Урок по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс Автор: Шемшурина А.И.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует.
К сожалению, в современном мире милосердие встречается всё реже и реже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. Во всем они ищут лишь выгоду для себя, забывая, в чем истинное предназначение милосердия. Мне кажется, ребёнка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет милосердным.
Методическая разработка урока по теме «Милосердие-закон жизни» составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Урок построен на основе технологии этической беседы и разных форм работы, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.
Для разработки данного урока за основу была взята тема №21 «Милосердие-закон жизни» (Раздел « Простые нравственные истины») учебника «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики. 4 класс».
Тип данного урока - урок усвоения новых знаний. Возрастная категория: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы. Материал, представленный мною к данному уроку, может использоваться не только для проведения урока в рамках преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе, но и для проведения внеклассного мероприятия, классного (рекомендуемый возраст – 3-5 класс). В дополнение к разработке урока мною представлена презентация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.9 МБ | |
| 89.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка. 2. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками. 3. Вы нашли у своего дома маленького котенка. 4. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. 5. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
ОРДЕН «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ» Орден учредило Российское медицинское общество 26 апреля 1997 года. Почетная награда вручается медикам, самоотверженно работающим на благо отечественного здравоохранения и отличившимся при оказании помощи больным.
Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому — то, кому — то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Красноусольская башкирская гимназия- интернат им. Нияза Мажитова
Муниципального района Гафурийский район РБ
Методическая разработка урока по ОРКСЭ,
модуль «Основы светской этики» по теме:
«Милосердие-закон жизни»
(УМК «Перспектива», автор учебника А.И.Шемшурина)
Выполнила: Асянова Дильбар Даригатовна,
учитель начальных классов
МОБУ Красноусольской башкирской
гимназии-интернат им.Н.Мажитова
с. Красноусольский, 2019
Аннотация к уроку
Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует.
К сожалению, в современном мире милосердие встречается всё реже и реже. Виной тому сами люди, которые стали алчными и корыстолюбивыми. Во всем они ищут лишь выгоду для себя, забывая, в чем истинное предназначение милосердия. Мне кажется, ребёнка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет милосердным.
Методическая разработка урока по теме «Милосердие-закон жизни» составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Урок построен на основе технологии этической беседы и разных форм работы, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.
Для разработки данного урока за основу была взята тема №21 «Милосердие-закон жизни» (Раздел « Простые нравственные истины») учебника «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики. 4 класс».
Тип данного урока - урок усвоения новых знаний. Возрастная категория: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы. Материал, представленный мною к данному уроку, может использоваться не только для проведения урока в рамках преподавания курса ОРКСЭ в 4 классе, но и для проведения внеклассного мероприятия, классного часа (рекомендуемый возраст – 3-5 класс). В дополнение к разработке урока мною представлена презентация.
Тема. Милосердие - закон жизни.
Технология этической беседы.
Цель: создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «сочувствие», «милосердие».
Задачи:
- дать представление о нравственных понятиях – сочувствие, сопереживание, сострадание и милосердие;
- развивать навыки совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживание чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Личностные –развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Коммуникативные умения- слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия; оформлять свою мысль в письменной и устой речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Предметные умения - получать возможность понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»; проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова, листы формата А 4 для работы в группе, видеофрагмент притчи «Пальто. История милосердия», презентация.
Структурные компоненты этического диалога | Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога | ||||||||||||||
| -Доброе утро, ребята! Поздоровайтесь соседом по лицу, по плечу. Возьмите за руку своего соседа по плечу улыбнитесь ему, посмотрите в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…» | ||||||||||||||
2. Вывод школьников на проблему | Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Это подлинная история из детства президента Дж.Гранта, который жил в 19 веке в Америке. Просмотр мультфильма «Пальто. История милосердия» | ||||||||||||||
3. Построение логической цепочки развития мысли.Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания» Приём технологии развития критического мышления «Кластер» | - Скажите о чём этот мультфильм? Обсудите это в группах. -Какой поступок совершил этот мальчик? Как вы думаете, почему мальчик так сделал? -Как отнеслась к его поступку мама мальчика? - -Предположите, какие чувства им овладели (жалости, сочувствия, сопереживания, боли)? -Как вы думаете, это был разумный поступок или сердечный? Какое сердце у этого мальчика? (Доброе, милое, большое и.т.д.) -Мне понравилось словосочетание «милое сердце». Попробуйте составить из него сложное слово. Работаем в паре. -Что у вас получилось? (Милосердие) - Когда –нибудь слышали это слово? Что оно означает? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся толковым словарём Ожегова. Словарь С.И Ожегова дает следующее определение милосердию: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»
Работа в группах. - Что такое милосердие, на ваш взгляд? (работа в группах) У каждой группы лист А 4. Ребята составляют кластер. Даётся три минуты времени. -В каких качествах души может проявляться милосердие? Выступление спикеров групп. (Примерное составление кластера) - Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку. - Быть милосердным – значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают) Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце Работа в группах. - Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие. (1-2 группа –пишет синонимы, 3-4 группа – антонимы. Синонимы-сердобольность, милостивость, сопереживание, сочувствие, сострадание, доброта. Антонимы-жестокость, равнодушие, злонамереннность, враждебность, насилие) -Обратите внимание на слова: сопереживание, сочувствие, сострадание. Что в них общего? Что означает приставка со-? (Приставка со- в данных словах означает вместе переживать, чувствовать, страдать) | ||||||||||||||
4. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.
| -Часто ли вы сталкиваетесь с проявлением милосердия в жизни, например на улице? -Какие это были ситуации? -Были ситуации, когда вы проявили милосердие? Творческая работа в группах. Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
-Выслушивание и обсуждение ответов групп. Я хотела вам показать фото одного ордена (фото Ордена Милосердия и исцеления) - Что это за Орден? ОРДЕН «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ» (История этой награды в нашей стране началась 26 апреля 1997 года. Инициатором учреждения данной награды выступило «Российское медицинское общество». К такой высокой награде представляются люди, сделавшие поистине неоценимый вклад в отечественное здравоохранение) Медаль «За благотворительность и милосердие» учреждена решением комиссии по общественным медалям и памятным знакам 30 ноября 2016 года. - Профессии каких людей вы бы назвали милосердным? (Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии) Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. В XIX - начале XX вв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено пройти мимо раненого. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
| ||||||||||||||
5. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту.
| -А нужно ли милосердие сегодня? -Сейчас многие стали жить по принципу: Люби себя, плевать на всех! Может, чувство сострадания и милосердия уходит, умирает сегодня? -Почему? (Ответы ребят) -Давайте представим, что все будут жить по такому принципу? Что будет? -К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой .Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей. -Можно ли научиться милосердию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию и сопереживанию? (Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.) -Какими же качествами должен обладать человек и какие приобрести, чтобы стать милосердным? У вас на столах листочки-таблички. Из предложенного списка выберите нужные и зачерните ненужные, помните работаем сообща.
| ||||||||||||||
6. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие. | - У нас сегодня состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. В жизни каждого из нас случаются ситуации, которые можно назвать моментом истины. Наблюдать, сопереживать, сочувствовать? Или пройти мимо… Решение, принятое за секунду, становится определяющим. Именно в этот момент мы проходим экзамен на человечность, именно тогда раскрывается наша сущность. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «Дерево милосердия» -У каждого на столах ладошки, я предлагаю вам записать в них хорошее дело, сделанное вами, и украсить им наше дерево. -Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!» Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому — то, кому — то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря. | ||||||||||||||
#1044;омашнее задание | а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни; б) Привести примеры милосердия из художественной литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"
Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

План-конспект урока по предмету "Светская этика". Тема - "Добро и зло". 4 класс.
Разработка урока по предмету "Светская этика" на тему "Добро и зло". К уроку подготовлена презентация....
План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"
В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...
Презентация "Дружба" к уроку по модулю "светская этика"
Презентация разработана для урока по курсу светская этика по теме "Дружба"...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
