Любовь и уважение к Отечеству
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шиляева Мария Анатольевна

Конспект урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

Цель урока :Формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, её историческим корням и национальным героям,  способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности , гражданина и патриота..

Задачи урока:

1) обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России;2) углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;

3) создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные: сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; выражать свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное  в соответствии с учебным заданием.

Предметные: обобщать знания о духовных  и культурных традициях многонационального народа России,  их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение

Виды деятельности:тестовая работа, беседа, опрос, групповая  работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом,, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: служение, патриотизм

Предварительная подготовка: подготовка песен для прослушивания, мини – исследование «Что такое Родина?», презентация , пословицы о Родине , из истории «Истинные патриоты своей страны» фотографии с музыкальным сопровождением, конверты с заданием, листики для записи, заучивание стихотворений и пословиц о Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, колонки, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение песен «У моей России длинные косички»», «Моя Россия, моя страна! «толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И.,презентация, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур. 4 класс» .

Ход урока.

I.ЭТАП.Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

II.ЭТАП.Проверка домашнего задания.

Тестовая работа по прошедшей теме : «Долг ,свобода, ответственность, труд».

 (Слайд 3):

III.ЭТАП.Работа по теме урока.

1. Слушание музыки.

- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (Слайд4)

-А теперь внимание на экран!  (Презентация)

Звучит отрывок мелодии «У моей России длинные косички» Г. Струве,

«Моя Россия, моя страна!»(Слайд5):

- Что объединяет эти мелодии?

                (Они посвящены Родине, России).

- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы? (Чувство любви, восхищения, преданности.)

- А сейчас я предлагаю вам, прочитать цитаты  к уроку, подумать, какие слова пропущены.

- Прочтите слова А.С. Пушкина (Слайд 6):

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг,….. посвятим

Души прекрасные порывы!»

К,Г,Паустрвский(Слайд 7):

Человеку нельзя жить без……. ,как нельзя жить без сердца

- К чему призывают великие русские поэты?

(любви к Родине, к Отчизне, к своей семье )

- Молодцы!

- Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству.

(Дети выводят тему урока)

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству». (Слайд 8):

Найдите ключевые слова в теме урока:

( Учащиеся высказывают: любовь,  уважение, Отечество).

3. Выступление группы «исследователей».

- Родина…Что же это такое? Как вы думаете?

(ответы детей)

- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое Родина?» (Слайд 9):

Первый ученик:

Что такое Родина? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Родина» означает отечество , отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка , культуры, быта и нравов. В более узком смысле – чьёлибо место рождения.

Второй ученик:

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: Страна, в которой

человек родился и гражданином которой является; отечество.

- Ребята, можем ли мы сказать, что слова РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО обозначают одно и тоже?(Слайд 10):

А ещё близкое по значению слово? (Отчизна)

4. Работа в группах.

- У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что  мы изучали по теме Родина на уроках  ОРКСЭ и окружающего мира.

Задание 1 группе.

 Государственные символы РФ.(Слайд.11):

Задание 2 группе.

 Лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир. (Слайд.12):

Задание 3 группе. (Слайд.13):

Как складывались духовные традиции России?

Выслушиваются ответы каждой группы.

– Итак, наша культура росла и укреплялась питаясь от разных духовных традиций .Традиции похожи на корни .Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его корни  подобно этому дереву становится сильнее и крепче наша многонациональная страна. (Слайд 14):

-Что нас объединяет?(Слайд.15):

Нас всех объединяет любовь-к своей семье ,к близким людям ,к своей малой и большой Родине, к нашей России.

-А что такое любовь? ( ответы детей)

Любовь –это основа нашей жизни. (Слайд 16)

-Каждый человек хочет , чтобы его любили. Но если он  останавливается только на этом чувстве , то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему:к маме и папе, к брату и сестре,к друзьям,к одноклассникам.

И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете любовь к ближнему.

- К кому же мы испытываем это светлое чувство? (Слайд 17):

-  В чём же ценность любви?

(Выслушиваются ответы детей).

-Ценность любви не в том , что любят вас , а в том, что вы способны любить других.(Слайд 18):

Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме к сестре писал:

« Ты жалуешься ,что тебя никто не любит ,но какое нам дело ,любит ли нас или не любит ?Наше дело:любим ли мы ?»(Слайд.19):

Любовь- это когда можешь жизнь положить «за други своя».

Вас любят родители и другие близкие люди ,ничего не требуя взамен .Вы любите свою семью ,своих друзей, не требуя за это награду. Мы любим свою Родину уже за то ,что она у нас есть.(Слайд.20):

5.Работа  по учебнику.

Комментированное чтение учебника страница110.

– Прочитайте 

– Какое завещание оставил нам выдающийся писатель, актёр и режиссёр В. М. Шукшин? Почему? (… Помни это. Будь человеком! Он любил Родину и хотел, чтобы и потомки любили и берегли её)

-Прочитайте 3 и 4 абзацы и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России. (Из традиций народов, живущих в нашей стране.)

-Люди каких религий живут в нашей стране? (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)

-Благодаря какому чувству людям удаётся жить в мире и согласии в нашей стране? (Любовь, уважение).

-Любовь и уважение к кому? (Друг к другу, к стране, к Отечеству).

 – Как же мы должны относиться к Родине? (Беречь, любить, уважать Родину). 

Что значит для вас любить Родину? (знать историю, беречь культуру, приносить пользу…)

- С чего начинается настоящая любовь? (с бескорыстной любви к ближнему).

-В чём заключается ценность любви? (не в том, что любят вас , а в том, что вы способны любить других).

Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).

- Значит, ЛЮБОВЬ – это служение, которое проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины.

А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).

2)Выборочное чтение.Работа с понятием патриот, патриотизм.

Найдите и прочитайте в учебнике, что такое Отечество?(родная страна)

ОТЕЧЕСТВО – это все мы.

- А в чём же проявляется любовь к своему Отечеству?(в делах и поступках человека).

-Подумайте, что вы можете сделать для других? (сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее).

- Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины? (Патриот.)

(Слайд.21):

-А как вы понимаете слово патриотизм?

(Слайд.22):

-Запомните,  ребята ,что от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ.(Слайд.23):

IV ЭТАП. Примеры из истории «Прошлое и настоящее».

-В истории есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. В нашем Отечестве жили и живут замечательные люди, которые любили и любят свою Родину, служили и служат ей, посвящали и посвящают Родине свои жизни, совершают ради неё подвиги.

-Можете ли вы привести примеры, когда люди совершали подвиг ради своей Родины?

V ЭТАП.ФИЗКУЛЬМИНУТКА(Слайд.26):

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

Мы любим свою Родину,(складываем руки на крест к гриди и прижимаем)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

VIЭТАП.Закрепление изученного. Работа в парах.

- У наших народов много пословиц о любви к Родине и патриотизме.

(Трём группам предлагается задание «Восстанови пословицы». В конвертах есть незаконченные пословицы, которые нужно продолжить  и объяснить их значение).

Нашему народу Родина всего …   (дороже).

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за Родину... (в бой идёт).

Одна мать родна и  (Родина одна). (Слайд27):

VII.ЭТАП.Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадях определения: что такое «любовь», «отечество» и «патриотизм» (Слайд28):

VIII.ЭТАП.Творческая работа.(Слайд29):

Синквейн к слову «Отчизна».

Отчизна

Родная, любимая.

Любит, оберегает, защищает.

Мы любим свою Отчизну.

Дом.

IX.ЭТАП. Подведение итогов.

- Что же мы понимаем под словом Отечество, Родина? (Родная страна)

-  Какие понятия, были ключевыми на нашем уроке? (Служение, патриотизм).

- В чём же проявляется служение Родине? (Служение проявляется в делах на благо людей и Отечества)

- Что же такое патриотизм? (Патриотизм-чувство любви и преданности Родине, сОтечеству, своему народу, служить интересам своей страны, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов соей Родины).-Какой вывод мы можем сделать?

Мы все разные, но   живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Многое зависит от нас. (Слайд 30):

Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Россия –страна с большой историей. В России живут народы разных национальностей. Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связанны тем что у них одна Родина –Россия.(Слайд31):

- Часто нашу Родину хотели завоевать силой, но у наших врагов ничего не получилось. Только вместе учась и работая, укрепляя свою Родину, мы можем сохранить нашу свободу, наши традиции, дружбу и мир на Земле.

-Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное я убедилась ,что вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.

( Учитель всем дарит буклеты)

Мы гордимся своей Родиной и надеемся, что вы тоже продолжите  чтить обычаи наших предков и горячо любить и защищать  свою Родину.(Слайд 32):

X. Домашнее задание.(Слайд 33)

1) стр.109-111.

2) Побеседовать с родителями и привести пример служения Родине родственников или односельчан.

3).Поисковое  задания  3 группам: каждая группа  приготовит патриота  станичника в СВО на Украине  и ответит на вопрос, в чём проявился патриотизм героя.

XIЭТАП.Рефлексия.(Слайд34 ).

Закончите фразу:

Сегодня я узнал…

 Я понял…

Я буду…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь и уважение к Отечеству

Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....

Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"

Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству"  Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....