Коспект урока ( с презентацией) по теме "Пасха" на основе ученика Васильевой О.Ю.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шугарова Елена Игоревна
Представляю методическую разработку урока по теме: "Пасха".

Пасха является одним из основных праздников православной культуры, поэтому важно обратить внимание детей на данной теме и сформировать основные представления об этом празднике. 

Цель: Формировать у младших школьников представлений о Пасхе, как главном православном празднике христиан на основе культурологического подхода.

Задачи урока: 

предметные:

·                     Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значение в жизни общества

·                     Формирование первоначальных представлений о празднике Пасха и её роли в истории и современности России.

метапредметные:

·                     Развитие умения оценивать  свои действия.

·                     Целеполагание, планирование действия

·                     Формирование умения общаться со сверстниками в совместной деятельности

·                     Построение высказывания, умение работать в паре, коллективный поиск

·                     Работа с текстом, поиск информации анализ, синтез

·                     Создание моделей

личностные:

·                     Формирование у обучающихся основ православной и гражданской идентичности

·                     Воспитание значимых качеств личности: самостоятельность, силу воли, дружелюбие. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku_orkise_pasha.docx31.67 КБ
PDF icon tema_pasha_shugarova_ei_1.pdf1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Шугарова Елена Игоревна, ГБОУ НШДС №620 «РОСТОК», Центральный район, г.Санкт-Петербург

Технологическая карта урока по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4  классе.

Тема урока        

«Пасха»

Тип урока:

Изучение нового материала 

Авторы УМК:

Основы православной культуры 4 класс: Васильева Ольга Юрьевна

Цель урока:

Формировать у младших школьников представлений о Пасхе, как главном православном празднике христиан на основе культурологического подхода.

Задачи урока и планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

предметные:

  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значение в жизни общества
  • Формирование первоначальных представлений о празднике Пасха и её роли в истории и современности России.

метапредметные:

  • Развитие умения оценивать  свои действия.
  • Целеполагание, планирование действия
  • Формирование умения общаться со сверстниками в совместной деятельности
  • Построение высказывания, умение работать в паре, коллективный поиск
  • Работа с текстом, поиск информации анализ, синтез
  • Создание моделей

личностные:

  • Формирование у обучающихся основ православной и гражданской идентичности
  • Воспитание значимых качеств личности: самостоятельность, силу воли, дружелюбие. 

Основные понятия

Воскресение, Спаситель, Великий пост, Пасха (Светлое Христово Воскресение)

Оборудование:

Учебник, презентация с мультимедийным проектором, карточки для заданий, аудио запись, клей, цветные карандаши (или фломастеры) , лист самооценки на каждого ученика.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время 

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку настраивает на положительный настрой.

Задает вопросы детям:

Слайд 2.

- Перед Вами ребус отгадайте о чём пойдёт сегодня речь?

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Проверяют готовность к уроку.

Отгадывают ребус : Пасха.

Формулируют цель урока и задачи.

2-3 мин.

Познавательные УУД:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

  • Анализ и объективная постановка целей и задач для предстоящей работы.  

  1. Подготовка к восприятию . Работа по новой теме

Вот и прозвинел звонок

Начинаем мы урок

В праздник .....(Пасхи) отправляемся

В торжество скорее погружаемся.

Учитель предлагает детям рассмотреть несколько картин, фресок по теме урока (Слайд 3.)

Далее учитель рассказывает сюжет /включает аудиозапись или видео по теме урока в основе которого учебник Васильевой (урок 15)
« ....
 Воскресение Христово — главный церковный праздник. Его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». Другое название Воскресения Христова — Пасха. Пасха, которую мы празднуем — Новозаветная, — связана с Ветхозаветной. Ветхозаветная Пасха (от евр. «прохождение мимо», «избавление») была связана с избавлением израильского народа от египетского рабства. Новозаветная же Пасха знаменует победу жизни над смертью, избавление людей от власти зла и греха. Празднику Пасхи предшествует Великий пост (в общей сложности — 48 дней). Накануне Праздника в храмах освящается пасхальная пища — творожные пасхи, куличи и яйца. Пасхальная пища также имеет духовный смысл торжества жизни. Главное богослужение Пасхи совершается ночью. Священнослужители и верующий народ обходят храм с песнопением (по-церковнославянски)

 «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». 

Крестный ход символизирует собой шествие мироносиц ко гробу Христа. Двери храма закрыты, как двери гроба. На церковном крыльце поется пасхальный тропарь (по-церковнославянски)

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех (умершим. — Ред.) живот (жизнь. — Ред.) даровав». 

Затем двери открываются, и все верующие, ликуя, входят в храм. Главное приветствие Пасхи: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин и сохранить пасхальную радость в своем сердце, исполняя заповеди Христа....» [Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс : учебник : в двух частях / О. Ю. Васильева, 2023 ]        

Ученики рассматривают картины, отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Выборочно пересказывают и высказывают своё мнение.

8 мин.

Познавательные УУД:

  • Выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний;
  • Осознанное и произольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные УУД:

  • Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.                        
  1. Первичное закрепление по новой теме (в парах, индивидуально, в мини-группах)

Задание 1. 

Работа с понятиями (в парах). Слайд 4,5

Соотнеси каждое определение с понятием. После можно предложить ученикам посмотреть значения в словаре и учебнике, чтобы организовать проверку.

Пасха 

Христос Воскресе

Великий пост

Кулич

Голгофу 

Крестный ход 

Воскресенье

Спаситель

Ученики читают каждое определение и в парах соотносят каждое понятие.

Проверяют совместно с учителем и обсуждают возникшие сложности (если они возникают)

Оценивают себя на листе самооценики (приложение 1)

3-5 мин.

Регулятивные УУД:

  • Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, нахождение возможности и способов их улучшения;

Познавательные УУД:

  • Подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества в паре;
  • Умение работать в команде, соблюдать согласованность. Деятельность направлена на продуктивное и согласованное действие в паре.

Выдаются индивидуальные карточки.  Слайд 6.

Задание 2.

Выразительно прочитай текст, вставь пропущенные слова используя слова для справок. Устно объясни свой выбор.
«
В честь воскресения _______ русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ________  Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает ________, ________ ). Для встречи Пасхи люди собираются в _______. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная _______. Священник несёт _____, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется _________ ) и поют радостные пасхальные ________.

Слова для справок: Пасха, Христа, крестный ход, гимны, крест, переход, храмах, избавление, полночь. 

Проверка выполнения задания Слайд 7. Выборочно спросить учеников «Почему подходит именно это слово»? Что тебе помогло догадаться? И др.

Ученики самостоятельно вписывают на индивидуальных карточках пропущенные слова.

Оценивают себя на листе самооценики (приложение 1)

4 мин.

Познавательные УУД:

  • Смысловое чтение;
  • Работа с текстом: анализ, синтез

Регулятивные УУД:

  • Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, нахождение возможности и способов их улучшения.

Задание 3. Слайд 8,9.

Как отмечают праздник православные христиане? Собери пазлы и установи соответствие. 

Праздничная служба

Вести хоровод 

Три поцелуя в щёки

Пасхальное приветствие:

Звонить в колокола

Строить куличики

Приветствие друг друга

Кулич, пасха, крашенные яйца (почему красят?)

Благодатный огонь, крестный ход

В мини-группах по 4-5 человек, ребята получают карточки с моментами.

Собирают пазлы и соотносят их с выданными традициями (названиями) праздника.

Выявляют что не все традиции подходят к данному празднику. Оценивают себя на листе самооценики (приложение 1)

5-7 мин.

Познавательные УУД:

  • Поиск и выделение необходимо информации; примение коллективного поиска;
  • Сравнение по выделенным признакам;
  • Установление причинно-следственных связей;

Личностные УУД:

  • Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;   

Регулятивные УУД:

  • Анализ и объективная оценка результатов собственного и  коллективного труда, нахождение возможности и способов их улучшения.

Коммуникативные УУД:

  • Взаимодействие и сотрудничество в мини-группах

  1. Физкультминутка

Слайд 10.

«Мы руками- верх/вниз
Мы ногами- топ/топ
Мы плечами- верх/вниз
Мы глазами- хлоп-хлоп

Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху вы подняли
Раз, два, раз, два
Продолжать уже пора

Выполняют движения, отдыхают

30 сек

Регулятивные УУД:

  • Саморегуляция
  1. Продолжение работы по закреплению новой темы

Задание 4. (Слайд 11)

Какой главный атрибут праздника ________

Задание цикл гусеницы, провести параллель на яйцо.  

Вспомни из окружающего мира цикл развития гусеницы и куриного яйца. Создай модель. 

«Например — гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой...»[1]

Ученики вспоминают цикл развития гусеницы и яйца.

Делают вывод как это связано, если возникают трудности сформулировать вывод учитель наводящими вопросами подводит их к ответу.

Оценивают себя на листе самооценики (приложение 1)

5 мин.

Познавательные УУД:

  • Анализ объектов с выделением признаков;
  • Моделирование;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения слушать и понимать других
  • Умение работать в команде (Обсудить ход предстоящей работы. Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при создание модели как со сверстниками при работе в команде, так и с учителем)

Задание 5 (Слайд 12)

На Пасху принято дарить друг другу открытки и раскрашивать яйца. Создайте и вы свою пасхальную открытку.

Ученики реализуют свои творческие идеи, придумывают индивидуальный дизайн.

Оценивают себя на листе самооценики (приложение 1)

7 мин

Познавательные УУД:

  • Самостоятелное создание решения творческого характера

6. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия, домашнее задание )

Слайд 13

Вопросы подведение итога:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя.

  1. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
  2. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
  3.  Как звучит главный пасхальный гимн?
  4. В чем состоит христианский пост?
    Наш урок подходит к завершению, на котором мы много нового узнали и порассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из Вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.

Обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют изученную тему.

2 мин

Регулятивные УУД:

  • Анализ и объективная оценка собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Слайд 14
Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей? Что было самым трудным? Что осталось непонятным?

Оцените свою работу, используя лист самооценки

Обучающиеся анализируют свою работу.

Оценивают себя на листе самооценики и подводят итог (приложение 1)

1 мин.

Регулятивные УУД:

  • Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Вот мы с Вами и познакомились поближе с праздником. Его мы будем отвечать весной следующего года.
А чтобы ещё больше прочувствовать данный праздник предлагаю желающим, дома выполнить одно из заданий.

Слайд 15 Д/задание(одно на выбор):

  1. Написать сочинение/ рассказ на тему «Как моя семья встречает Пасху»
  2. Найти несколько стихов или картин русских художников, поэтов; которые могли бы проиллюстрировать праздник Пасхи.

Благодарит обучающихся за урок.

* В качестве продолжения  во внеурочной деятельности можно продолжить данную тему и поиграть в игру Мемо «Пасха» Воскресная школа, авторы: иерей Владимир Коваль-Зайцев, Л.П.Кипарисова,В.А.Кунина, В.А.Синицына

Слушают учителя и помечают задание.

30 сек.

Приложение 1

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ, класс__________________________________________

Отметь «+» в соответствующей графе (сразу после выполнения задания)

№ задания

Возникли трудности

Выполнил задание правильно

Могу объяснить другому

№1

№2

№3

№4

№5

Я хочу добавить ..... ______________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"

Данный урок проводится в  3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются  общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...

Коспект урока с презентацией "Птица Счастья"

Урок изобразительного искусства2 классУМК «Планета знаний»Тема: «Птица счастья»Тип урока: изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых ...

Коспект урока окружающего мира, 1 класс УМК "ПНШ"

Тема урока "Растения-часть живой природы"  Урок построен с учетом требований стандартов ФГОС...

План-коспект урока "Прямая и луч"

ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-2 класс...

Конспект урока педагогики + презентация "Успех и достижения ученика" (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления об успехе как стремлении человека в достижении цели и   результата;  формирование у учащихся  качеств успешной личности.Планир...

Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...