Урок по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс Автор: Шемшурина А.И.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Асянова Дильбяр Даригатовна

Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует.

К сожалению, в современном мире милосердие встречается всё реже и реже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. Во всем они ищут лишь выгоду для себя, забывая, в чем истинное предназначение милосердия. Мне кажется, ребёнка следует настраивать, учить  сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет милосердным.

Методическая разработка урока по теме «Милосердие-закон жизни» составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Урок построен на основе технологии этической беседы и разных форм работы, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.

Для разработки данного урока за основу была взята тема №21 «Милосердие-закон жизни» (Раздел « Простые нравственные истины») учебника «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики. 4 класс».

 Тип данного урока - урок усвоения новых знаний. Возрастная категория: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы. Материал, представленный мною к данному уроку, может использоваться не только для проведения урока в рамках преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе, но и для проведения внеклассного мероприятия, классного (рекомендуемый возраст – 3-5 класс). В дополнение к разработке урока мною представлена презентация.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка. 2. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками. 3. Вы нашли у своего дома маленького котенка. 4. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. 5. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

Слайд 6

ОРДЕН «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ» Орден учредило Российское медицинское общество 26 апреля 1997 года. Почетная награда вручается медикам, самоотверженно работающим на благо отечественного здравоохранения и отличившимся при оказании помощи больным.

Слайд 10

Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому — то, кому — то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Красноусольская башкирская гимназия- интернат им. Нияза Мажитова

Муниципального района Гафурийский район РБ

Методическая разработка урока по ОРКСЭ,

модуль «Основы светской этики» по теме:

«Милосердие-закон жизни»

(УМК «Перспектива», автор учебника А.И.Шемшурина)

Выполнила: Асянова Дильбар Даригатовна,

учитель начальных классов

МОБУ Красноусольской башкирской

гимназии-интернат им.Н.Мажитова

с. Красноусольский, 2019

Аннотация к уроку

Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует.

К сожалению, в современном мире милосердие встречается всё реже и реже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. Во всем они ищут лишь выгоду для себя, забывая, в чем истинное предназначение милосердия. Мне кажется, ребёнка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет милосердным.

Методическая разработка урока по теме «Милосердие-закон жизни» составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Урок построен на основе технологии этической беседы и разных форм работы, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.

Для разработки данного урока за основу была взята тема №21 «Милосердие-закон жизни» (Раздел « Простые нравственные истины») учебника «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики. 4 класс».

Тип данного урока - урок усвоения новых знаний. Возрастная категория: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы. Материал, представленный мною к данному уроку, может использоваться не только для проведения урока в рамках преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе, но и для проведения внеклассного мероприятия, классного часа (рекомендуемый возраст – 3-5 класс). В дополнение к разработке урока мною представлена презентация.

Тема. Милосердие - закон жизни.

Технология этической беседы.

Цель: создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «сочувствие», «милосердие».

Задачи:

- дать представление о нравственных понятиях – сочувствие, сопереживание, сострадание и милосердие;

- развивать навыки совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживание чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Личностные –развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Коммуникативные умения- слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия; оформлять свою мысль в письменной и устой речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Предметные умения - получать возможность понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»; проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова, листы формата А 4 для работы в группе, видеофрагмент притчи «Пальто. История милосердия», презентация.

Структурные компоненты

этического диалога

Смысловые характеристики структурных

компонентов этического диалога

  1. Эмоциональный настрой к уроку.

-Доброе утро, ребята! Поздоровайтесь соседом по лицу, по плечу. Возьмите за руку своего соседа по плечу улыбнитесь ему, посмотрите в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…»

2. Вывод школьников на проблему

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Это подлинная история из детства президента Дж.Гранта, который жил в 19 веке в Америке.

Просмотр мультфильма «Пальто. История милосердия»

3. Построение логической цепочки развития мысли.Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания»

Приём технологии развития критического мышления «Кластер»

- Скажите о чём этот мультфильм? Обсудите это в группах.

-Какой поступок совершил этот мальчик? Как вы думаете, почему мальчик так сделал?

-Как отнеслась к его поступку мама мальчика?

- -Предположите, какие чувства им овладели (жалости, сочувствия, сопереживания, боли)?

-Как вы думаете, это был разумный поступок или сердечный? Какое сердце у этого мальчика? (Доброе, милое, большое и.т.д.)

-Мне понравилось словосочетание «милое сердце». Попробуйте составить из него сложное слово. Работаем в паре.

-Что у вас получилось? (Милосердие)

- Когда –нибудь слышали это слово? Что оно означает? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся толковым словарём Ожегова. Словарь С.И Ожегова дает следующее определение милосердию: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»


-Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь. Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

Работа в группах.

- Что такое милосердие, на ваш взгляд? (работа в группах) У каждой группы лист А 4. Ребята составляют кластер. Даётся три минуты времени.

-В каких качествах души может проявляться милосердие?

Выступление спикеров групп.

594529 (Примерное составление кластера)

- Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку.

- Быть милосердным – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце

Работа в группах.

- Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие. (1-2 группа –пишет синонимы, 3-4 группа – антонимы. Синонимы-сердобольность, милостивость, сопереживание, сочувствие, сострадание, доброта. Антонимы-жестокость, равнодушие, злонамереннность, враждебность, насилие)

-Обратите внимание на слова: сопереживание, сочувствие, сострадание. Что в них общего? Что означает приставка со-? (Приставка со- в данных словах означает вместе переживать, чувствовать, страдать)

4. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

-Часто ли вы сталкиваетесь с проявлением милосердия в жизни, например на улице?

-Какие это были ситуации?

-Были ситуации, когда вы проявили милосердие?

Творческая работа в группах.

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.
  2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.
  3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
  4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

-Выслушивание и обсуждение ответов групп.

Я хотела вам показать фото одного ордена (фото Ордена Милосердия и исцеления)

- Что это за Орден? ОРДЕН «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ» (История этой награды в нашей стране началась 26 апреля 1997 года. Инициатором учреждения данной награды выступило «Российское медицинское общество». К такой высокой награде представляются люди, сделавшие поистине неоценимый вклад в отечественное здравоохранение) Медаль «За благотворительность и милосердие» учреждена решением комиссии по общественным медалям и памятным знакам 30 ноября 2016 года.

- Профессии каких людей вы бы назвали милосердным?

(Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии)

Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. В XIX - начале XX вв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено пройти мимо раненого. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

5. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту.

-А нужно ли милосердие сегодня?

-Сейчас многие стали жить по принципу: Люби себя, плевать на всех! Может, чувство сострадания и милосердия уходит, умирает сегодня?

-Почему? (Ответы ребят)

-Давайте представим, что все будут жить по такому принципу? Что будет?

-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой .Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.

-Можно ли научиться милосердию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию и сопереживанию?

(Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.)

-Какими же качествами должен обладать человек и какие приобрести, чтобы стать милосердным?

У вас на столах листочки-таблички. Из предложенного списка выберите нужные и зачерните ненужные, помните работаем сообща.

Лениться и бездельничать

Трудиться

Быть жадным

Быть щедрым

Лицемерить и врать

Быть правдивым

Давать пустые обещания

Быть честным

Изменять дружбе

Дружить

Быть равнодушным к чужой беде и горю

Сопереживать, сострадать

Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них

Уважать и заботиться о близких

6. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

- У нас сегодня состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. В жизни каждого из нас случаются ситуации, которые можно назвать моментом истины. Наблюдать, сопереживать, сочувствовать? Или пройти мимо… Решение, принятое за секунду, становится определяющим. Именно в этот момент мы проходим экзамен на человечность, именно тогда раскрывается наша сущность. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.

«Дерево милосердия»

-У каждого на столах ладошки, я предлагаю вам записать в них хорошее дело, сделанное вами, и украсить им наше дерево.

-Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

#1044;омашнее задание

а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

б) Привести примеры милосердия из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"

Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

План-конспект урока по предмету "Светская этика". Тема - "Добро и зло". 4 класс.

Разработка урока по предмету "Светская этика" на тему "Добро и зло". К уроку подготовлена презентация....

План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"

В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...

Презентация "Дружба" к уроку по модулю "светская этика"

Презентация разработана для урока по курсу светская этика по теме "Дружба"...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...