Храм
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шайдт Оксана Николаевна

Уонспект урока ОРКСЭ (Модуль: "Основы православной культуры") по теме "Храм". В ходе урока дети узнают Что такое православный храм, как он устроен, правила поведения в храме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ОРКСЭ "Храм"145.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ на тему "Храм»

4Д класс

УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А.В.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕПознакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  • РАЗВИВАЮЩИЕРазвивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Формируемые УУД:

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
  • коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофильм, рабочий лист.

Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, священник,

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Я рада встрече с вами. К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Разгадайте загадки и по первым буквам отгадок постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (кроссворды на листочках).

  1. Человек, который верит в Иисуса Христа (христианин)
  2. Страна, в которой мы живем. (Россия)
  3. Ученики Иисуса Христа (Апостолы)
  4. Обращение к Богу (Молитва)

(Собирают слово на фоне колокольного звона)

- Какое ключевое слово у нас получилось? (Храм)

– Попробуйте  дать определение слову «храм».  (учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки, проводят различные обряды и таинства.

- Зачем люди посещают храмы?  (В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Итак, тема сегодняшнего урока «Православный храм».

Целеполагание

Давайте подумаем ответы на какие вопросы мы будем сегодня искать?

                 Зачем нужен?                    Храм                  Где находится?

                                        Что это такое?         Как устроен?

III. Изучение нового материала.

Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

- Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет – деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

 (колокольный звон)

- Сейчас перед вашими глазами пройдут слайды с изображением храмов России. Вы услышите красивую музыку. Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь.  (учащиеся просматривают видеоролик «Православные храмы»)

– Ребята, посмотрите на эти фотографии. Перед вами храмы. Что их  объединяет? Что у них общего? (Слайд ). Фотографии помогут вам в этом.

- Они и разные, и в то же время похожи. (У всех есть купол и на куполе крест)

Внешние особенности храма.

Внешне храмы могут отличаться друг от друга. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста.

Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
(Храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить  каменные дома, храмы) 
(Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
 Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? 
( Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)

Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Ученики: Формой, цветом, размером.

Изучение устройства храма.

– Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

– Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

https://hramy-moskvy.ru/wp-content/gallery/2020-08-10_vnutrennee-ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama-obshchie-svedenija/03_funkcionalnoe-prednaznachenie-altarya.jpg

Давайте пройдём в притвор.

Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия.

В притворе продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Эти записки передаются в алтарь священнику.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Давайте узнаем как устроен сам храм. Рассмотрите фотографию. Что здесь находится?

 Учебник с. 72 (Икона, молитва, благословение,

Читают о Поминании, молитве «о здравии» и «за упокой»  (с. 71)

Физминутка для глаз

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

Давайте запишем, что такое иконостас.

В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

С. 73 читаем о Божьей матери.

За иконостасом находится  алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю...

Самое важное место в алтаре престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Притвор означает грешное человечество, Землю. Алтарь символизирует Небо. Храм всегда ставили алтарём на восток - навстречу солнцу. Итак, и горизонталь, и вертикаль в храме устремляют человека от Земли к Небу, от суеты земной - к Богу.

Правила поведения в храме:

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.     

IV. Проверка усвоения нового материала

В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

2. Подведем итог нашего путешествия.

В Рабочих листах задание № 4

Заполни пропуски.

V. Подведение итогов урока

– Что нового сегодня вы узнали?

Давайте вернемся к нашей схеме, где обозначены цели урока и проверим - на все ли вопросы мы нашли ответы?

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Веру, исцеление, надежду, любовь, умиротворение.)

Вывод:

Тысячи лет  люди ходят в храм. Идут страждущие  и плачущие –и там утешаются.

Идут  растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут  провинившиеся – и получают прощение.

Идут  счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Учитель читает стихи:

Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.

- Что же автор стихотворения призывает возродить?

 - Зачем?

Люди, приходя в храм, учатся  добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается,  а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и избавитесь от всего негативного.

VI. Рефлексия

Ребята! На листе у вас изображение свечи...

Если урок вам понравился, вы узнали много нового , то раскрасьте её пламя в ярко-красный цвет.

А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то в бледно-желтый.

VII. Домашнее задание

  • прочитать стр.70-75  учебника
  • подготовить сообщение о любом храме России. (Санкт – Петербурга)

На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание!

Рабочий лист

Урок № 14  ХРАМ

 1.  Отгадайте загадки,  из первых букв соберите новое слово: 

  1. Человек, который верит в Иисуса Христа _________________________
  2. Обращение к Богу  _____________________________________________
  3. Изменение той оценки, которую человек даёт свои поступкам.________

     ______________________________________________________________

  1. Ученики Иисуса Христа ________________________________________

                       

2. Запиши определения:

Храм  ______________________________________________________________

              ______________________________________________________________

Притвор _____________________________________________________________

Иконостас____________________________________________________________

Благословение ________________________________________________________

               _____________________________________________________________

Царские врата ________________________________________________________

Алтарь ______________________________________________________________

3. Подпиши части храма:

4. Заполни пропуски:

Над храмом возвышается ___________________ , изображающий небо. На куполе ставится ___________ во славу Иисуса Христа. Над входом в храм строится ___________  - башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.

Зайдя в храм, мы попадаем сначала в _____________ , затем в сам ____________ , где стоят молящиеся.   Видим перед собой стену из икон _________________ , за которым находится главная часть храма ___________ . В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается ___________________ .

( притвор, благодать, купол, алтарь, иконостас, колокольня, храм, крест)

5. Раскрась пламя свечи в красный цвет, если урок был для тебя полезен и понравился тебе; в жёлтый, если урок не понравился и был для тебя бесполезным.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7abc5b230b576f0ef366a1ff5e1cc7b5-4598718-images-thumbs&n=13

Домашнее задание:

1. прочитать с. 70-75, ответить на вопросы

2. Подготовить сообщение о любом храме нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Православный храм

Урок по ОПК (4 класс)...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....