Открытый урок «Особый мир монастыря. Соловки»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Баровская Олеся Александровна

Особый мир монастыря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent_k_uroku_solovki.ppt1.42 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_solovki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казалось бы после решимости жить на таком острове достаточно было бы для доказательства искреннего желания монашеской жизни: однако никто не принимается прямо в число послушников. Инок живет первоначально в качестве богомольца несколько лет , затем его принимают в послушника. Никому из послушников не делается предпочтения; все наравне пользуются одинаковой пищей, одинаковую имеют одежду, помещаются в общих каморах и все наравне выходят на труды . Со дня пострижения начинается обязательное выполнение обетов , данных при пострижении, к которым намеревавшийся быть иноком приучал себя с самого вступления в монастырь. С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздастся в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь Соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда .

Слайд 2

Как вы думаете, что является главным в желании искать пристанище на пустынном острове? ТВЕРДАЯ РЕШИМОСТЬ ВСЕЦЕЛО СЛУЖИТЬ БОГУ



Предварительный просмотр:

Тема: «Особый мир монастыря»

Цель: формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа Соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

Задачи урока

предметные

- Познакомить учащихся с историей возникновения Соловецкого монастыря

- Показать значимость Соловецкого монастыря в истории России.

метапредметные

Познавательные УУД  

Развитие умения анализировать текст, извлекать необходимую информацию, развивать логические действия   анализа, сравнения, установливать причинно- следственные связи.

Регулятивные УУД

Развитие умения планировать собственную деятельность, осуществлять целеполагание.

Коммуникативные УУД

Развитие умения работать в группе и в парах, участвовать в дискуссии, строить логические суждения, высказывать собственную позицию, приводить примеры из личного опыта.

личностные

Способствовать пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться , находить способы решения проблем, не противоречащие основам христианской жизни.

Способствовать формированию ценностного отношения к святыням своей страны.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, с каким настроением я к вам пришла? (Улыбаюсь)

Давайте улыбнемся друг другу  и с хорошим настроением начнем работать.

Ребята, мы уже познакомились с такими выдающимися чудесами России как: «Соха и топор»,

« Крестьянские хоромы». Сегодня мы познакомимся  с еще одним чудом, но чтобы узнать с каким обратимся к учебнику 2 класса.

(читают)

Ребята, кто такие поморы? (люди, живущие на берегах Белого моря)

А что они делали для того, чтобы суровое море сделать своим, родным? (Водружали кресты, призывали на помощь своих небесных покровителей)

Итог: люди не боялись жить в суровых условиях.

Распечатать текст на парты

Какой  климат на этом далеком острове? А поможет ответить на этот вопрос фильм о Соловках.

Итог: климат суровый, чтобы выжить – нужен сильный характер.

Отрывок из фильма

5.22-6.58 минуты фильма

И именно здесь, на берегах Белого моря существует одно из чудес России.

Может кто-то назовет его? (Соловецкий монастырь или Соловки)

(на доску вывешиваю карту Соловков)

Теме нашего урока « Особый мир Соловецкого монастыря»

Что мы узнали о Соловках из текста?

Кто жили?

Какое море?

Какой климат? ( пишу на карте «поморы, Белое море, суровый климат»)

Слайд 1 (Соловки)

На доску карта острова.

Отмечаю на карте.

На эту тему отведено 5 уроков.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы?

(Как возник остров? Что такое монастырь? Почему это чудо? Кто строил?

Сегодня на первом уроке по теме мы найдем ответы на такие вопросы:

  • История возникновения монастыря.
  • Что является главным в желании искать пристанище на пустынном острове?

Ребята, откройте учебник на с.43. Прочитайте первую пословицу.

Объясните её значение.

Вывод: без терпения, молитвы и труда не стоит не один монастырь.

А что такое монастырь?

Ребята, на партах карточки со словами, если вам встретится на уроке слово незнакомое вам, то можете обратиться к ней и узнать значение того или иного слова.

Работа по учебнику

Карточка со словами

Как же возник монастырь на Соловках? Послушайте рассказ из журнала «Фома»

Вика, прочитай нам предложенный текст.

Маленькая лодочка шла по бушующему морю. Ветер в клочья разорвал парус. Черные стены воды крутили и вертели лодочкой, как хотели. Кипящая белая пена клочьями обрушивались на двух гребцов.

Но те упрямо делали свое дело — двигали суденышко по Студеному морю к дальнему собранию островов. Ведь на тех чудесных островах — сущий рай земной! Там тишь, безлюдье, красота и покой…

Один из гребцов работал веслами, второй молился Богу о спасении от гибели в пучине вод.

На третий день утих ветер, и  гребцы разглядели за белою материей тумана землю в отдалении.

Невысокими соснами и елями порос Большой Соловецкий остров. Ни единого дымка над деревьями, ибо нет на островах ни села, ни деревни, ни даже избы одинокой.

Вышли гребцы на берег.

Пали оба на колени и благодарили Бога за спасение.

Затем вынули из лодки невеликий скарб: сухари, да лук, да одежку, да обутку, да рыболовную снасть, да соли чуть-чуть. Младший взял топор и обратился к старшему:

— Выбирай место, брат Савватий! Келейку себе срубим.

Но Савватий, умудренный инок из Валаамской обители, запретил ему:

— Нет, Герман. Прежде крест сладим. Прямо у того места, где лодка наша на берег вышла.

И застучали топоры. И встал крест над прибрежными валунами.

Герман срубил малую келейку.

Здесь, в этой келейке, годами предавались Савватий с Германом подвигам пустынничества. Молились, читали богословские книги, дни и месяцы проводили в безмолвии.

Как хорошо монаху на Соловках! На десятки верст — море кругом. Ни жилья человеческого, ни шума, ни толп, ни соблазнов, происходящих от неспокойной жизни.

Спасибо, Вика.

Назовите имена первых иноков на Этом острове?

Как иноки добирались до острова?

Каков был их скарб?

Что было первым построено на острове?

Что считалось подвигами пустынничества?

(вывешиваю на карту фигурки иноков Савватия и Германа,  крест, келью).

Чтение рассказа из журнала учеником

Вика

словарь

словарь

На остров крест, келью, фигурки иноков Савватия и Германа

Послушаем дальше. Наташа, прочитай.

Прожил инок Герман на Соловках больше пятидесяти лет.

Через год после того, как скончался Савватий, на смену ему пришел другой насельник — Зосима.

Зосима, услышав о чудесных островах, о покое, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места. Герман сделался его учителем.

Он хотел устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.

Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором, бревенчатую церковку и трапезную. 

После появились насельники. Поселились они в кельях, ранее пустовавших.

Одна беда: как только присылал архиепископ Новгородский настоятеля на Соловки, так прибывший ужасался тамошней скудости. Холодно на островах, голодно, хлеба иной раз месяцами не бывает на столе трапезном! Не всякий монах выдержит такое житье. Лишь настоящий, неподдельный монах будет ему рад. Он-то во всем готов себя ограничить ради Бога. Чем хуже приходится его телу, тем лучше — душе… Сбегали настоятели с Соловков. Не выдерживали.

Потому настоятелем сделался Зосима.

Пошел добрый слух о монастыре, живущем очень бедно и очень праведно. Тамошние иноки оставили всякое удобство.

Долго правил Зосима обителью, и при нем процветала она.

Спасибо, Наташа.

Ребята, Кто после смерти Савватия и Германа продолжил их дело?

Почему ни один из настоятелей не остался на Соловках?

Что построил Зосима с Германом на Соловках?

(на карту вывешиваю Зосима,  Преображенский собор, церкви, скифы)

Кто же был основателями Соловков?

Итог: основатели Соловков были иноки- Савватий, Герман и Зосима.

Наташа

На остров кельи, церковь, фигурку инока Зосима

Словарь

Преображенский собор на карту, фигурки насельников.

Какова была жизнь их на Соловках?

Скудной, бедной, суровый климат.

Почему же тогда именно сюда стремились монахи?

Если мы проследим жизнь Соловецкого инока от поступления его в монастырь до кончины, то увидим, что это самый настоящий подвиг.

Перед вами текст «Жизнь инока». Найдите в нем доказательство этому, что жизнь это подвиг, подчеркните.  

   Казалось бы после решимости жить на таком острове достаточно было бы для доказательства искреннего желания монашеской жизни: однако никто не принимается прямо в число послушников. Инок живет первоначально в качестве богомольца несколько лет, затем его принимают в послушника.

Никому из послушников не делается предпочтения; все наравне пользуются одинаковой пищей, одинаковую имеют одежду, помещаются в общих каморах и все наравне выходят на труды.

Со дня пострижения начинается обязательное выполнение обетов, данных при пострижении, к которым намеревавшийся быть иноком приучал себя с самого вступления в монастырь.

С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздастся в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь Соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда.

(спрашиваю несколько ответов и предлагаю проверить по слайду)

Согласны ли вы, что жизнь монаха трудная?

Как вы думаете, что является главным в желании искать пристанище на пустынном острове?

Вывод: Только искренняя, твердая решимость всецело служить Богу для спасения души своей может побудить кого-либо искать пристанища на пустынном Соловецком острове.

Рассказ учителя

Текст распечатать

Слайд 2 (текст подчеркнутые слова)

Слайд 3 (слова)

Слова на карту

Ребята, многое предстоит узнать нам о Соловках и жизни на этих островах.

Но уже сегодня мы сможем рассказать своим близким об этом чуде России.

Ребята, использую карту, коротко расскажите о том, что узнали на уроке о Соловках?

Что объединило всех этих людей на Соловках?

(глубокая вера в Бога)

Приходилось ли вам преодолевать трудности?

-Как вы считаете, вы справились со всеми трудностями на уроке?

Спасибо за урок.

Рассказ детей по карте о Соловках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

Открытый урок по альтернативному чтению, 4 класс (класс "Особый ребёнок")

В силу значительных ограничений  вербальной коммуникации учащиеся с умеренной умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить их а...

Открытый урок ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"

На уроке раскрываются новые понятия по теме, организуется групповая исследовательская работа. Используются материалы из местной районной газеты "Степная Нива" материалы из личной творческой поэтическо...

Разработка открытого урока по ОПК Монастырь

Разработка открытого урока по ОПК в 4 классе. Презентация к уроку. Музыкальное сопровождение....

Презентация к Открытому уроку чтения на тему "Особая дружба"

Данная презентация знакомит с книгами детской литературы, затрагивающими тему детей- инвалидов, их адаптации в жизни и взаимоотношениях с окружающими...