Эссе на тему "Роль религии в конфликте".
материал по орксэ (4 класс)

Лазарева Ирина Юрьевна

Социологи едины во мнении, что конечный социальный смысл любой религии в том, что «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Но религиозные конфликты не прекращались на Земле никогда. По статистике в Бога верят 66% жителей земли, четверть населения равнодушна к религии, а 6% составляют атеисты. Все религии проповедуют мир и любовь, но тем ни менее тысячи людей погибают ежегодно в религиозных распрях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_lazareva_i.yu_.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

"Соловьевская средняя школа"

Эссе

на тему "Роль религии в конфликте".

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики».

Выполнила: Лазарева Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов

с.Соловьевка

2023 г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………

3

I. Роль религии в конфликте ……………………………………………

3

1.1 Как различные религии относятся к конфликту, как таковому?...........................

3

1.2 Конфликт и его эволюция в обществе ……………………………………

4

1.3 Природа и сущность религиозных конфликтов …………………

5

1.4 Религия и конфликт

6

1.5 Предпосылки возникновения и пути предотвращение религиозных конфликтов…………………………………………….

7

Заключение ………………………………………………………………

7

Список использованных источников …………………………………..

8

 

Введение

Социологи едины во мнении, что конечный социальный смысл любой религии в том, что «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Но религиозные конфликты не прекращались на Земле никогда. По статистике в Бога верят 66% жителей земли, четверть населения равнодушна к религии, а 6% составляют атеисты. Все религии проповедуют мир и любовь, но тем ни менее тысячи людей погибают ежегодно в религиозных распрях.

С XIX века религию стали рассматривать как социальную науку. Тогда же появились основные социальные теории. Теория конфликтов рассматривает религию как источник перемен, чему в истории есть множество примеров. Для сравнения, функциональная теория концентрирует внимание на роли религии в качестве фактора поддержания стабильности.

С давних времен религия выступала институтом, тесно взаимодействующим с властью. Она способствовала упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Являясь наиболее консервативным, чем любые другие общественные институты, она, в основном, стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Религиозный фактор стал одним из наиболее весомых в решении социально-политических проблем. Неудивительно, что роль религии во всем мире стала возрастать. Особенно, при решении локальных и глобальных конфликтов.  

Однако, роль религии в конфликте сложно оценить без понимания природы конфликта, ее эволюции в обществе.

Роль религии в конфликте

  1. Как различные религии относятся к конфликту, как таковому?

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - учит христианство. Отношение к конфликтам в христианстве противоречиво. А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов проанализировав Библию выяснили, что более 15% понятий и категорий отражают проблему насилия.

В Коране читаем: «а если пожелал твой господь, то он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить». И «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого». С одной стороны, как идеал социальной жизни проповедуется ненасилие, а с другой – приветствуется борьба за расширение пространства ислама.

Последователи буддизма категорично считают, что нужно жить в любви к ближнему, несмотря на войны. «Ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она». «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» - учит буддизм. В индуизме: «Не делай другому того, от чего больно тебе». Эти религии против насилия, в классическом буддизме нет даже понятия «зло».

  1. Конфликт и его эволюция в обществе

Тема конфликта изучается в обществе уже давно. В философских концепциях любых народов мы наблюдаем борьбу света и тьмы, добра и зла, противостояние богатства и бедности. От представлений ученых древней Греции и Рима, конфликт перерос в отдельную науку – конфликтологию.

Так, в концепции государства Платона особо выделялось предупреждение конфликтов: для этого было нужно, чтобы каждый член общества занимал свое место. Согласно Платону, «самое лучшее – это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же – это всеобщее дружелюбие».

В современном мире предпосылки конфликтов зависят не только от личности как таковой, но и от политико-правового устройства государства. Буржуазная экономика, основанная на конкуренции, ставит в приоритет личную выгоду. С одной стороны, этот факт способствует развитию прав личности, свободы мысли и совести, а с другой – усиливает внутрисоциальные конфликты.

По мнению Г. Зиммеля, конфликт, выступая формой разногласия, одновременно является силой, способной объединить противоборствующие стороны, т.е. выполняет функцию социализации. Иными словами, подтверждается философский дуализм – солидарность и враждебность не исключают друг друга.

Важно также учитывать, что конфликтология в своем развитии опирается на конкретные социокультурные и исторические условия жизни народов и общественных групп, она носит историко-культурный характер.

  1. Природа и сущность религиозных конфликтов

Самыми сложными для разрешения являются конфликты, основанные на разногласии в вероучениях. Как показывает опыт истории между некоторыми религиями сложилось своеобразная повышенная конфликтность. Например, это относится к взаимоотношениям мусульман с христианами, христиан и мусульман с иудеями, мусульман с буддистами, индуистов с мусульманами. Но отметим, что буддизм не предлагает ана­лога таким понятиям как джихад, исламское или православное государство, в отличие от ислама. Существует также определенная враждебность между различными течениями одного и того же вероучения. Например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе.

Примером столкновения двух различных конфессий - индуизма и ислама - служит конфликт между Индией и Пакистаном. Противостояние сербов и хорватов еще раз подтверждает, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим народностям.

Как правило на возникновение религиозных конфликтов влияют экономические, политические, социальные, национальные факторы. Например, основной целью крестовых походов было распространение веры и освобождение землей от язычников. Но участников мотивировали не только искуплением, но и возможностью получить там неслыханные богатства.

Религиозные конфликты характерны, прежде всего, для государств с многоконфессиональным населением, в которых принимаются и действуют дискриминационные законы или игнорируются и нарушаются права верующих. Например, в Ливане насчитывается около двадцати религиозных общин. В середине XX века по негласному соглашению Президентом мог стать только христианин, премьер-министром - исповедующий ислам суннитского толка, а парламент возглавлял мусульманин-шиит. Но мусульманам очень не нравилось, что главой страны оказывался христианин. Как результат - гражданская война.

Результатом глобализации и миграции населения стало смешение рас, религий и обычаев, этносов и культур.  Возникает все чаще непонимание нравов, обычаев, привычек, стиля жизни «чужаков». Не миновала чаша сия и Россию. Все чаще в нашем обществе появляются опасения, что православие может фактически приобрести статус государственной религии, что, в свою очередь, вызовет усиление националистических движений в стране.

В начале XX века в России развернулась атеистическая кампания. Сносились церкви, были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Порой сопротивление верующих подобным действиям принимало характер вооруженных восстаний. Это упорное нежелание людей отказаться от веры главным образом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы ХХ в. Массовые репрессии прекратились, из мест заключения и ссылки возвратились священники, стали восстанавливать храмы, оживала система церковного образования и т.д.

  1. Религия и конфликт

Человеческая природа такова, что любое увлечение, предубеждение или точка зрения имеет как сторонников, так и противников. Конфликт заложен в человеке, как внутри отдельной личности, так и в различных социальных группах.

Религия, выступая формой общественного сознания, может служить как основой для единения и сплочения людей, так и поводом для разногласий.

Ярким тому примером служат конфликты на почве религиозных воззрений.  Известным специалистом по конфликтологии Д. Раппортом в ходе исследования справочной литературы по религии было установлено, что работ, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. Несмотря на то, что религия редко выступает как единственный источник конфликта, в XXI веке конфликтов на религиозной и национальной почве становится всё больше; именно религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие.

Однако, обвинять религию в конфликтах неправильно. Зачастую она выступает лишь поводом противостояния, в то время как истинная его причина находится в плоскости перераспределении и завоевании власти, природных ресурсов и материальных благ, личного обогащения лидеров религиозных и политических движений.

В современном мире религия оказывает влияние не только на становление и развитие личности, отдельных групп и наций, но и на международные отношения в целом. По сути, являясь одной из неформальных ветвей власти, она способна как становится причиной конфликтов, так и сглаживать их, напоминать людям о вечных ценностях – любви, сострадании, дружбе, духовной силе и уважении.

  1. Предпосылки возникновения и пути предотвращение религиозных конфликтов

Итак, каковы предпосылки возникновения религиозных конфликтов? Во-первых, верующее единство не стирает границы наций и государств, оно не обеспечивает формирование между народами бесконфликтных отношений и мирное урегулирование возникающих конфликтов. Тому пример - бесчисленные гражданские войны, где религия не при чем. Во-вторых, внутри конфессий сосуществуют различные, зачастую соперничающие, враждебно настроенные друг к другу направления. Например, ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.

Однако, нередки случаи, когда народы и государства, относящиеся к разным конфессиям, способны сплачиваться во имя общих, жизненно важных интересов людей. Тогда религиозные отношения отходят на второй план.

Религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Противоречия накапливаются на протяжении долгого времени, а с наступлением критической точки выливаются в протесты, религиозную дискриминацию, терроризм и гражданские войны.

Как же решить эту проблему? Необходимо помнить о принципе толерантности. Создание преимуществ для одной религии неизбежно приводит к ущемлению прав других. Не совсем согласна, что перед тем, как дети начинают изучать предмет ОРКСЭ родители заполняют заявление-согласие на обучение православию. Например, в моем классе есть представители и христианства, и ислама.

Также общество должно постоянно совершенствоваться, развиваться. Тогда оно сможет обеспечить свою целостность и устойчивость, способность эффективно функционировать в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.

Заключение

О роли религии в обществе можно спорить бесконечно. Каким бы ни был исход спора, религия существует и укрепляется в обществе. Она представляется невидимым «мостом», который связывает человека со сверхъестественными силами, в которые он верит, помогает ему отвлечься от обыденной жизни].

Религия сегодня компенсирует потери духовных ориентиров на фоне глобализации общества, развития технологий и постоянно меняющейся окружающей среды: социальной и бытовой. Религиозный фактор трансформировался в ключевой инструмент стабилизации как общественно-политической жизни общества, так и сферы мировой политики. Однако, нередко именно он становится причиной многих конфликтов.

Впрочем, далеко не всегда религиозные взгляды одних групп являются истинным источником общественных конфликтов. Нередко они используются главами государств и духовных общин для удовлетворения собственных корыстных интересов. Поэтому, важно делать акцент на всестороннем развитии личности, т.к. умение разделять духовность от безропотного повиновения сегодня ценно как никогда.  

Список использованных источников

1. Гилинский Я.И. Толерантность в России: возможность и невозможность. / Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире. СПб., 2004. С. 53-58.

2. Гутарева, Н. Ю. Роль религии в международных отношениях / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. –  10 (90). – С. 1487-1489. – URL: https://moluch.ru/archive/90/19046/ (дата обращения: 01.12.2020).

3. Дударенко С. Конфликт, как одна из составляющих религиозной жизни России и Дальнего Востока конца XX начала XXI веков. Объединение исследователей Религии. Владивосток. 2004г.

4. Дудник С.И., Осипов И.Д. Проблема конфликта в историко-философском измерении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 142–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-v-istoriko-filosofskom-izme renii (дата обращения: 01.12.2020).

5. Зиммель Г. Человек как враг // Психология конфликта: Хрестоматия. 2-е изд. / под общ. ред. Н.В.Гришиной. СПб.: Питер, 2008. С. 18–25.

6. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 288 с.

7. Панкин С. Ф. История мировых религий: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. – 158 с.

8. Пчелинцев А. Пресса и религиозные конфликты. Русская сила. 08. 02.2007г. С-7.

9. Сухейль Фарах. Духовная секуляризация и религия: опыт христианства и ислама/ Отв. ред. д.и.н., проф. В.В. Наумкин. Перевод с араб. В. Волосатов. М.: 2008. - 182 с.

10. Черепанова, Е. С. Философия конфликта : [учеб. пособие] / E. С. Черепанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Основы религиозной культуры и светской этики» На тему: Роль религии в конфликте

Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространств...

Роль религии в конфликте

Эссе на тему "Роль религии в конфликте"...

Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность....

Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»

Содержание:Введение ...………………………………………………………&helli...