Наш дом- Россия
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кизлярская гимназия
№6 им. А.С.Пушкина»
Автор: Шидиева Л.Д.
План-конспект вводного урока в учебный курс ОРКСЭ.
Тема:Наш дом – Россия
Цель урока: Знакомство с курсом «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»); повторение определений и понятий «Родина», «символы государства». Развитие позитивного отношения учащихся друг к другу и к окружающему миру. Формирование чувства гордости за свою Родину, уважительного и бережного отношения к разным традициям народа.
Планируемые результаты: донести до учащихся важность и необходимость бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России.
Задачи урока. Продолжать расширять представления детей о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
Обучающие: Систематизировать знания детей о государственной символике.
Развивающие: развить коммуникативные способности у учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, колонки, презентация к уроку, карта России. Карточки с заданием.
ХОД УРОКА
- Организационный момент (психологический настрой)
Подними глаза , взгляни
Как солнца падают лучи
Мир вокруг нас- он так прекрасен
И ты друзей к себе прижми
Любовь свою им подари
И все начнет вокруг цвести
Ребята! Мы начинаем изучать новый и интересный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Весь учебный год мы будем знакомиться с окружающими нас явлениями, духовными и нравственными ценностями, памятниками культуры и истории.
Перед вами новые учебники, они будут нашими помощниками в изучении этого нового курса. Полистайте их.
Сегодня мы повторим то, что уже раньше изучали на уроках окружающего мира и литературного чтения , а также узнаем новые слова, понятия, поговорим о наших традициях и культуре.
И урок мне бы хотелось начать со стихотворения М.Матусовского.
С чего начинается Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
-Кто может сказать, про что мы будем говорить сегодня?
(ответы детей)
Правильно ребята, мы посвятим его родной стране, родному краю.
А тема нашего урока«Наш дом-Россия» (слайд №1)
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о нашей Родине, родном крае. Перед вами лежат листки с заданием. Попробуйте выполнить все задания быстро и правильно.
Показ спутниковых изображений:
Посмотрите, ребята, так выглядит со спутника наш город (слайд № 2).
Узнаете родные места, школу, улицу, на которой живете. (учитель дает возможность рассмотреть детям фотографию населенного пункта, сделанную спутником)
А вот так выглядит сверху наша Республика Дагестан(слайд № 3).
А вот и вся Россия (слайд № 4).
Ребята, как вы думаете, любовь к своей родине начинается с любви к месту, в котором родился и проживаешь? (дети отвечают).
Да, вы правы. Предлагаю построить лесенку «С чего начинается Родина?»
IV. Повторение изученных понятий.
А сейчас давайте попробуем вспомнить некоторые понятия, которые мы с вами изучали раньше на уроках окружающего мира и литературного чтения
Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. Начнем с пословиц о родине.
1)Нет в мире краше …. (Родины нашей)
2) Всякому мила …..(своя сторона)
3) Родной край –(сердцу рай)
А теперь я называю понятия и явления, а вы попытайтесь объяснить их значения (ответы примерны, дети выражают свое понимание данных терминов):
1) Символы государства – это…(герб, флаг, гимн)
2) История – это…(события, которые были в прошлом, остались в памяти людей)
3)Патриотизм это…(Любовь к родине, самоотверженность ради родины)
V. Изучение нового материала
1. Проведение смысловых параллелей.
Ребята, давайте подберем слово синоним к слову Россия. (Дети подбирают синонимы – Родина, страна, Отечество, родная земля, родная сторона, родимый край и т.д.).
Давайте вспомним тему нашего урока «Наш дом- Россия». Является ли слово «дом» и «Родина» синонимами слова «Россия»? (В данном предложении – да).
А теперь найдите корень в слове Родина и подберите однокоренные слова к нему (дети подбирают: родной, родственники, родня, родинка, родник и т.д.).
А как еще можно назвать эти слова? (родственные, здесь тоже корень –род-).
#1048;зложение новой темы .
Ребята, а кто вспомнит, как называлась наша страна в древности? (Русь)
У нашей страны многовековая история. Много взлетов и падений, побед и поражений. А какие набеги были на Русь. Татаро-монголы, Французы в 1812 году, нацисты армии Гитлера, которые уничтожали целые народы. Наша страна, всегда оставалась самой сильной.
Россия, как вы знаете из окружающего мира, самая большая страна и занимает большую часть континента Евразия (слайд №5).
На территории России всегда проживало очень много разных народов. Даже в нашей маленькой республике много национальностей, более 35, но все едины.
Какие народы вы знаете? (дети называют)
А как называют тех, кто живет в нашей страны? (Россиянин)
Правильно ребята, это тоже наше общее достояние: независимо от своей национальности каждый из нас – россиянин.
У каждого народа есть свои традиции, обычаи, история, культура. Наша республика имеет свои культурные черты.
Как бы вы объяснили слово культура, ребята? (дети объясняют)
Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции общества, народа.
У нас проживают люди разных вероисповеданий и конфессий: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и т.д.
Есть люди, которые ни во что не верят, их называют атеисты.
Законы нашей страны, Российской Федерации дают каждому право выбора той религии, которая больше всего соответствует их моральным принципам. Каждый может сам выбирать, во что верить.
Но большинство людей исповедуют православное христианство.(слайд № 6)
Православие существует в нашей стране уже более тысячи лет. Благодаря православному христианству наша страна славится на весь мир своими культурными ценностями, памятниками архитектуры, искусства, литературы.
Храмы поражают своим величием и красотой. Многие из них нам знакомы, например, собор Василия Блаженного на Красной площади, церкви и соборы Золотого кольца России. (слайды 7).
Но в нашей республике много мусульман. Дагестан славиться красивейшими мечетями. Только у нас в республике более полутора тысяч мечетей. (слайд 8)
Литературные произведения многих русских писателей отображают христианские ценности, помогают читателю задуматься о добре и зле. Так, например, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, в каждой из своих книг старался помочь читателю стать добрее, милосерднее к окружающим, почувствовать любовь к ближним.
3. Знакомство с «Вечным календарем». Православие оставило значительный след в традициях народа. Многие православные праздники прочно обосновались в народном быту, государственные праздники отмечаются на равнее с православными
4. Игра «Мы разные»
Сейчас предлагаю взять листок бумаги и сложить 5 раз. Теперь порежьте те места, которые вы хотите. Раскрыв вы увидите, что они все разные. Так же и мы.
В начале урока мы с вами говорили о том, чем мы все похожи. А теперь сыграем в игру «Мы разные». Каждый из вас попытается сказать, чем мы друг от друга отличаемся. (дети отвечают: цветом глаз, волос, полом, характером, увлечениями, желаниями, любимыми занятиями, интересами и т.д.)
Правильно, ребята, мы все очень разные. Наше мировоззрение, традиции, внешний вид отличаются. Все эти качества и составляют внутренний мир человека. Но нас объединяет одно- Родина.
5. Работа с учебником.
Давайте откроем страницу 5 учебника и прочитаем 3-й и 4-й абзацы. (дети читают указанные абзацы, возможно чтение вслух текста учителем или одним из учеников).
Итак, вы можете теперь сказать, что такое духовный мир человека и что такое ценности? (дети отвечают).
VI. Закрепление изученного
Командные соревнования «Соотношения слов с понятиями».
Ребята, разделитесь на две команды, пусть каждая команда подойдет к доске. На доске две одинаковые таблички, в каждой табличке три столбца «Родина», «культура», «религия». Перед каждой командой лежат карточки с различными словами. Ваша задача – как можно быстрее распределить карточки в соответствии с понятиями.
Родина | Культура | Религия |
Герб | Картины | Православие |
Флаг | Искусство | Храм |
Россия | Литература | Мусульманство |
Русь | Традиции | Церковь |
Патриот | Обычаи | Христианин |
VII. Подведение итогов.
Итак, давайте обобщим, что же мы сегодня узнали:
Россия-наша страна, огромная, объединяющая в себе разные религии, традиции, национальности. Но наша страна нас объединяет в один мир-Родину
Мы поняли, что у каждого из нас есть свой духовный мир, каждый из нас – это личность, но все мы вместе – жители одной страны, россияне.
VIII. Рефлексия.
Предлагаю всем, кому понравился сегодняшний урок, поднять подходяий смайлик и встать для совместного «Селфи».
Тест
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...