;                                                                                                                                                              - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;                                                                                                                                                   - воспитывать желание делать выбор в пользу добра

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                               - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи;                                                                                                                                                                                                          - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;                                                                                                                                    - способность к анализу и синтезу информации;                                                                                                                                                                                               - смысловое чтение;                                                                                                                                                                                                                                       - выбор способов решения этических задач

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено   учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                              - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;                                                                                                                                     - формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Основные понятия урока: нравственный поступок, нравственный человек, «золотое правило нравственности».

Методы изложения нового учебного материала:                                                                                                                                                                                            1. Подводящий диалог.                                                                                                                                                                                                                                  2. Решение проблемных вопросов.                                                                                                                                                                                                                        

Формы:                                                                                                                                                                                                                                                                     1. Групповая работа по выведению золотого правила этики:                                                                                                                                                                       - работа  с текстовым материалом;                                                                                                                                                                                                               - работа с иллюстративным материалом, дискуссия;                                                                                                                                                                              - моделирование                                                                                                                                                                                                                                                                2. Индивидуальная                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                         - мультимедийная  установка;                                                                                                                                                                                                                    - презентация;                                                                                                                                                                                                                                                               - видеоролик притча «Ведро  яблок», клип «Делай добро»;                                                                                                                                                                              - конверты с заданиями;                                                                                                                                                                                                                                            - иллюстрации;                                                                                                                                                                                                                                                        - рассказ  В.Осеевой «Три товарища»;                                                                                                                                                                                                                   - толковый словарь.

Литература:

1. Основы религиозных культур и светской этики.  «Основы светской этики.»  А.И.Шемшурина 4  класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2018 – с.18-19

2. Рассказ В. Осеевой «Три товарища»

3. Притча «Ведро  яблок» //www.youtube.com

4. Интернет – ресурсы:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Будда;  http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос ;  http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_2611.html;   http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций;  

Технологическая карта  урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) в 4 классе

Тема: «Золотое правило нравственности»    

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

1 мин.

Личностные

 -ценностно-смысловая ориентация;

Учитель:

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Начинаем урок ОРКСЭ.

Дети настраиваются на урок

2. Актуализация знаний.

10 мин.

Познавательные

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2.  Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

- Я предлагаю вам продолжить разговор о поступках и  

посмотреть притчу «Ведро яблок».

Задание: Проанализируйте поступки главных героев с точки зрения нравственности.

После просмотра дать минуту на обдумывание.

- Какому соседу симпатизируете вы? Почему?

- Какие два противоположных понятия присутствуют в притче? (ДОБРО и ЗЛО)

- Почему второй сосед ответил первому добром?

- Почему люди ценят добро?

- Я соглашусь с вами, добро помогает жить и быть счастливым. Я счастлива, когда добро побеждает зло.

- Кто совершил нравственный поступок?

2. Работа с понятием.

- Какой поступок в светской этике называют нравственным?

- Что такое нравственность?

Вывод: Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает по своему велению сердца, принося пользу другим.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

- Нравственность, Нравственный поступок, может, вы знаете ещё одно словосочетание со словом нравственность?

- Верно, есть еще «Золотое правило нравственности». - Как вы думаете, что это такое?

Просмотр притчи.

Высказывания детей. (Первый сосед поступил безнравственно, потому что был завистливым, хотел испортить настроение соседу, преднамеренно совершил действие. Второй сосед добрый, по своему велению сердца,  выбрал добро и хотел, чтобы сосед тоже был счастлив.)

Дети формулируют понятие.

На доске Нравственный поступок – нравственность

Высказывания детей

Видео «Ведро яблок»

3. Постановка учебной задачи

3 мин.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

- Какую истину нам предстоит сегодня познать? (обозначьте тему урока)

- Как это сделать? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Авторы учебника ставят перед нами аналогичные вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течение урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности?

- Как формулируется золотое правило нравственности?

- Как применять золотое правило нравственности в жизни?

Запись тему рока: Золотое правило нравственности

Читают вслух

Физ.минутка

4. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

17 мин.

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Личностные

-личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

1. Исследовательская работа по группам

- Всегда ли люди поступают нравственно? Почему?

- Какой выход нашло человечество?

Вывод: Человечество  всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

Ответ на  вопрос: какое правило помогает сделать

правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных странах, разных вероисповеданий  искали его на протяжении многих веков. И нашли.

- Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения  великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание: Прочитайте и обсудите в группе тексты, найдите и подчеркните в тексте важную мысль, которая помогает сделать правильный выбор поступка человека. Не забудьте о правилах сотрудничества.

2. Проверка работы

- Прочитаем тексты вслух.

 Текст № 1  Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Текст № 2 « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст № 3« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство  Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Текст № 4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание кратко так, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст № 5 Древнегреческий философ Питтак

в VII-VI веках до нашей эры наставлял:

«Что возмущает тебя в ближнем,

того не делай сам».

Текст № 6

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?»

Он ответил: «Когда мы не делаем сами того,

что осуждаем в других».

- Что объединяет эти изречения?

- Сформулируйте правило нравственности поступка человека по отношению к другому человеку.

3. Работа по учебнику

- Проверим наши предположения по учебнику, с.18 Прочитайте, как звучит это правило иначе?

- Почему правило назвали золотым?

Вывод: Это правило самое ценное, т.к  оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

Это правило учит быть нравственным человеком.

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации.

Ответы детей:

В этих всех высказываниях заключена общая мысль

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы,

чтобы поступали по отношению к тебе.

Значит, важное, т.е. помогает совершать нравственные поступки, быть нравственным человеком.

5. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

10 мин.

-  Хотите проверить? Представьте, что наступила перемена и три товарища решили перекусить. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Автор: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля: - Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Витя:- Завтрак потерял...

Коля: - Плохо, (откусывая большой кусок белого хлеба)

Витя: - До обеда далеко еще!

Миша: - А ты где его потерял?

Витя: - Не знаю... (тихо сказал Витя и отвернулся)

Миша: - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в портфель класть.

Автор: А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Володя: - Бери, ешь!

Беседа по содержанию:

-Почему рассказ назван «Три товарища»?

-Что чувствовал Витя, который забыл дома завтрак?

-Представьте себя на его месте.

-Хотелось ли вам, чтобы с вами так поступили?

-Как вы считаете, какому правилу следовал

мальчик, который поделился завтраком?

- Как поступили бы вы?

 Вывод: У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов трудно решить, что делать, как поступить. Золотое правило нравственности помогает принять решение в той или иной ситуации.

- Достаточно ли знаний золотого правила нравственности, чтобы поступать в соответствии с ним?

Вывод: Нет, необходимо осознать (выполнение правила становиться личной задачей, человек выполняет его не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не только знает, как нужно поступать, а действует, совершает поступки).

- Составьте алгоритм действий

Задание: Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золото правило нравственности:

Самопроверка:

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

- Чему учит ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ? Почему появилось?

Вывод: Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.

Нет, надо научиться его применять.

Дети сами в группах составляют алгоритм действий и проговаривают, используя данную ситуацию

На доске появляется алгоритм действия правила.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

2 мин.

Познавательные

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные

планирование

Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.

Отметь истинные высказывания

да

нет

1. Золотое правило

нравственности является общим для людей разных религий и культур

д

т

2. Появилось оно в XX веке

а

о

3. Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков

б

п

4. Чтобы  применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах

р

г

5. Золотое правило нравственности – учение одного философа

и

о

Проверим: у кого получилось слово добро, самый внимательный.

Вывод: - Мне хочется прочитать четверостишье                      

                    Твори добро, чтобы любя,

                    Добро тебя нашло.

                    Зла не верши, чтоб и тебя

                   Не погубило зло.                      

- Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?

Дети выполняют тестовое задание на карточке. 

 

В результате

получается слово ДОБРО

7. Включение в систему знаний и повторения?

Задание

- Приведите примеры из жизни, в которых люди применяют   ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Например: доноры, спортсмены на Олимпиаде, герои ВОВ, в повседневной жизни - оказание помощи ближнему, поддержка в ТЖС, проявление милосердия и любви к ближнему….

Дети приводят примеры из жизни

VII. Итог урока.

2 мин.

Рефлексия.

Личностные

-нравственно- этическая ориентация,

личностно-моральный выбор

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие учителя и учащихся

- Подведем итог.

- Посмотрите, на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя?

почувствовал

                                       Я

вспомнил                                  удивился                          узнал              

VIII. Домашнее задание.

1 мин.

Оценка достижений (вручение смайликов)

Дома я попрошу вас вспомнить произведение, которое изучаете на литературном чтении и подходит к теме урока) и подумать, какие поступки героев соответствуют «Золотому правилу нравственности». Расскажите об одном из поступков в сочинении – миниатюре. Выразите свое отношение к поступку.

Фонограмма Б.Окуджава «Виноградную косточку….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика

Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с             опорой...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Урок по теме: "Второстепенные члены предложения" 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски.

Образовательная программа "Начальная школа ХХI века"Учебный предмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие новых знанийПланируемые результаты:Предметные: вырабатывать умения находить, срав...

Технологическая карта урока технологии "Программа MicrosoftOfficeWord. Правила набора текста. Программа MicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа, формирование и печать". Изделие: «Программка» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с   программой Microsoft Office Word, правилами набора текста.Задачи урока: Дидактические:1...