Конспект занятия по ОРКСЭ "Крещение Руси: Путешествие в прошлое через игру и знания"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Знакомство учащихся с историей принятия Православия на Руси, показывается значимость Крещения Руси для формирования культуры и духовных основ государства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Крещение Руси: Путешествие в прошлое через игру и знания"
Цель: Познакомить учащихся с историей принятия Православия на Руси, показать значимость Крещения Руси для формирования культуры и духовных основ государства.
Задачи:
- Образовательная:
- Объяснить причины и значение Крещения Руси, раскрыть роль князя Владимира в этом событии.
- Познакомить учащихся с основными историческими событиями и персонажами, связанными с принятием христианства на Руси.
- Развивающая:
- Развивать навыки критического мышления через анализ исторических событий.
- Развивать умение работать в группе, проявлять инициативу и активно участвовать в обсуждениях.
- Воспитательная:
- Воспитывать уважение к культурному и духовному наследию Руси.
- Формировать интерес к изучению православной культуры и истории страны через творческие задания.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут описать основные события, связанные с Крещением Руси.
- Учащиеся поймут, почему князь Владимир выбрал православную веру для своего народа.
- Учащиеся смогут самостоятельно выделить ключевые моменты в принятии православия и понять, как это повлияло на Русь.
Оборудование:
- Презентация с изображениями событий, связанных с Крещением Руси (карты, иллюстрации храмов, иконы).
- Раздаточный материал: карточки с заданиями для игры, персонажи и символы.
- Набор для творческой работы: белые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
- Набор предметов для интерактивной игры: стилизованные жетоны с символами древних богов и христианства, игровые карты с ситуациями для обсуждения.
Методы обучения:
- Интерактивная игра "Путешествие во времени".
- Групповая работа.
- Элементы проектной деятельности.
- Беседа и дискуссия.
Форма организации деятельности:
Групповая и фронтальная работа с элементами игры.
Технологии обучения:
Игровые, коммуникативные, проектные.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Учитель:
- "Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в прошлое и узнаем, как князь Владимир выбрал новую веру для Руси. Путешествовать во времени мы будем с помощью игры, и каждый из вас станет участником этой увлекательной истории."
- "Вы готовы? Тогда начнем!"
2. Актуализация знаний и введение в тему урока (5 минут)
Учитель:
- "Перед началом игры я задам вам несколько вопросов. Кто из вас знает, в какого Бога верили наши предки до принятия христианства? Как назывались те боги, в которых верили древние славяне?"
- (Дети отвечают: Перун, Велес, Макошь и др.)
- "Правильно! Но однажды князь Владимир решил, что Русь должна принять новую веру, которая объединит народ и укрепит государство. Но как он выбрал эту веру? Как убедил народ последовать за ним? Об этом мы узнаем в ходе нашей игры."
3. Изучение нового материала и игровая деятельность (20 минут)
Учитель:
- "Сегодня вы будете разделены на три команды: ‘Послы князя Владимира’, ‘Советники князя’ и ‘Жители Киевской Руси’. Каждая команда получит задания и роли, а в конце мы узнаем, как все эти события привели к Крещению Руси."
Описание ролей и карточек:
- Команда ‘Послы князя Владимира’
- Задача команды: отправиться в разные страны (Константинополь, Болгарию и Рим) и выяснить, какая религия там исповедуется. Вам нужно будет описать, что вы увидели и почему это могло бы понравиться или не понравиться князю Владимиру.
- Карточки с заданиями:
- Карточка 1. Константинополь:
- Описание: "Вы находитесь в Константинополе, столице Византийской империи. Здесь служба проходит в огромном храме Святой Софии. Вокруг – мраморные колонны, золоченые иконы, а воздух наполнен пением хора. Люди молятся тихо, с благоговением. Скажите князю Владимиру, что здесь чувствуется близость к Богу, и эта вера объединяет людей."
- Карточка 2. Болгария:
- Описание: "В Болгарии вас встречает местный князь. Он говорит, что их вера – это ислам, строгая и требовательная. Люди совершают молитвы пять раз в день, но женщин держат отдельно, и на улице все должны соблюдать строгие правила. Подумайте, понравится ли это князю?"
- Карточка 3. Рим:
- Описание: "В Риме вы видите католический собор. Здесь всё строго и торжественно, но службы проходят на латыни, языке, который мало кто понимает. Князь Владимир не любит чужие языки. Скажите ему, что эта вера тоже сильна, но не подходит для Руси."
- Команда ‘Советники князя’
- Задача команды: оценить предложения послов и подготовить рекомендации князю Владимиру, какую веру выбрать для Руси. Учитывайте, что новая вера должна объединять людей и помогать государству.
- Карточки с заданиями:
- Карточка 1: "Единобожие: новая вера должна учить людей поклоняться единому Богу. Это поможет народу оставаться единым и сильным."
- Карточка 2: "Мораль и законы: вера должна воспитывать нравственность, говорить о добре, честности и справедливости."
- Карточка 3: "Поддержка государства: вера должна укреплять власть князя, чтобы народ уважал и слушал правителя."
- Команда ‘Жители Киевской Руси’
- Задача команды: представить, что вы — жители древнего Киева, которые привыкли поклоняться старым богам. Ваша задача — обсудить, что вы думаете о новой вере, которую предлагает князь. Почему вы можете согласиться или не согласиться креститься?
- Карточки с заданиями:
- Карточка 1: "Плюсы новой веры: объединение народа, конец междоусобиц, новые законы."
- Карточка 2: "Минусы новой веры: отказ от старых традиций, разрушение идолов, привычных с детства обычаев."
- Карточка 3: "Сомнения: не все хотят оставлять старых богов, опасения перед новой культурой и традициями."
Учитель:
- "Теперь каждая команда начинает выполнять свои задания. У вас есть 10 минут на подготовку, после чего мы устроим заседание при князе Владимире, где каждый из вас представит свою точку зрения."
(Учитель ходит между группами, отвечает на вопросы, помогает направить обсуждение.)
Презентация результатов групп:
- Команда ‘Послы князя Владимира’ представляет свои отчеты, рассказывает о впечатлениях от посещения Константинополя, Болгарии и Рима.
- Команда ‘Советники князя’ делится рекомендациями князю, анализируя плюсы и минусы каждой религии.
- Команда ‘Жители Киевской Руси’ высказывает свою позицию, почему они готовы или не готовы принять новую веру.
Итоговая дискуссия:
- "Какая вера больше всего подошла Руси? Почему князь Владимир выбрал именно православие?"
4. Закрепление материала и творческое задание (10 минут)
Учитель:
- "Теперь, когда вы узнали, как проходил выбор веры, давайте представим, что вы — жители Киевской Руси, только что принявшие православие. Нарисуйте, как бы выглядел ваш дом или храм после Крещения Руси. Какими были бы символы вашей новой веры? Как изменилось бы ваше окружение?"
(Дети рисуют или делают аппликации. Учитель помогает, задает вопросы, направляет мысли учеников.)
5. Итог урока и рефлексия (5 минут)
Учитель:
- "Сегодня мы узнали, что Крещение Руси — это не просто обряд. Это выбор, который изменил всю нашу страну. Мы стали частью большой христианской семьи, и это повлияло на культуру, мораль и развитие всего народа."
- "Домашнее задание: напишите письмо от имени жителя Киевской Руси своему другу или родственнику, расскажите, как вы приняли новую веру и что вы об этом думаете."
- "Спасибо за урок! Вы все были активными участниками и справились с ролью послов, советников и жителей Киевской Руси. До встречи на следующем уроке!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по истории.Тема: Путешествие в прошлое города Сыктывкара
Внеклассное занятие по истории города Сыктывкара Республики Коми...

Конспект музейного урока на тему «Путешествие в прошлое»
Музейный урок «Путешествие в прошлое» Цель: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками...
"Грибная удача"- конспект занятия внеурочной деятельности "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"
"Грибная удача" -конспект занятия "ТРКМЧП"...
"Пчелка" - конспект занятия внеурочной деятельности "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"
"Пчелка"- конспект занятия "ТРКМЧП"...
Конспект занятия на тему РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Конспект логопедического занятия, посвящённого развитию коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).В ходе занятия используется, помимо традиционного подхода, нейропсихологическ...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»
Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...
