Конспект урока по ОРКСЭ "Икона. Священные образы"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бессонова Наталья Алексеевна

Конспект урока "Икона. Священные образы" разработан по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) для учащихся 4-х классов по учебнику А. В. Кураева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. Подольска Московской области

                                 

                                                                                                                               

                             

КОНСПЕКТ

О Т К Р Ы Т О Г О    У Р О К А

О Р К С Э   (О П К )

4   К Л А С С

                   Тема:   «Икона. Священные образы»

Образовательная программа:                                                         «Школа России»

Автор учебника:                                                                              А. В. Кураев

Учитель:                                                                                           Н. А. Бессонова

   Цели урока: раскрыть смысл иконописного изображения — священного образа, помогать постигать глубину духовного содержания иконы; дать знания об иконописи, её отличии от живописи, средствах создания икон, иконописцах. Проложить маршрут духовного краеведения, изучая чтимые святыни Подольска и Подмосковья.

     Задачи:

1. Дать сведения о том, как появилась первая икона, о  почитании икон с образами Христа Спасителя, Богородицы, их разнообразии.

2. Познакомить со святынями, находящимися в Свято-Троицком соборе города Подольска посредством заочного путешествия.

3. Познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон; творчеством великих иконописцев: А. Рублёва, Дионисия, Ф. Грека; воспитывать у детей чувство уважения перед талантами мастеров.

4. Показать связь прошлого и настоящего.

5. Учить видеть красоту в общении с духовной культурой.                                                                5. Расширять кругозор и словарный запас учащихся.

6. Развивать логическое мышление и способность художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

7. Воспитывать способность слушать другого и сопереживать;  культуру общения в  работе парами и интерес к иконописному искусству.

  Средства: учебное пособие  Шевченко Л. Л. «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4 класс, иллюстрации №№ 55-58 с. 60-63; слайды презентации.

   Оснащение. Зрительный ряд: иконы, иллюстрации икон.

  Музыкальный ряд: колокольный звон «Благовест», спокойная музыка.

  Форма проведения:  урок-путешествие.

  Оформление:  на доске  висят репродукции икон. Перед доской стоит стол, на котором разложены художественные принадлежности иконописца. Во время рассказа ученики демонстрирует те моменты, которые освещаются.

   Тип занятия: получение, обобщение и систематизация знаний учащихся.

   Используемая литература:

1. Балакина Т.И.  Мировая художественная культура. Россия 9-начало 20 в. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для студентов вузов.-М.: Издательский центр ООО «Фирма МХК», 2000-192 стр.

2. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -240 с.

3. Деревенский Б. Г.  История христианства. - СПб.: «БКК»,  2012. - 80 с. -  илл. - (Серия «Узнай мир»).

4. Колбовский Ю. Я., Степанова Т. А. Равославие и русская культура: Учебное пособие. - Ярославль; Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2004. - 320 с., ил.

 5. Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья. (История и культура религии (Православие)). Методич. пособие для учителя.- 2-е изд.- М.,2007.-74с. Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья. (История и культура религии (Православие)). Под ред. Л. Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. Издание 3. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 256 с.

Ход урока

   1. Организационный момент.                                                                 УЧИТЕЛЬ:
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю»

- Я не случайно начала наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни», написанной великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым.  Догадайтесь, какой святыни мы посвятим сегодняшний урок? (Икона).                                         -Верно, сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам и их создателям.

2. Постановка проблемного вопроса.

УЧИТЕЛЬ: Лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? ( Изображения Христа, Богоматери, святых). Икона – слово греческое и по – русски, означает «образ», «изображение».
О святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения до смерти.                                                              
Почему же икона — Священный образ?   Как появилась первая икона? Для чего православному человеку икона? (Постановка проблемных вопросов для обсуждения. Дети высказывают свои предположения)                                 Постараемся найти на уроке ответы на эти вопросы.

    3. Изучение нового материала. Выдвижение детьми гипотез решения поставленной проблемы и их обсуждение, выбор наиболее подходящего ответа.    

 1) Как появилась первая икона.                                                           УЧАЩИЙСЯ (заранее подготовленный):   В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь велел, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог придти к Нему. Тогда Авгарь велел  художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в храм, где учил народ, и приступил к работе. Но, как он ни старался, всё было напрасно. Видя его бессилие, Христос взял полотенце, приложил к Лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался Нерукотворный Образ Спасителя. Этот Образ стал первой иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он тотчас поправился.  

          2) Образ Христа Спасителя. 
УЧИТЕЛЬ: Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон
Православной Церкви. (показ слайда).                                                 Обратимся к учебнику с. 62, иллюстрация 56.                                                                              
УЧАЩИЕСЯ:(  три заранее подготовленных читают наизусть):                                                      

ИКОНА  (К. Д. Бальмонт)

Икона тёмная Христа,

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона тёмная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Ребёнку ты была живой,

Весь мрак тобою был низринут,

Весь мир заполнен синевой,

Ребёнку ты была живой,

Зачем же я тобой покинут?

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись, бессмертная мечта,

 Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

УЧИТЕЛЬ:   

  1.    - Вдумайтесь в смысл стихотворения, подберите правильные ответы.
  2.    - Почему поэт называет икону тёмной?  

(Она старинная; запылившаяся; грязная; нарисована чёрной краской)

   - Почему икона названа вечной?

(На ней изображён Вечный Бог; она сделана из крепкого, прочного материала)

  • Почему поэт называет икону живой?

( С иконой можно разговаривать; на иконе изображён небесный мир; иконе, как человеку требуется еда и сон)

  • О какой мечте писал поэт?

( Бессмертии, о спасении; о приобретении богатства)

Бессмертная мечта -  надежда людей на спасение.

  • На с. 63 учебника иллюстрация 58 — изображение Христа Вседержителя, выполненное в куполе Софийского собора древнего Киева. «Царь царствующих и Господь господствующих» - такими словами называли Иисуса Христа Его ученики. Он — Вседержитель, Творец мира,. Он всем управляет  и над всем царствует. На многих иконах Христос изображён в одежде, которую носили люди Его времени. Вокруг его головы изображается золотой круг нимб (символ святости) со вписанным Крестом. На иконах Вседержителя Он всегда в одной руке держит священную Книгу (или свиток), а другая — сложена в благословляющий жест.

               3) Образ Пресвятой Богородицы.

 УЧИТЕЛЬ:   Наряду с образом Христа Спасителя на иконах изображают образ Богородицы — Матери Божией.

   Богоматерь Умиление (или Милующая). Она изображается склонившейся к Сыну, как бы  ищущей у Него милости к людям. Такое изображение дано на иконе Божией матери «Владимирская» (показ слайда).

   Богоматерь Одигитрия (или Путеводительница). Изображение на иконе напоминает о том пути, по которому должен идти в своей жизни христианин.  Матерь Божия держит на руке Богомладенца. Он благословляет человека и в руке держит свиток с Законами жизни. Такое изображение дано на иконе Божией Матери «Гребенская» (показ слайда).

   Богоматерь Оранта (Молящаяся) . Она изображена с воздентыми руками как Молитвенница о людях. Такое изображение представлено над Горним местом алтаря во Владимирском храме Спасо - Бородинского Монастыря. (Московская область, Можайский район).  Богородица стоит во весь рост, являя Собой незыблемое основание для всех христиан, прибегающих к её защите.      

   4) Заочное путешествие в Свято-Троицкий собор г. Подольска.                 УЧИТЕЛЬ:  Дети, а кто из вас видел образы Спасителя, Богородицы,  в храмах нашего города? А какие храмы, соборы в нашем городе вы знаете? ( Свято-Троицкий собор, храм Воскресения Христова, храм Ильи Пророка, храм Знамение).

  • Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в Свято-Троицкий собор и поближе познакомимся с его чтимыми святынями. Собор возвышается на высоком холме над рекой Пахрой. Среди хамов Южного Подмосковья Троицкий собор единственный имеет пятиглавое завершение (показ слайдов).
  • 25 октября в Троицком соборе г. Подольска особый праздник. В этот день чествуется Иерусалимская икона Божией Матери, совершается Божественная Литургия и Крестный ход. В         1866   году в Подольске свирепствовала эпидемия холеры. По благословлению Святителя Филарета из города Бронниц в г. Подольск была принесена чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской. Встречать её вышли тысячи людей. Крестным ходом Святой образ обнесли вокруг города — и чудо произошло. В этот день в городе не только не было умерших, но и никто не заболел. Эпидемия резко пошла на спад и вскоре прекратилась.  В благодарность горожанами была приобретена копия с чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской.  
  •  В  храме хранятся  два мощевика с частицами мощей 140 святых. Почитаются иконы священно-мученика Петра и собора новомучеников Подольских. Новомученики пострадали за веру во Христа в дни гонений Православной церкви. 28 ноября отмечается праздник — Собор святых новомучеников  в земле Подольской просиявших.
  • В 2004 году написаны и установлены в золочёные киоты два образа: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» со всеми святыми икона «Собора новомучеников и исповедников Российских» (показ слайдов).

Физкультминутка. (Звучит колокольный звон)

УЧИТЕЛЬ: Дети, вы слышите эти звуки? Догадайтесь, что это?

ОТВЕТ: колокольный звон.

УЧИТЕЛЬ: Встаньте около парт. Закройте глазки, послушайте звучание колоколов. (Дети стоят и слушают)

- Что вы представили?

ОТВЕТ: Храм, людей с благодарными, радостными лицами около храма, возможно - православный праздник, внутреннее убранство храма, просторы нашей России.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, садитесь на свои места. 

- Сегодня колокольный звон привёл  нас в следующее святое место, в котором мы также заочно побываем — это иконописная мастерская.

  1. В иконописной мастерской.

   УЧИТЕЛЬ:  Христианская икона является как бы окошком в Небесный мир, который человек не может увидеть своими глазами. Она может рассказать не только о событиях Священной истории, но также передать духовную красоту изображённых на ней святых.

  • Как же это удаётся иконописцу? (Дети высказывают свои предположения)
  • Заглянем в иконописную мастерскую и найдём ответ на этот вопрос.

УЧАЩИЕСЯ: ( рассказывают заранее  подготовленные к уроку  ученики)                                                                                                                      УЧЕНИК 1. К написанию иконы иконописец тщательно готовился. Прежде всего,  он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своими мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго. Это называлось постом.                                                                      

УЧЕНИК 2. Для написания иконы специально готовилась доска, которую долго высушивали, даже несколько лет. Из всех пород деревьев предпочитали липу и сосну — в них меньше сучков. Затем плотник выглаживал  её поверхность топором и передавал иконописцу.  Дальше на доску натягивали холст - паволоку, защищавшую  от трещин на дереве. Для прочности паволока покрывалась смесью из рыбного клея и толчёного мела.  Такая смесь называлась левкас. Высохшую поверхность иконописец полировал  медвежьим зубом.                                          

УЧЕНИК 3. Затем иконописец приступал к написанию иконы. Он готовил особые краски.                                                                                                              -Ребята, как вы думаете, из чего делали краски? (Ответы детей)

Для красок использовали травы, цветы,  разноцветные природные камешки - минералы. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с  яичным желтком, разводили водой. Такая краска с добавлением яиц называлась темпера.                                                                                                               УЧЕНИК 4. Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём, вырезались из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже – почти всю её поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.
УЧЕНИК 5. Иконописные изображения, могут быть выполнены на сырой штукатурке стены храма. Такие росписи называются фресками. Особенно часто встречаются фрески в верхней части храма — под куполом.                       УЧЕНИК 6. Иконы также создаются из разноцветных кусочков или стёклышек, закреплённых на стенах особым раствором. Такие изображения называются мозаикой.  

         6) Знаменитые иконописцы.

УЧИТЕЛЬ: На Руси было много знаменитых иконописцев. Самыми известными из них являются святой преподобный Андрей Рублёв, мастер Дионисий, Феофан Грек.

       а) Андрей Рублёв.

   Андрей Рублёв жил в 14-15 веках. Достоверных сведений о его жизни и творчестве сохранилось немного. Первое летописное известие об Андрее Рублёве относится к 1405 году, когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком в росписи Кремлёвского Благовещенского собора.

   Самое совершенное произведение Рублёва — Икона «Троица», выполненная для Троице-Сергиевой обители.  Икона не содержит бытовых деталей. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит  чаша с головою тельца — символ  искупительной жертвы Христа.  Расположение ангелов не случайно: по нимбам можно провести круг, центр которого находится в жертвенной чаше. Круг с древности считался олицетворением гармонии. Икона полна одухотворённости, высокой просветлённости и торжественного покоя.

   Основной смысл иконы: величие жертвенной любви, когда Отец посылает Своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность Сына. Иисусу Христа пойти на эти страдания, принести себя в жертву людям.

       б) Дионисий.

   В 15-16 веках жил ещё один выдающийся мастер школы живописцев-Дионисий. Современники очень высоко ценили его работы, которым свойственна декоративность и праздничность.

   Из росписей Дионисия история донесла до нас один, но полностью сохранившийся цикл — роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В центре — фреска, изображающая Божию Матерь с Божественным Младенцем Христом на престоле, которым поклоняются ангелы и весь небесный и земной  мир. Заступница за род человеческий перед Своим Сыном, Пресвятая Дева Мария, выступает в  этих фресках главным объектом почитания и поклонения.

   в) Феофан Грек.

   В историю русской и мировой культуры, как великого мастера церковной живописи вошло имя Феофана Грека. Все работы этого иконописца выполнены двумя красками: охрой (цвет земли)  и белилами (свет, огонь).

   До наших дней дошли лишь немногие иконы, написанные Феофаном Греком. Прежде всего это знаменитая «Донская» икона Божией Матери ( ок. 1395 г.). Считается, что она написана под влиянием Владимирской иконы Божией Матери и относится к тому же иконографическому типу - «Умиление».

   Мария наклонила голову к Божественному Младенцу, который сидит на её правой руке и лицом прижимается  к Её щеке. Мать прижимает Сына  двумя руками, причём ножки Иисуса обнажены выше колен, и обе покоятся на левой руке Богородицы. Особо в иконе выделяются золотой и синий цвета. Золотом, помимо фона, написаны одежды Христа, кайма на мафории Богородицы и звёзды.

   Лицо Марии на Донской иконе печально и полно внутренней просветлённости и нежности; она как бы предвидит трагическую судьбу Своего Сына,. В иконе есть удивительная деталь — синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Это символ Его учения, Слова, пришедшего в мир.

   Икона Донской Богоматери — двусторонняя, выносная. На оборотной стороне написан образ Успения Пресвятой Богородицы. На ложе возлежит Божия Матерь; вокруг апостолы, которые пришли проститься с Ней. Их лица полны скорби и печали. В центре позади ложа стоит Иисус Христос в одежде золотого цвета; в руках у него душа Марии в виде  запелёнутого младенца.

   Существует предание, что перед битвой Дмитрия Донского на Куликовом поле пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой икону Донской Божией Матери. Всё время, пока шла битва, этот образ находился среди русских войск. После битвы донские казаки преподнесли  икону в дар.

   В 1591 г. неожиданно вторглись  в пределы Русской земли крымские татары. Они подошли к самой Москве и раскинули свой стан на Воробьёвых горах. Уповая на помощь свыше, царь Фёдор Иоаннович (1557-1598) приказал  совершить вокруг  городских стен крестный ход с иконой Донской Богоматери. Потом её перенесли в обоз русских войск, защищавших Москву. Ночью царь после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала Свою помощь. И действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле боя и стали спасаться бегством. В честь этой чудесно дарованной победы царь Фёдор Иоаннович на том месте, где стояла во время битвы икона, основал монастырь. Он был назван Донским по имени иконы.

   7) Закрепление. Сравнение иконы и картины.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а сейчас вы выполните работу в парах о обобщите, всё, о чём мы на уроке узнали.          

- На ваших партах лежит раздаточный материал — различные изображения.. Возьмите их.  Распределите  на две группы. (Дети выполняют работу).

- На какие группы распределили?

ОТВЕТ: Иконы и картины.

УЧИТЕЛЬ: Назовите иконы.

ОТВЕТ: «Донская Богоматерь» Феофана Грека, «Спас Нерукотворный».

УЧИТЕЛЬ: Назовите картины.

ОТВЕТ:  «Секстинская мадонна» Рафаэля, М. А. Врубель «Царевна-Лебедь».

УЧИТЕЛЬ: Сравните по плану икону и картину и подумайте, есть ли между ними отличия.

Вопросы

Икона

Картина

1. Какова главная задача?

2. Каким бывает фон?

3. Нимб-золотой круг вокруг головы.

4. Задний план и линия горизонта.

5. Самое важное.

Учащиеся в парах выполняют предложенное задание. Затем коллективно обсуждают ответы на каждый вопрос таблицы, при необходимости учитель даёт комментарии. В результате приходят к совместному выводу:

Вопросы

Икона

Картина

1. Какова главная задача?

Священный образ, предстоим в молитве, путь к спасению.

Произведение искусства, созерцаем, путь эстетического становления человека.

2. Каким бывает фон?

Золотой фон-символ Божественного света (бывает красный и синий).

Может  быть любого цвета.

3. Нимб-золотой круг вокруг головы.

Есть. Это символ святости.

Нет.

4. Задний план и линия горизонта.

Нет.

Присутствует.

5. Самое важное.

Лик.

Зависит от жанра картины.

   8) Заключение. Разрешение проблемы.

УЧИТЕЛЬ:  Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи — познакомились со священными образами, совершили путешествие по святым местам нашего края, побывали в иконописной мастерской, узнали о великих иконописцах.

   Почитая святые иконы, христиане поклоняются не самой иконе (доске), а Личности того, кто изображён на ней. Икона — Священный образ, она приглашает человека к молитве, к подражанию жизни святых, в которой главное — любовь к людям, укрепляет в нас силы и в великой молитве совершает чудеса.

(Звучит тихая мелодия)

ИКОНА И МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучие слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

   9) Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ: Продолжите маршрут духовного краеведения.

  1. Посетите храмы нашего города, узнайте, есть ли в них икона «Спас Нерукотворный.
  2. Подготовьте рассказ  «Икона в нашем доме» (или «Икона в нашей церкви» ) по плану:

1) Есть ли в вашем доме икона?

2) Как она называется?

3) Каков её образ?

4) Как икона попала в ваш дом?

5) Для каких целей эта икона в вашем доме?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Священные книги мира: Веды, Авеста, Трипитака".

На уроке ученики знакомятся со священными книгами мира: Ведами, Авестой, Трипитакой. Виды деятельности на уроке: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями, с...

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой бес...

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Ø  Сформировывается представление об основных священных книгах  мировых религий –  Типитака, Коран, Тора, Библия....

Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"

Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

  Модуль. Основы  мировых религиозных  культур. 4 класс.    Тема. Священные книги религий мира ....