Технологическая карта урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Тема урока

Зачем творить добро?

Класс

4

Цель урока

Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

УМК

Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 4-5 классов. А.В. Кураев. - М.: Просвещение, 2019 г.

Планируемые образовательные результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: добро, благодарность, самоотверженность

Метапредметные

соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Личностные

понимать необходимость для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры

Основное содержание темы, понятия и термины

«добро», «зло», «самоотверженность», «святой», «благодарность», «эгоизм»

Формы организации деятельности

индивидуальная работа, парная работа, фронтальная работа

Оборудование

учебник, карточки, плакаты

Организационная структура урока

Этапы урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

(мотивационный)

2 мин

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

- Ребята, желаю вам на этом уроке многому научиться.

- А теперь настроимся на работу. Подготовим наши глазки, уши и умные головки.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку

Личностные:

внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к

школе и учебной деятельности

Регулятивные:

умение организовать свое рабочее место

II. Этап целеполагания

3 мин

Читает стихотворение о добре

Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека…

- Ребята, о чём это стихотворение?

- Какие однокоренные слова встречаются в нём?
- Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?

- Ребята, а как вы считаете, зачем нужно творить добро?

Попробуйте определить тему урока.

Включаются в деятельность на личностно значимом уровне

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы

Это стихотворение о доброте.

Встречаются однокоренные слова доброта, добрый.

Сегодня на уроке будем говорить о доброте, добре.

Определяют тему урока «Зачем творить добро?»

Регулятивные:

понимание хода работы, определение цели, развитие мотивов и интересов

Познавательные: стремление получить новую информацию

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений

III. Этап актуализации знаний

5 мин.

Создает положительный настрой на урок.

Задает вопросы

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?

- Выберите из конверта те слова, которые ассоциируются со словом «добро» . (Мама, дом, здоровье, мир, любовь, Бог, надежда, верность, вежливость, дружба, милосердие, честность, забота, самоотверженность, помощь).

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

- С каким словом у вас ассоциируются остальные слова из конверта? (Ненависть, жадность, эгоизм, обман, коварство, ложь, война, предательство, равнодушие).

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Отвечают на вопросы

Оформляют слова на доске в форме лучиков солнца.

Со злом (противоположность добру).

Оформляют слова на доске в форме тучи.

Коммуникативные: способность к связной логически целесообразной форме речи, уметь рассуждать

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с участниками

IV. Этап изучения нового материала

15 мин

Предлагает послушать стихотворение

- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение М. Исаковского «Вишня».

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

- Ребята, какая же главная мысль этого стихотворения?

- А как вы оцениваете поступок старика?

- Как вы считаете, можно ли творить добро бескорыстно?

- Давайте вспомним золотое правило этики. В учебнике оно выделено жирным шрифтом. Прочтите вслух и запомните, если кто-то забыл.

- Всегда ли вы следуете этому правилу?

Предлагает работу в паре. Собрать правила

- Ребята, у каждого на парте лежит конверт. Достаньте содержимое. Из табличек соберите правила.

Попробуй не забрать, а отдать.

Не наступить, а уступить.

Не кричать, а выслушать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

Не разорвать, а склеить.

- Ребята, давайте проверим, какие правила у вас получилось собрать.

Предлагает выполнить физкультминутку

Раз, два, три четыре (руки в стороны)

Будем всех сильнее в мире (поднимают прямые руки и скрещивают).

Будем маму обнимать (руки над головой).

На носочки встанем (поднимаются на носочках),

Солнышко достанем.

До пяти считаем, дружно приседаем (приседают пять раз).

- Ребята, в учебнике есть фраза «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…».

- Как вы понимаете, кто такие эгоисты?

Даёт определение слову «эгоизм»

Эгоизм – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

- Давайте хором прочитаем фразу из учебника: «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами».

- Прочитайте первую причину.

- Какое прекрасное слово – благодарность. Из каких слов оно состоит?

- Ребята, благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

- Давайте обратимся к учебнику, прочитаем древнюю легенду и узнаем, о чём она нам повествует.

- О чём рассказывает легенда?

- Кого обвинили в поджоге города?

- Как с ними стали поступать?

- Почему Пётр решил покинуть Рим?

- Какого странника повстречал Пётр?

- Что Пётр спросил у Христа?

- А что ответил Христос?

- Почему слова Христа заставили содрогнуться Христа?

- Как Пётр поступил после слов Христа?

- Как вы думаете, кто творил добро в этой легенде?

- Найдите в учебнике и прочитайте, что говорил Христос.

- Христос пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность.

- Как вы понимаете это слово?

- История хранит немало примеров самоотверженности. Подумайте и назовите имена самоотверженных людей.

- Давайте разберём вторую причину. Прочитайте в учебнике.

- Чему радуются святые?

- Как добро и зло влияют на жизнь человека?

- Почему нужно стараться совершать только добрые поступки?

- Добрый поступок заключается в искреннем желании человека творить добрые дела совершенно бескорыстно. Как вы понимаете значение слова бескорыстно?

Даёт определение слову «бескорыстность»

Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя вознаграждения.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное.

Старик проявил милосердие, совершил добрый поступок.

Отвечают на вопрос

Читают золотое правило этики

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Отвечают на вопрос

Выполняют работу

Проверяют работу

Выполняют упражнения за учителем

Отвечают на вопрос

Эгоисты – это люди, которые заботятся только о себе.

Читают фразу

Читают причину

Благодарность за подвиг Христа.

Благодарность – благо и дар (дарить).

Читают легенду, отвечают на вопросы

Легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца, а кого-то, возмутили.

Христиан

Их арестовывали и казнили.

Потому что он был христианином.

Пётр повстречал Христа.

Пётр спросил: куда ты идёшь, Господи?

Христос ответил: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз».

Потому что однажды Пётр уже отрекался от своего Учителя. Теперь же он бросает ещё и своих учеников.

Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, подержать их.

Добро творили Христос и Пётр.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

Самоотверженность – это жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Отвечают на вопрос

Читают вторую причину

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

Отвечают на вопросы

У человека может быть лишь несколько минут радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь.

Добро приносит им только хорошее, а зло всё плохое.

Чем больше добрых поступков будет совершать человек, тем успешнее и лучше будет его жизнь. Добрые поступки возвращаются добром.

Бескорыстно, т.е. без ожидания вознаграждения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; дополнять и расширять знания о добре и добрых поступках

Коммуникативные: обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания

V. Физкультминутка

1 мин.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения за учителем

Личностные:

Ценностно относиться к своему здоровью

VI. Этап первичного осмысления и закрепления

5 мин.

Предлагает поработать с пословицами о доброте

- Ребята, послушайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

1. Доброму добрая память.

2. Хорошо тому, кто добро делает; ещё лучше тому, кто добро помнит.

3. Доброе сердце лучше богатства.

4. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

- Ребята, скажите, так что же такое добро для христианина?

- А что такое зло для христианина?

Объясняют смысл каждой пословицы

1. Добрый человек будет жить дольше не только на Земле, но и в памяти людей, о нём всегда будут помнить другие люди.

2. Доброму человеку хорошо от того, что он помог кому–то, а человеку, который помнит об этом добром деле ещё лучше, потому что, когда общаешься с добрым человеком, сам меняешься, становишься добрее и хочется за добро платить добром.

3. Доброе мнение о человеке ценится гораздо больше, чем материальные богатства, которыми он владеет.

4. Когда человек совершает добро, Бог все видит и обязательно отблагодарит хорошим .

Отвечают на вопросы

Добро – это всё то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.

Зло – всё то, что мешает христианину, человеку и обществу жить, развиваться и процветать.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя)

Регулятивные: ориентироваться в материале учебника

VII. Этап рефлексии

5 мин.

Читает стихотворение

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами.

- Ребята, на доске вы видите плакат с изображением ромашки, а на ваших партах лежат бабочки. Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите цветную бабочку. Если вам было не интересно, то белую.

В это время звучит песня «Дорогою добра».

Слушают стихотворение

Оценивают свои достижения

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

VII. Этап подведения итогов урока

4 мин.

Проводит беседу по вопросам:

- Что нового узнали на уроке? Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что…»

Отвечают на вопрос. По цепочке продолжают фразу

Личностные: понимать значение знаний для человека и принимать его


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...