конспект урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Елена Николаевна Андреева

Урок знакомит с формулировкой золотого правила этики, даёт понятие  о Евангельском контексте этого правила.

В ходе урока дети уясняют  связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

Учатся различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Золотое правило этики

Цель урока

Формирование представления о сути и Евангельском контексте золотого правила этики, об этике, этичном поведении; усвоение «золотого правила этики», как условия оценивания собственного поведения. 

Задачи урока

  • Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила. 
  • Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах. 
  • Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку. 

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. 

Основные термины и понятия

Этика. Этикет. «Золотое правило этики». Неосуждение. 

Оборудование

Компьютер, мультипроектор, репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница», презентация, карточки для игры.

Основные вопросы урока

  • Каково главное правило человеческих отношений? 
  • Что такое неосуждение? 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент.(1 мин)    (Слайд 1)

     Урок сегодня не простой,        

     Для нас он будет золотой.

     Он многому научит вас.

     Так за работу! В добрый час!

     Подготовка обучающихся к работе на уроке.

  1. Актуализация знаний (2мин)

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для окружающих.

  • Когда говорят «золотое» сердце, «золотые» руки?   «Золотое» правило этики?

3. Постановка проблемы (2 мин) 

Сегодня на уроке мы будем говорить о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.

  • Вам нужно знать такое правило? Зачем? 
  • Предположите: какое правило христиане называют «золотым правилом этики»?
  • В чём нам предстоит сегодня разобраться?

Вы узнаете…(Слайд 2)

 

Дают объяснения словосочетаниям с переносным значением, выдвигают предположение, какое правило может быть золотым.

Правило необходимо, потому что возникают трудности в общении с родителями, друзьями.

Предстоит разобраться в том, какое правило отношений называют «золотым»?

  1. Открытие нового знания (20 мин)
  • Словарная работа.(2 мин) (Слайд 3)
  • Какое новое слово вы увидели в теме урока?

Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения человека. «Этикет» – установленный порядок поведения где-либо (например, школьный этикет, дипломатический этикет).

  • Чтение статьи учебника .(3 мин) (Слайд 4)

Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите  ответ на вопросы:

  • Как звучит золотое правило этики?
  • Кто его сообщил людям?
  • Почему его называют «золотым»? 

  • Чтение правила. (1 мин) (Слайд 5)  (щелчок, переход)
  • Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?
  • Самостоятельное чтение 4 абз. (с.46)(2 мин)
  • Что помогает уберечься от осуждения?

  • Работа с картиной В. Поленова  «Христос и грешница» (5мин) (Слайд 6-7)
  • Рассмотрите фрагмент картины.
  • Опишите, что вы видите?(щелчок)
  • Обратите внимание на название картины.
  • Кто такой грешник?

Притча. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было  забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

  • Зачем люди привели женщину ко Христу?
  • Что сделал Христос? Осудил ли он грешницу?

Не суди людей неосуждение

  • Игра «Сердце». (2 мин) (Слайд 8)
  • Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок?
  • (щелчок) Покаяться,  попросить прощение.
  • А что должны сделать ребята?
  • (щелчок) Пожалеть и простить.

  • Работа в парах(5 мин) (Слайд 9)

Чтение рубрики «Это интересно» с.47.

Объясните выражения:

«Сучок в глазе брата твоего» -…;

«Бревно в твоем глазе» -…;

«Лицемер» - …»;

«Быть милосердным»:

  • «Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей;
  • «Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки;
  • «Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»;
  • «Быть милосердным» - уметь прощать;

  • Что значит «неосуждение»? (чтение в учебнике)

Дают  объяснение, сравнивают с толкованием значения понятия в словаре (1 человек находит слово в толковом словаре, все записывают информацию в словарики) 

Находят ответы на вопросы.

Высказываются.

Находят ответ в учебнике.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Дарят сердце друг-другу и говорят добрые слова

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе… 

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

  1. Закрепление (8мин)

  • Работа в группах по уточнению «золотого» правила этики, анализ литературных произведений.

Организует групповую работу, время на обсуждение – 2 минуты.

  1.  Включение нового знания в систему знаний (8 мин)
  • Моделирование «золотого правила этики»   (5 мин) (Слайд 10)
  • Давайте вернёмся к той проблеме, с которой начали урок.
  • Для кого создано «золотое» правило этики?

Вот он – Я.

  • Как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились окружающие люди?

Учитель фиксирует на доске рассуждения детей.

Текстовый материал для работы:

  1. Прочитайте стихотворение.

Трудно быть честным

Не врать – красивая черта,

Иметь её любой захочет.

Я редко вру, лишь иногда,

Я честным быть стараюсь очень.

Что можно сказать о мальчике?

  1. Прочитайте стихотворение.

Трудно быть честным

Однажды школу я проспал,

Но не сказал об этом маме,

Её расстраивать не стал,

Я разве врал? Решайте сами.

Что можно сказать о мальчике

  1. Прочитайте стихотворение.

Трудно быть честным

В другой раз не помыл посуду

И, чтоб никто не приставал,

Сказал, что подхватил простуду,

Я лишь слегка, друзья, приврал.

Что можно сказать о мальчике?

  1. Прочитайте стихотворение.

Трудно быть честным

Мы в пятницу с сестрёнкой Сашей

Смотрели фильмы целый день,

Нам заниматься было лень,

И это скрыли мы от старших.

Что можно сказать о мальчике?

  1. Прочитайте стихотворение.

Трудно быть честным

Братишке младшему Андрею

Я рассказал, что встретил фею,

Развеселить хотел его,

Ну, я соврал, что из того?

Что можно сказать о мальчике?

Дети придерживаются позиции, что каждый человек может исправиться, только ему в этом надо помочь.

перечисляют то, что они бы хотели получить от окружающих людей.

  • Эта модель соответствует «золотому» правилу этики?  Почему?
  • Как её можно дополнить или исправить?
  • Сравним с моделью, которую построила дома я. (Слайд 11)
  • Почему нам потребовались двойные стрелки для построения модели общения с другими людьми?

По такой модели  свои отношения с окружающими строить нельзя, потому что и мы должны относиться хорошо к людям. Исправляют на доске (поставили двойные стрелки).

Высказывают мнение (сходства и различие).

  • Игра: «Какой я?»(3 мин) (Слайд 12)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — чёрный.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

  • Кто из вас готов принять это правило и руководствоваться им в жизни?
  • Легко ли это будет сделать?

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

Высказывания .

  1. Итог урока (2 мин) (Слайд 13)
  • Рефлексия

Ребята, выберите начало одного высказывания и закончите его.

Я сегодня узнал, что …                              

Я думаю, что жить на Земле было бы легче, если …

Я хочу, чтобы все люди …

Работа с кроссвордом.

(Слайд 8. Кроссворд интерактивный, слово появляется по щелчку мыши).

1. То, что надо обличать и ненавидеть.

2. Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло.

3. То, что господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата своего.

4. Различение оценки поступка человека и оценки самого человека.

5. Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах.

6. То, что не нужно делать, чтобы не быть судимым.

Прочитайте ключевое слово.

Любовь к родителям, любовь к ближним, любовь друг к другу. Христиане говорят, что любовь – это дар божий. И жить в любви гораздо приятнее и радостнее. Но для этого необходимо научиться любить самому. Чего я нам всем и желаю.

Участвуют в разгадывании кроссворда, вспоминают основные вопросы курса.

Если останется время.

Любовь.

  • Д/з(слайд 14)

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

           Вопросы и задания

  • Подобрать стихотворения, пословицы о доброте.
  • Провести интервью с членами семьи по вопросу: как взрослые понимают золотое правило этики.

Раздаточный материал  для игры «Какой  я?»

               

Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — чёрный.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину. 

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

— Как вы понимаете «неосуждение»?

В каждой группе 3 фигуры человека, на доске рисунок земного шара.

В результате своего совместного обсуждения вы должны выявить 3 главных качества, которые должен нести в мир человек, чтобы сделать добрее себя и людей. (Работа детей)

Зачитываем, прикрепляем к земному шару.

Какой у нас шар земной! Здесь доброта, любовь, милосердие.

Какие вы молодцы!                    

Постарайтесь весь этот земной шар вместить в каждом из вас.

Мы хотим, чтоб нас всегда любили.

С нежностью, чтоб на руках носили.

Почему же, сами не даём.

То, что от других всегда так ждём!

Прав лишь тот, кто ясно понимает

Без усилья, счастья не бывает.

Поделись душевной теплотой.

Ею мир поделится с тобой.  

людей. (Работа детей)

Зачитываем, прикрепляем к земному шару.

Какой у нас шар земной! Здесь доброта, любовь, милосердие.

Какие вы молодцы!

Постарайтесь весь этот земной шар вместить в каждом из вас.

КРОССВОРД

1З

Л

О

2Л

Ю

Д

И

3Б

Р

Е

В

Н

О

4Н

Е

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е

5Ч

Е

Л

О

В

Е

К

6С

У

Д

И

Т

Ь

Составьте задание к слову, получившемуся по диагонали.

               

«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________

«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________

«Лицемер» _________________________________________________________________

«Быть милосердным»

_________________________________________________________________

«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________

«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________

«Лицемер» _________________________________________________________________

«Быть милосердным»

_________________________________________________________________

«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________

«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________

«Лицемер» _________________________________________________________________

«Быть милосердным»

_________________________________________________________________

«Сучок в глазе брата твоего» _________________________________________________________________

«Бревно в твоем глазе» _________________________________________________________________

«Лицемер» _________________________________________________________________

«Быть милосердным»

_________________________________________________________________

прощали

любили

заботились

не  осуждали

уважали

не обижались


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...