Храм.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||
Тема: «Храм» | Тип: изучение нового материала | ||
Цель урока: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений получить представление о храме; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
∙ Образовательные: объяснить понятие – «храм»; познакомить с особенностями внутреннего и внешнего строения православного храма; выяснить важность церкви в жизни людей; научить правилам поведения в храме; формировать чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре; формировать умение работать по образцу, слушать учителя и выполнять его инструкции.
∙ Развивающие: развивать психические процессы; расширять кругозор учащихся; работать по расширению словарного запаса учеников; продолжить развивать умение работать с книгой; развивать умение устного изложения материала, высказывания.
∙ Воспитательные: воспитывать интерес к ценностям православной культуры и духовно-нравственным традициям российского народа; прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции учителя; способствовать формированию у детей нравственных качеств: доброта, послушание, терпение.
Планируемые результаты
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||||||||||||||||
- приобщение к духовно- | ∙ | познавательные: открывать новые знания: | - | формировать | ||||||||||||||
нравственным | умение | высказывать | ||||||||||||||||
находить ответы на вопросы, используя учебную | ||||||||||||||||||
ценностям | своего | литературу, жизненный опыт и полученную на | собственное мнение; | |||||||||||||||
народа; | уроке | информацию; | осуществлять | поиск | проявлять интерес к | |||||||||||||
– | развитие | чувства | необходимой | учебной | информации: | отличать | изучению темы; | |||||||||||
прекрасного в | процессе | новую информацию от уже известной с помощью | - | сформировать | ||||||||||||||
знакомства | с | учителя (умение ориентироваться в собственной | мотивационную | |||||||||||||||
памятниками | системе знаний). | основу | учебной | |||||||||||||||
православной культуры; | ∙ | регулятивные: | определять | цели | и | деятельности, | ||||||||||||
- усвоение нравственных | формулировать задачи на уроке с помощью | положительное | ||||||||||||||||
норм | и | правил | учителя;планироватьсвоидействияв | отношение к уроку. | ||||||||||||||
поведения | в | ходе | соответствии с поставленными на уроке | |||||||||||||||
знакомства с богатейшей | задачами; осуществлять | взаимный | контроль, | |||||||||||||||
православной культурой | оказывать необходимую помощь при работе на | |||||||||||||||||
России, имеющей особое | уроке; выполнять самопроверку и корректировку. | |||||||||||||||||
значение | в | истории | ∙ | коммуникативные: | строить | речевые | ||||||||||||
России, в становлении её | высказывания в рамках учебного диалога, | |||||||||||||||||
духовности и культуры; | используя термины; слушать и понимать речь | |||||||||||||||||
- | формирование | других | участников | учебного | процесса; | |||||||||||||
потребности | в | использовать | речевые | средства | для | |||||||||||||
нравственном | представления | результата | деятельности; | |||||||||||||||
совершенствовании. | договариваться и приходить к общему решению | |||||||||||||||||
при работе в группе, парах. | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
1. Организационный момент | |||
Учитель проверяет готовность к уроку учеников. | Проверяют готовность к уроку. | ||
Организует эмоциональный настрой на урок через | |||
прослушивание аудиозаписи «Колокольный звон». | Осуществляют эмоциональный настрой для | ||
- Закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте мелодию | изучения новой темы. | ||
звона колоколов, чувствуйте, как музыка разливается | |||
по телу, наполняет его теплом. | |||
- Откройте глаза, посмотрите друг на друга. Возьмите | |||
друг друга за руки, поделись теплом с товарищами, и | |||
пожелайте друг другу удачи. | |||
- Я тоже желаю вам удачи и приглашаю вас в | |||
путешествие к знаниям. | |||
- Проверка домашнего задания
Учитель организует беседу по домашнему заданию. | Отвечают на вопросы учителя. | ||
∙ | Назовите золотое правило этики. Почему оно | Рассматривают картину. | |
называется золотым? | Выполняют задание на | индивидуальных | |
∙ | Рассмотрите картину В.Д. Поленова «Христос и | листах: «Какой я?». (Приложение 2) | |
грешница». Как Христос защитил женщину? | Ученики делают вывод: Стремиться | ||
Объясните, почему он её защитил. | нужно к тому, чтобы самостоятельно | ||
Какие качества есть у вас? К чему нужно стремиться? | воспитывать в себе | положительные | |
качества. | |||
- Целеполагание и мотивация
Выполняют анализ и синтез предложенных | |||||||||||
Путём организации выполнения задания «Найди, чем | |||||||||||
объектов. | Делят | здания | на | 2 | группы, | ||||||
отличаются» подводит детей к теме урока. (слайды | |||||||||||
выделяя признаки их сходств и отличий. | |||||||||||
2, 3, 4) | |||||||||||
- Ребята, посмотрите на | изображения, которые | Самостоятельно | определяют тему | урока: | |||||||
расположены у меня на доске. Чем они отличаются? | |||||||||||
Храм. | |||||||||||
Можем ли мы разделить эти картинки на группы? | |||||||||||
Каким общим словом можно назвать эти постройки? | Записывают в тетради число и тему урока. | ||||||||||
Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? | |||||||||||
Формулируют | и | принимают | учебные | ||||||||
Какую цель мы поставим перед собой? | |||||||||||
задачи урока. | |||||||||||
Какие задачи мы поставим перед собой? | |||||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||||
Учитель путём организации просмотра изображений | Отвечают на вопросы учителя, сравнивают | ||||||||||
храмов и церквей организует работу детей для | храмы и другие постройки. | ||||||||||
ответа на вопрос: Чем внешне храм отличается от | |||||||||||
других построек? | |||||||||||
Что объединяет эти здания? | Что у них общего? По | У храма | есть | купол, на | нём | находится | |||||
2 | |||||||||||
каким признакам мы можем отличить православный | крест. | ||
храм от других зданий? Какую форму имеют купола? | Учащиеся | высказывают | свои |
На что они похожи? | предположения. | ||
Обучающий рассказ учителя (слайды 5, 6). | |||
Форма купола похожа на огонёк свечи, они оба | Ученики внимательно слушают учителя. | ||
устремлены вверх. Эта устремленность к небу, | |||
символизирует устремлённость всех верующих к Богу, | |||
которая проявляется в молитве. Купол заканчивается | |||
вверху главой, на которой ставится крест во славу | |||
Иисуса Христа. | |||
Над входом в храм строится колокольня (звонница), то | |||
есть башня, на которой висят колокола. Колокольный | |||
звон нужен для того, чтобы созывать верующих на | |||
молитву и возвещать их о важнейших частях службы, | |||
которая совершается в храме. | |||
Организация познавательной деятельности
1. Изучение нового материала | ||||||
Учитель организует работу детей для ответа на | Выполняют учебное задание. | |||||
вопрос: Чем храм отличается от других построек? | Разгадывают анаграмму в группах. | |||||
Давайте на некоторое время перенесёмся в храм и | - первый слог такай же, как в слове «папа»; | |||||
совершим по нему виртуальную экскурсию. Сначала | - третий слог в слове «книгопечатанье»; | |||||
мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на | - буква алфавита, которая находится между | |||||
площадке… | «П» и «С» | |||||
Учитель организует группы для разгадывания | - суффикс глаголов в форме инфинитива | |||||
анаграммы (слайд 7) | Первая наша остановка – это паперть. | |||||
Продолжение рассказа учителя (слайд 8). | ||||||
Раньше на паперти молились кающиеся грешники. | Группы учеников работают со словарём и с | |||||
Сейчас же на паперти бедные просят милостыню. | учебником: | дают определение слова | ||||
Учитель организует работу детей для ответа на | «храм», ищут слова близкие по значению: | |||||
вопрос: Что такое храм? | церковь, собор. | |||||
Работа со словарём, с учебником с. 70 (слайд 9). | Записывают в своей тетради определение | |||||
Продолжение рассказа учителя (слайды 10, 11) | слова «храм». | |||||
Можно ли представить себе современный русский | ||||||
город или крупное село без храма? С давних времён на | Рассматривают слайды презентации 10, 11. | |||||
месте поселения в первую очередь строилась церковь. | Отвечают на вопросы учителя. | |||||
В церковь на богослужение в воскресные дни и в | У священников особенная одежда – ряса. | |||||
великие церковные праздники приходят все жители | Священник носит на груди крест. | |||||
села или города. Раньше около храма наши предки | Учащиеся открывают учебники. | |||||
собирались на народные собрания. Человек всегда | Находят на странице 71 стихотворение, | |||||
надеется на лучшее и его душа находит покой только в | читают его. | |||||
Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – | На основе | прочитанного стихотворения | ||||
источникживительнойблагодати,гделюди | ученики составляют кластер «Церковные | |||||
обращаются к Богу в молитве и получают просимое. | таинства и обряды» (Слайд 12) | |||||
Ребята, давайте же зайдём внутрь церкви. | В учебнике на странице 72 учащиеся | |||||
Когда вы придете в храм вас встретит священник. | находят определение «икона». | |||||
Священник – это служитель церкви, он проводит | Записывают в своей тетради определение | |||||
службу, учит людей, вместе с ними молится Богу, | слова «икона». | |||||
помогает им. | ||||||
- Во что одет священник? | Отвечают на вопросы по прочитанному | |||||
Ряса подчеркивает их особенное служение – службу | тексту: | |||||
Богу. Главного священника в церкви называют | Кому молятся православные христиане? | |||||
настоятелем. Во время службы священник совершает | Для чего нужна икона? | |||||
каждение. В руках у священника дымящееся кадило (в | Можно ли молиться без иконы? | |||||
котором на раскаленных углях тлеет | ладан - | О ком молятся люди? | ||||
ароматическая смола с приятным запахом). | Дым от | |||||
Что такое благословение? | ||||||
3 | ||||||
кадила | возносится к небу, | наполняя воздух | ||
«благоуханным дымом ладана», выражая почтение | Подводят итог этапа урока, делают вывод о | |||
прихожанам церкви и иконам, которые покрывают | важности храма в жизни людей, об | |||
стены храма . | отношении к храмам. | |||
Учитель организует работу детей для ответа на | ||||
вопрос: Зачем люди ходят в храм? (слайд 12) | ||||
Работа со стихотворением | Н.В. Веселовской | |||
(учебник «Основы православной | культуры», А.В. | |||
Кураев, М.:«Просвещение», 2017, с.71) | ||||
Учитель организует подведение итогов этапа урока. | ||||
Вспомним задачи урока. На какие поставленные | ||||
вопросы мы дали ответ? | ||||
2. | Физ.минутка | |||
Учитель организует проведение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз под | |||
перед непосредственной работой с презентацией | руководством учителя | |||
- Продолжение работы по теме урока
Учитель организует работу детей для ответа на | Внимательно слушают учителя. | |||||
вопрос: В чем внутреннее отличие храма от других | ||||||
зданий? | Рассматривают слайды 13-16. Составляют | |||||
Рассказ учителя с опорой на презентацию. | самостоятельно словарик урока. Отвечают | |||||
Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. | на вопросы учителя. | |||||
Сейчас мы с вами пройдем дальше в здание храма. | ||||||
Православный храм делится на три части: притвор, сам | ||||||
храм, где стоят молящиеся прихожане и алтарь. | В учебнике на странице 74 учащиеся | |||||
Притвор - славянское слово, которое означает «перед | находят информацию об Иконе Божьей | |||||
дверями». Раньше в притворе стояли те, кто | Матери. | |||||
подготавливался к обряду крещения и кающиеся, | Отвечают на вопросы по прочитанному | |||||
временно отлученные от причастия. Притворы в | тексту: | |||||
монастырях часто использовались также в качестве | Богоматерь – это Бог или человек? | |||||
трапезных. В настоящее время притвор в храмах | Чем «Казанская Богоматерь» отличается от | |||||
сравнительно небольшой. Над притвором строится | «Владимирской Богоматери» и чем они | |||||
колокольня. Вторая самая большая часть – сам храм, | похожи? | |||||
место для | прихожан, | собравшихся на | церковное | Как еще называют Марию, Мать Христа? | ||
богослужение. | В центре стоит аналой | с иконой | ||||
Как называется молитва к Матери Христа? | ||||||
праздника. Средняя часть храма, по другому она | ||||||
называется | «корабль», | ассоциируется с | земным | Отвечают на вопросы учителя с опорой на | ||
пространством, | где находится вселенская | Христова | ||||
слайд 18 и на текст учебника. | ||||||
Церковь (молящиеся). Аналой это небольшой высокий | ||||||
четырёхугольный столик с покатым верхом, на | ||||||
который священник кладёт икону, крест или Евангелие | ||||||
во время службы. А впереди вы видите стену. | ||||||
Что находится на стене? Эта стена из икон называется | ||||||
иконостас. В центре иконостаса - двери. Они | ||||||
называются Царские врата (ворота). Через них через | ||||||
них проходят только священнослужители. За | ||||||
иконостасом находится алтарь, главнейшая часть | ||||||
храма. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм | ||||||
— землю. Алтарь – это святое место, туда запрещается входить без благословения священника.
Около Царских ворот расположены иконы Иисуса Христа (всегда справа) и икона Божьей Матери (всегда слева).
Организация работы детей по репродукции картины.
4
Учитель демонстрирует детям репродукцию Карла Генриха Блоха «Рождество», в центре которой изображена Мария с новорождённым Иисусом.
Учитель организует работу детей с учебником.
Учитель организует подведение итогов этапа урока. Вспомним задачи урока. На какие поставленные вопросы мы дали ответ?
- Динамическая пауза
Организует проведение динамической паузы для коррекции осанки младших школьников.
- Первичное закрепление пройденного материала Учитель организует работу учащихся в парах.
Учитель раздает парам индивидуальные листы для заполнения. (Приложение 3)
- Продолжение работы по теме урока Организует работу детей для ответа на вопрос: Как вести себя в храме?
Итак, мы с вами уже узнали, зачем люди ходят в церковь: чтобы получить благословение, покаяться в грехах, помолиться, поминуть живых и умерших людей. В храме, как и в других местах, есть правила поведения, которые называются церковный этикет.
Как вы думаете, а почему необходима эта система правил?
Организация работы детей с дополнительным источником информации.
Учитель знакомит детей с сайтом (http://tozk.prihod.ru - Православный Приход храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня), на котором дети знакомятся с правилами нахождения в церкви. Статья сайта предоставляется для рассмотрения детям. На основании данного текста детям в парах необходимо составить краткую памятку о правилах поведении в храме.
- Подходя к храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением.
- Входи в храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей.
- Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в короткой юбке. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор. Мобильные телефоны необходимо выключить.
Выполняют задания динамической паузы для коррекции осанки под руководством учителя
Делятся на пары и выполняют задание.
Располагают на листах слова: паперть,
притвор, средняя часть храма, аналой,
иконостас, Царские врата, алтарь
Делают вывод об отличии храма от других
построек, через внутреннее устройство
храма.
Вспоминают уже известные им правила поведения в общественных местах, транспорте, в школьных помещениях, в театре.
Делают вывод, что правила нужны для того, чтобы направлять человека, учить его уступать, понимать.
Дети знакомятся с выданным материалом, задают вопросы по нему. Составляют
самостоятельно памятку «Правила поведения в православном храме».
Представляют результат своей деятельности (слайд 19 -21)
После обсуждения отвечают вопросы по прочитанному:
- чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как рекомендовано выглядеть девочкам, приходящим на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы себя ведём во время службы?
5
- Приходи в храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.
- По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
- В святом храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.
- Стоя в храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме.
- Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом.
Рефлексия деятельности
- Подведение итогов урока
Организовывает работу детей по сопоставлению поставленных на уроке задач и уровнем достижений на уроке (прослушивание аудиозаписи «Колокольный звон»)
Составление синквейна «ХРАМ». Составляют синквейн.
О чем говорили сегодня на уроке?
Какие вопросы ставили? На все ли вопросы ответили? Отвечают на вопросы учителя Что такое храм? Каков его наружный вид? Как храм разделяется внутри? Что такое иконостас? Где находятся царские врата? Как нужно вести себя в храме?
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
2. Рефлексия учебной деятельности | |||
Ребята! На доске вы видите изображение колокольни. | Оценивают результаты своей деятельности | ||
Если урок вам понравился, вы узнали много нового | (Приложение 4) | ||
материала, то повесьте на звонницу золотые колокола. | |||
- если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте серые колокола.
- Запись домашнего задания
∙ | Записывают домашнее задание. | |||
Расскажите родителям о том, что вы сегодня | ||||
узнали на уроке, в этом Вам поможет текст учебника | Более слабые ученики выполняют только 1 | |||
(с. 70 – 75) | ||||
∙ | Нарисуйте Храм Санкт-Петербурга | и 2 задание, более сильные учащиеся – 1, 2 | ||
- Самостоятельно или с помощью родителей и 3. приготовьте сообщение об этом храме по плану:
1. название храма, 2. дата постройки храма, 3. место расположения храма, 4. имя настоятеля храма
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Православный храм
Урок по ОПК (4 класс)...
Презентация "Храм Христа Спасителя"
Презентация об истории храма....

«Православный храм» (правила поведения в храме)
Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"
Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....








