Исследовательский проект "Религия и верования ненецкого народа"
проект по орксэ (4 класс)

Котельникова Евгения Анатольевна

Прослеживаются религиозные традиции ненцев и их изменения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stefanovskie_chteniya.docx58.55 КБ
Файл religiya_nentsev_-_kopiya.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Санаторная школа-интернат № 1» г. Воркуты

Республиканские детские и юношеские Стефановские чтения

Религия и верования ненецкого народа

(исследовательский проект)

 Работу выполнили:

Ледкова София, Ледкова Алла,

обучающиеся 4 класса                                                                                                                     Руководитель: Котельникова

 ЕвгенияАнатольевна,

 учитель начальных классов

Воркута

2024

Тема:        Религия        и        верование        ненецкого        народа.
Объект  исследования: ненецкий        народ.
Предмет исследования: религиозные традиции ненцев и их изменения, зафиксированные в письменных и фольклорных источниках, объектах материальной        культуры.
Цель: узнать о реконструкции исторического процесса религиозных изменений у ненцев в XVI–XX вв.

Задачи:
1) проанализировать круг источников, характеризующих религиозные традиции        ненцев;
2) рассмотреть историческое развитие государственной религиозной политики с момента вхождения районов Крайнего Севера в состав России;
3) исследовать основные виды миссионерской деятельности и распространения православия, борьбу с язычеством среди ненцев;
4)  рассмотреть взаимоотношения российского государства и православной церкви с ненцами-язычниками;

5) определить роль и место шамана в традиционной жизни ненцев;
6) рассмотреть влияние православия на религиозные традиции;
7) обобщить имеющиеся материалы и представить целостную картину духовной        культуры        ненцев.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов, всесторонний        анализ        изучаемых        событий.
Новизна:
получение новых знаний в процессе поиска информации.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использовать на уроках ОРКСЭ, окружающего мира, ненецкого языка и во внеурочной деятельности.

Содержание

Введение

Религия и верование ненецкого народа

  1. Анимизм у ненцев
  2. Шаманизм у ненцев
  3. Православие у ненцев
  4. Библия на ненецком языке
  5. Церковные        праздники
  6. Протестантизм у ненцев
  7. Воркутинская епархия

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Ненцы живут на севере Европейской части России и на севере Западной и Средней Сибири. На территориях, которые входят в Ненецкий автономный округ, Лешуконский, Мезенский и Приморский районы Архангельской области, северные районы Республики Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ, а также в Тюменскую область и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа. Ненцы – самый многочисленный из самодийской языковой группы народ. По переписи 2023 года ненцев в Российской Федерации — 41454 человека.

Религиозные традиции северных народов всегда привлекали внимание ученых. Известно, что в связи с коренными политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране последовали столь же значительные изменения и в культуре. Из духовной жизни людей стало исчезать многое, что составляло основу этнических культурных традиций. Опираясь на предлагаемые литературные источники в области этнографии, мы сделали акцент на  исследовании вероисповедания ненецкого народа в XVI        –XX        вв.

РЕЛИГИЯ И ВЕРОВАНИЯ НЕНЕЦКОГО НАРОДА

  1. АНИМИЗМ У НЕНЦЕВ

Традиционная религия—анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам  пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись         на        два        типа:
    1. Добрые помогали людям в различных делах;

  1. Злые насылали на человека болезни и несчастья.

По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора». На небе живет создатель вселенной по имени Нум. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму – белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили  мордой на восток. В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.

  1. ШАМАНИЗМ У НЕНЦЕВ

Служителей культа, шаманов, ненцы называют словом «тадебя», от глагола «тадебтесь» – заговорить, произнести заклинание; «тадебтенггось» –колдовать, ворожить; дословный перевод – колдун, ворожей.  По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передавалось по наследству. Шаманом становятся обычно мужчины, так как  здесь нужна физическая сила.

Шаман «я’нангы-тадебя» лечил и предсказывал погоду, следил за нравственностью. Шаман «самбдорта» обращался к душе умершего и провожал ее в подземное странствие. 

У всех народов Севера и Сибири по всему земному шару были шаманы.

Они выполняли функции народных целителей и педагогов, поэтов и артистов, но самое главное, они являлись хранителями религиозно-философского мировоззрения народов Севера.  Жизнь ненецкого народа в суровой тундре была очень трудной. Холодной зимой, которая длится почти год, женщины каждый день собирали хворост, согревали огнем чум. А мужчины пасли оленей и охотились. В таких условиях неизбежно  наступали трудные ситуации. Ненцы верили, что все несчастья посылают  им разгневанные духи природы и животных, которых они обидели. Вернуть расположение духов можно было с помощью жертвоприношения, а вот поговорить с ними мог только один человек – шаман. Он служил людям и духам.

Считалось, что именно духи выбирают человека на роль шамана и наделяют его сверхъестественными силами. Шаман мог обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажу, узнавать причину болезни, лечить больных. При этом шаман был наставником, он учил, как правильно вести себя среди людей и природы, чтобы избежать несчастья. Ритуал общения избранников с духами называет сякамлание. Он проводился в чуме и присутствовать на нём могли все желающие. Важная обязанность шамана – провожать души умерших в загробный, подземный мир.

Ненецкие шаманы подразделялись на две группы. Были шаманы посвящённые и непосвящённые. Непосвящённые шаманы не имели бубна. Шаманы посвящённые имели бубен, но этот бубен был без подвесок. Были еще высшие категории шаманов, которые подразделялись по мирам. Как мы все знаем, в ненецкой мифологии вселенную ненцы представляли себе поделенную на три мира. Это верхний мир, средний мир и нижний мир. Соответственно, шаманы тоже относились к этим мирам. Самая главная функция шамана верхнего мира – обращение к верховному.  А лечить болезни мог шаман, относящийся к среднему миру.

В 1930-х годах в ходе коллективизации и антирелигиозной компании, шаманов объявили врагами Советской власти, и многих из них отправили в тюрьмы. Репрессивный жестокий мир, направленный на служителей культа, привел к полному исчезновению шаманства, по крайней мере, в открытых формах его проявления. Сегодня шаманов очень мало, но они есть.

  1. ПРАВОСЛАВИЕ У НЕНЦЕВ

Приобщение ненцев заполярной тундры к православному христианству началось в XV–XVI веках, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи австрийского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна и немецкого путешественника и ученого Адама Олеария. Территория Крайнего Севера, а с ним и всё коренное население, включённое в состав Российского государства в XVI веке, вплоть до начала XVIII века не была подвержена массовой христианизации. Но православные священники появлялись в этих краях наездами. Большие расстояния на север, недостаток миссионеров делали их действия малоэффективными. В 1824 году по инициативе епископа Архангельского Неофита и при поддержке императора Александра I была образована особая миссия для духовного просвещения самоедов (так до 1917 года русские именовали ненцев) и обращения их в христианство. Эту миссию возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Вениамин. Архимандрит Вениамин овладел ненецким языком. Более того, он составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового завета. За свои усердные миссионерские труды Вениамин был награжден орденом Святого Владимира III степени.

За последующие пять лет силами миссионеров было обращено в Православие боле 3,3 тысяч самоедов. Наряду с просветительской деятельностью миссионеры активно занимались уничтожением священных мест. В 1826 г. на острове Вайгач миссией были сожжены 420 деревянных "идолов" и поставлен крест.  В соответствии с пожеланиями самоедов в тундру отправился Епископ Владимирский с несколькими священниками, чтобы обучить ненцев вере и крестить их. Историки, однако, отмечают, что вплоть до начала ХIХ века миссионерская деятельность среди ненцев велась очень слабо.

В 1831 году в селе Несь в Заполярном районе Ненецкого автономного округа был построен первый православный храм. Несская церковь держала для разъездов по тундре стадо оленей в 100 голов. В 30-е годы ХIХ века храмы появляются также в Большеземельской и Тиманской тундрах. В конце ХIХ – начале ХХ веков Архангельская епархия предпринимала разнообразные попытки открытия для ненецких детей православных школ и приобщению их к Православию.

После революции 1917 года в  Заполярье не осталось ни одного действующего храма. Крещение ненцев не изменило радикальным образом их взгляд на устройство мира. Разве что добавило к праздникам ряд православных, а к почитаемым божествам – святого Николая-угодника, иконы с изображением которого стали также как языческие идолы мазать оленьим салом и кровью.

Возрождение православной жизни ненецкого народа  приходится на начало 90-х годов. Несмотря на то, что многие ненцы приняли православие, языческие верования не были оттеснены новой религией. И сегодня вера далёких предков по-прежнему жива, а сами ненцы соблюдают массу ритуалов, связанных с поклонением духам и божествам.
        В религиозной жизни ненцев наблюдается синкретизм — смешивание языческих и христианских представлений о мире, потому что  влияние христианской веры в основном носило поверхностный характер и не затронуло глубоко традиционных религиозных представлений ненцев.   Верховное божество ненцев Нум часто приобретал черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев вошел Сядай-Микола, покровитель промыслов, бывший ни кем иным, как Святым Николаем. Ненцы часто носили православные кресты и ставили в чумах иконы. 

Несмотря на отдалённость северных уголков России и кочующего народа, представители православной церкви периодически на вертолётах совершают поездки к ненцам в стойбище.

  1. БИБЛИЯ НА НЕНЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Институт перевода Библии выпустил Евангелие от Иоанна, Луки, Матфея, Марка в комплекте с аудиозаписью и библейские истории на языке ненцев.

Все участники перевода – большие энтузиасты развития ненецкого языка и сохранения национальных традиций ненцев. Татьяна Лар – руководитель фольклорной группы «Вы’ сей» («Душа тундры»), автор и исполнитель ненецких песен, лауреат и дипломант региональных, всероссийских и международных фестивалей. Мария Яковлевна Бармич – кандидат филологических наук, профессор Института народов Севера, автор учебников ненецкого языка и научных работ по ненецкому языкознанию. Сон Ынсуб – кореянка, уже много лет постоянно проживающая в Салехарде, выучившая ненецкий язык и посвятившая свою жизнь ненецкому переводу Библии.

  1. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Большинство ненцев отмечают православные праздники, имеющие тесную связь с циклом их календарных работ. Благовещение было временем весенних перекочевок народа, на Егорьев день ненцам надо было подойти к отдельным местам. Ледоход начинался в праздник Николы Зимнего, а на Петров день нужно было закончить с вонзевой ловлей рыбы — то есть с ловлей рыбы, идущей на нерест. Ильин день, как и у остального православного населения России, был серединой лета. 
Единственный сохранившийся у ненцев XIX – начала XX века традиционный праздник — это Весеннее одаривание небесного бога - грома оленем. В этот день люди просят о теплом лете, даровании удачи, хорошего питания своим стадам на летних пастбищах. К сожалению, в настоящее время этот праздник ушел в прошлое. С  1930-х годов его заменил День оленевода. 

  1. ВОРКУТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

На протяжении многих лет с нашим общеобразовательным учреждением сотрудничают священнослужители из воркутинской епархии.  Настоятель храма святой великомученицы Варвары игумен Николай – частый гость в нашем интернате. Его знают все ребятишки –ненцы. Отец Николай – очень добрый и отзывчивый человек. Дети это чувствуют и всегда улыбаются ему в ответ. Для наших ребят он проводит духовные беседы, устраивает для ребят посещение катка, городских мероприятий, концертов, экскурсии в храм. Ежегодно ребята приезжают на благотворительную рождественскую  ёлку, где получают подарки.  Эта благотворительная деятельность объединяет многих людей в нашем городе, а доброта согревает наши души.

  1. ПРОТЕСТАНТИЗМ У НЕНЦЕВ

Север был брошен при развале государства, и этим воспользовались силы, которые представляют иностранный капитал. Тогда, по большому счету, была заложена мина замедленного действия, осуществлялась идеологическая диверсия. Проповедники-баптисты, протестанствующие пасторы на американские и норвежские деньги осуществляли бесконтрольную пропаганду.

Конечно, эти процессы деструктивны, потому что ненцы, как и другие северные народы, очень доверчивы и, живя в тундре, они не научились отличать подлинное добро от зла, которое прикрывается личиной внешнего благожелательного отношения.

В конце ХХ века люди потеряли надежду и находили  псевдовыход в пьянстве. А для Севера это вообще страшно, потому что северные народы не могут противостоять такому соблазну. Пьянство плюс атеистическая среда — на этой почве язычество возрождается, потому что человек не может жить без Бога.

Община сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов (Инициативники) существует с 90 –х г. ХХ в.:  в ее состав входят русские, ненцы и коми; имеется дом молитвы. Проповедники посещают отдаленные населенные пункты, среди кочующих ненцев действует миссия.

Проповедники христиан веры евангельской (ХВЕ; Пятидесятники), прибывающие из Республики Коми, активно действуют в восточной части Ненецкого автономного округа среди кочующих ненцев. В частности, стойбища оленеводов и поселки Каратайка и Амдерма более 10 лет посещают ХВЕ из воркутинской харизматической церкви «Силоам» (входит в Российскую церковь христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ). Проповедь ведется среди нескольких сотен ненцев, в основном членов общины «Ямб то». С 90-х гг. XX в. действует церковь ХВЕ «Новое поколение», входящая в Российскую церковь ХВЕ. В Нарьян-Маре, например,  имеется группа адвентистов седьмого дня. Основное вероисповедание ненцев  большеземельской тундры – баптизм, так как представители этой конфессии часто проповедуют среди ненцев.

Протестантские секты также представляют угрозу нашему национальному достоянию, ведь понятно, что, если люди будут жить идеалами, которые представляет собой западная система ценностей, они окажутся зависимыми от тех антирусских идей, которые внедряются в сознание. Работы по этой теме очень много. И, конечно, без помощи государства трудно сделать что-либо весомое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ  обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных городов. Этим людям сегодня очень важно показать, что Россия – это нечто большее, чем промышленность, чем добыча угля, нефти и газа на Крайнем Севере, больше, чем вахтовики, приезжающие туда зарабатывать деньги. Показать, что Россия не только использует Крайний Север, но что Россия – это и большое христианское сердце, небезразличное, неравнодушное,  способное обнять и поделиться любовью.

В результате проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы:

  1. Религия ненцев тесно связана с их верованиями в духовный мир. Они верят в существование духов природы, которые контролируют различные аспекты их жизни, такие как охота, рыбалка и пастбища для оленей. Ненцы проводят религиозные обряды и церемонии, чтобы просить благословение у духов и обеспечить благополучие своей семьи и общины.
  2. Культура и религия ненцев играют важную роль в их жизни, помогая им сохранять свою идентичность и связь с природой. Они учат своих детей традициям и обычаям, чтобы сохранить свою культуру живой и передать ее будущим поколениям.

Мы надеемся, что наша работа будет иметь практическую значимость, так как не все дети-ненцы знают историю своего народа и мы будем об этом рассказывать на уроках окружающего мира, ненецкого языка, ОРКСЭ и классных часах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вануйто В. Ю. Николай Чудотворец в религии коренных народов Обского Севера // Вестник ТПГИ им. Д. И. Менделеева. — Тобольск, 2004. — № 3. — С. 192;
    2.  Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928—1929 гг. — Тюмень, 1992. — С. 110;
    3. Житков Б. М. Полуостров Ямал. — СПб., 1913. — С. 229. 
  1. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906. - С. 300. 
    5. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. — М., 1976. — С. 256. 
    6. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 357. 
    7. Теребихин Н. М., Овсянников О. В. Святилище «Козьмин перелесок» как памятник традиционной духовной культуры ненцев // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. — М., 1990. - С. 240. 
    8. Хомич Л.В. Ненцы. Ленинград. – Наука., 1966.  – С. 327
    9. Хомич Л.В. Ненцы. – СПб., Просвещение. – 1994. – С. 127
    10. Яковов Д. В. Христианство и национальная идентичность ненцев // Вопросы теологии. – 2022. – Т.4, № 2. – С.299–308.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ

https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/10?ysclid=lufp0c9tpz992779266

https://www.dissercat.com/content/traditsionnoe-religioznoe-mirovozzrenie-nentsev?ysclid=lufp3uee2q777474978


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Республики Коми Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Санаторная школа-интернат № 1» г. Воркуты Религия и верования ненецкого народа (исследовательский проект) Работу выполнили : Ледкова София, Ледкова Алла обучающиеся 4 класса Руководитель: Котельникова Е.А., учитель начальных классов Воркута 2024

Слайд 2

Объект исследования: ненецкий народ Предмет исследования: религиозные традиции ненцев и их изменения, зафиксированные в письменных и фольклорных источниках, объектах материальной культуры. Цель: реконструкция исторического процесса религиозных изменений у ненцев в XVI – XX вв. Задачи: проанализировать круг источников, характеризующих религиозные традиции ненцев; рассмотреть историческое развитие государственной религиозной политики с момента вхождения севера Западной Сибири в состав России; исследовать основные виды миссионерской деятельности и распространения православия, борьбу с язычеством среди ненцев; рассмотреть взаимоотношения российского государства и православной церкви с ненцами-язычниками; определить роль и место шамана в традиционной жизни ненцев; рассмотреть влияние православия на религиозные традиции; обобщить имеющиеся материалы и представить целостную картину духовной культуры ненцев.

Слайд 3

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов, всесторонний анализ изучаемых событий Новизна: получение новых знаний в процессе поиска информации Практическая значимость работы заключается в возможности её использовать на уроках ОРКСЭ, окружающего мира, ненецкого языка и во внеурочной деятельности.

Слайд 4

Ненцы живут на севере Европейской части России и на севере Западной и Средней Сибири. На территориях, которые входят в Ненецкий автономный округ, Лешуконский , Мезенский и Приморский районы Архангельской области, северные районы Республики Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ, а также в Тюменскую область и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа. Ненцы – самый многочисленный из самодийской языковой группы народ. По переписи 2023 года ненцев в Российской Федерации — 41454 человека. КАРТА РАССЕЛЕНИЯ НЕНЦЕВ

Слайд 5

ВИДЫ РЕЛИГИЙ У НЕНЦЕВ АНИМИЗМ ШАМАНИЗМ ПРАВОСЛАВИЕ

Слайд 6

АНИМИЗМ У НЕНЦЕВ Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами , у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа : 1 . добрые помогали людям в различных делах; 2 . злые насылали на человека болезни и несчастья.

Слайд 8

Служителей культа, шаманов, ненцы называют с « тадебя », от глагола « тадебтесь » – заговорить, произнести заклинание; « тадебтенггось » – колдовать, ворожить; дословный перевод – колдун, ворожей. По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передавалось по наследству . Шаманом становятся о б ычно мужчины, так как здесь нужна физическая сила. ШАМАНИЗМ У НЕНЦЕВ

Слайд 9

Шаман « я’нангы-тадебя » лечил и предсказывал погоду, следил за нравственностью. Шаман « самбдорта » обращался к душе умершего и провожал ее в подземное странствие.

Слайд 10

Территория Крайнего Севера, а с ним и всё коренное население, включённое в состав Российского государства в XVI веке, вплоть до начала XVIII века не была подвержена массовой христианизации. Но православные священники появлялись в этих краях наездами. Большие расстояния на север, недостаток миссионеров делали их действия малоэффективными. ПРАВОСЛАВИЕ У НЕНЦЕВ Архимандрит Вениамин овладел ненецким языком. Более того, он составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового завета. За свои усердные миссионерские труды Вениамин был награжден орденом Святого Владимира III степени.

Слайд 11

В 1831 году в селе Несь в Заполярном районе Ненецкого автономного округа был построен первый православный храм в ненецких землях. Церковь во имя Благовещения освятил епископ Архангельский и Холмогорский Георгий. В 30-е годы ХIХ века храмы появляются также в Большеземельской и Тиманской тундрах. XIX в. XXI в.

Слайд 12

В религиозной жизни ненцев наблюдается синкретизм — смешивание языческих и христианских представлений о мире. Верховное божество ненцев Нум часто приобретал черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев вошел Сядай-Микола , покровитель промыслов, бывший ни кем иным, как Святым Николаем. Ненцы часто носили православные кресты и ставили дома иконы. Ненцы , фото XIX век

Слайд 13

БИБЛИЯ НА НЕНЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Слайд 14

Благовещение – время весенних перекочевок народа , Егорьев день - ненцам надо было подойти к отдельным местам. Никола Зимний – начинался ледоход. Петров день – окончание работ с ловлей рыбы, идущей на нерест. Ильин день - середина лета. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Слайд 15

Крещение в стойбище кочевых ненцев, Ямал

Слайд 16

ВОРКУТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Слайд 17

ПРОТЕСТАНТИЗМ У НЕНЦЕВ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ У НЕНЦЕВ ЕВАНГЕЛИЗМ БАПТИЗМ АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ П ЯТИДЕСЯТНИКИ

Слайд 18

В результате проведённого исследования мы можем сделать следующий вывод : к ультура и религия ненцев играют важную роль в их жизни, помогая им сохранять свою идентичность и связь с природой. Они учат своих детей традициям и обычаям, чтобы сохранить свою культуру живой и передать ее будущим поколениям . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы надеемся, что наша работа будет иметь практическую значимость , так как не все дети-ненцы знают историю своего народа и мы будем об этом рассказывать на уроках окружающего мира, ненецкого языка, ОРКСЭ и классных часах.

Слайд 19

1. Кушелевский Ю. Северный полюс и земля Ямал. — СПб., 1868. 2. Кузнецов Е. О. верованиях и обрядах самоедов // ТГВ. — 1868. — № 1. — С. 17, 18. 3. Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. — Тюмень, 1992. — С. 166, 167. 4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 357. 5. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. — М., 1976. — С. 256. 6. Бруин де К. Путешествие через Московию. — М., 1872. — Кн. 1. — С. 145. 7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906. - С. 300. 8. Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские // АГВ. — 1849. — № 9. 9. Мифы и предания ненцев Ямала. — Тюмень, 2001. — С. 182. 10. Вануйто В. Ю. Николай Чудотворец в религии коренных народов Обского Севера // Вестник ТПГИ им. Д. И. Менделеева. — Тобольск, 2004. — № 3. — С. 192; 11. Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928—1929 гг. — Тюмень, 1992. — С. 110; 12 . Житков Б. М. Полуостров Ямал. — СПб., 1913. — С. 229. 13. Теребихин Н. М., Овсянников О. В. Святилище «Козьмин перелесок» как памятник традиционной духовной культуры ненцев // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. — М., 1990. - С. 240. 14. Хомич Л.В. Ненцы. Ленинград. – Наука., 1966. 15. Хомич Л.В. Ненцы. – СПб., Просвещение. - 1994 16. Яковов Д. В. Христианство и национальная идентичность ненцев // Вопросы теологии. – 2022. – Т.4, № 2. – С.299–308. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа"История семьи - история народа"

Работа по изучению своих предков.Составление генеологического древа семьи....

Сценарий праздника на ненецком языке с переводом на русский "Нара мина!" ("Пришла весна!") по мотивам ненецкой сказки "Как звери и птицы солнце достали"

В связи с тем, что 2015 год объявлен годом литературы, я решила провести конкурс чтецов стихотворений ненецких поэтов по теме "Весна", а чтобы детям было интересно, разработала сценарий по ненецкой ск...

Исследовательская работа "«Нгухуко – традиционная ненецкая кукла» Яптик Марьяны 2016 год

laquo;Нгухуко – традиционная ненецкая кукла»Яптик Марьяна Викторовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Мыскаменская школа – интернат»2 б ...

Исследовательская работа "Национальное платье осетинского народа"

quot;Национальное платье костюм осетинского народа"...

Занятие в музее детского сада "Радуга" на тему: Культура и традиции ненецкого народа.

   Дошкольный возраст – возраст, когда у ребёнка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной при...

Сценарий урока по литературному краеведению "Легенды ненецкого народа" - 3 класс

Сценарий урока по литературному краеведению "Легенды ненецкого народа" для 3 класс...