Россия - моя Родина
проект по орксэ (4 класс)

Тищенко Анастасия Вячеславовна

Урок по предмету ОРКСЭ для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tishchenko_orkse.docx40.07 КБ
Файл tishchenko_orkse.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ

«Россия – наша Родина»

СОСТОВИТЕЛЬ

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тишенко Анастасия Вячеславовна

Пояснительная записка

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Класс 4

Цель: формирование чувства любви и гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. Формирование новых знаний о России.
  2. Эмоционально положительное восприятие своей этнической принадлежности.

Предметные:

  • формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;
  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;
  • расширение знаний о символах и выдающихся людях России.

Личностные:

  • привитие доброжелательного отношения к окружающим;
  • формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.

Метапредметные:

  • формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Средства обучения:

  • мультимедийный проектор; компьютер
  • флаг, герб,
  • физическая карта России
  • репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи
  • листы с заданиями для групп
  • аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы
  • презентация.

Ожидаемые результаты:

  • расширение представления о  Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;
  • ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»
  • формирование образа «Родина» и «малая Родина».
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России
  •  продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)
  • если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

Читают содержание учебника. Вспоминают, что уже знакомо.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, общаются с учителем и друг с другом. Проявляют эмоциональную отзывчивость. Эмоциональный настрой на плодотворную работу.

Подготовка рабочего места. Умение организовать и контролировать себя. Готовность к занятию.

Мотивационный

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

Анализ звукового материала

Умение внимательно слушать

Постановки цели урока

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

Мы узнаете:

- чем и кем богато наше Отечество;

- что такое традиции и для чего они существуют.

Отвечают на вопросы. Делают выводы о прослушанной песни. Дети формулируют цель урока. Составляют план работы.

Умение говорить красиво, грамотно, правильно интонировать.

Умение работать фронтально.

Изучения нового материала

Родина, Отечество, матушка

-Как называется наша Родина?

Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.

Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

-Почему Родину называют Отечеством?

-Почему Матушкой?

Работа с пословицами. Приложение 1

РАБОТА В ПАРАХ

-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?

-Какие города вам известны?

-Назовите столицу России, покажите её на карте?

-Кто является главой нашего государства?

-Какие символы государства тебе известны?

-Как выглядит Российский флаг?  (собрать из  полосок флаг) Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Работа над государственными символами: флаг, герб, столица.

Отвечают на вопросы учителя. Обсуждение правильности ответов.

 Логичность при составлении пословиц, законченность мысли.

Вырезание полосок флага. Правильность в последовательности цветов.

Умение сотрудничества. Взаимодействие со сверстниками. Преодоление страха выступления перед аудиторией.

Работа в парах и индивидуально.

Проверка работы у соседа.

Умение контролировать при ответе на вопрос. Анализ ответа одноклассника.

Соблюдение правил при организации совместной деятельности.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Физминутка

Нет на свете Родины красивей – (шаг на месте)

Боевой страны богатырей. (изображение силы)

Вот она, по имени Россия, (разводят руки)

От морей простерлась широко. (шагают и разводят руки)

Участвуют в физкультминутке, выполняют упражнения

Изучение нового материла

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Какой вывод мы можем сделать? Рассия – это…

Россия – многонациональное государство.

Здесь проживают разные народы.

Какие народы вы знаете?

                По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.

В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.

-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

-Все ли из перечисленных людей русские?  

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Приложение 3

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

-Что  нас  объединяет? Групповая  работа.

Приложение 4

Притча об единстве приложение 6

Все вышесказанное подтверждается гимном. Класс, под гимн Российской Федерации встать смирно!

Обсуждение проблемного вопроса.

Работа в парах

 

Культурное общение с одноклассниками, умение продемонстрировать свой ответ. Общение и работа в группе.

Умение говорить красиво, грамотно, правильно интонировать.

Рефлексия

Самостоятельно заполнить пропуски (в форме синквейна) по теме: урок был для меня: Например: трудный, познавательный Прыгать, думать, играть Мне понравился урок Среда обитания (Приложение 5)

Написание синквейна. Систематизация знаний.   Умение строить письменную речь.  

Сосредоточение мысли на выполнение деятельности. Оценивание своей деятельности.

Домашняя работа

1. Сочинить небольшую сказку, о Родине.

 2. Составить кроссворд из 10 слов, которые связаны с Россией.

Приложение 1

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,    

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

Приложение 2

Приложение 3

Найдите главную мысль текста

      «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди».

Приложение 4

Что нас объединяет?

(подчеркни)

История,  наука,  погода,  язык,  земля, традиции, современная музыка,  законы.

Приложение 5

Написать синквейн - урок был для меня: Как назовёшь урок (существительное) ________________________________________ ___________________________

Два прилагательных (какой урок?) ______________________________________

Три глагола (действие на уроке)_________________________________________

Твое отношение (фраза)________________________________________________

Твоя ассоциация с уроком (одно слово)___________________________________

Оставь рисунок, который отражает твое настроение после урока

Приложение 6

ПРИТЧА «СИЛА В ЕДИНСТВЕ»

Старый мудрый отец учил своих повзрослевших сыновей жить дружно. Для наглядности урока он дал им веник и велел переломить. Дети долго пытались сломать веник, но не смогли. Тогда отец развязал веник и раздал сыновьям по прутику. Они легко переломили отдельные прутья.
— Вы — как эти прутья, — сказал отец. — Пока будете жить в единстве и дружбе между собою, вас никто не сломит, а если будете ссориться, то по одному и погибнете.
Для труда нам тоже нужна сила, и эта сила — в единстве.

Сила в единстве семьи, единстве народа, единстве государства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект к уроку ОРКиСЭ «Наша Родина – Россия» СОСТОВИТЕЛЬ Учитель начальных классов I квалификационной категории Тишенко Анастасия Вячеславовна

Слайд 2

С. 3 «Содержание»

Слайд 7

Нет ничего на свете краше, чем родина наша . Родимая сторона — мать, а чужая — ма­чеха . Всякому мила своя сторона . Чужбина — калина, Родина — малина . На чужбине родная землица во сне снится . Береги землю родимую как мать любимую.

Слайд 12

Нет на свете Родины красивей – (шаг на месте) Боевой страны богатырей. (изображение силы) Вот она, по имени Россия, (разводят руки) От морей простерлась широко. (шагают и разводят руки)

Слайд 15

Найдите главную мысль текста «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди».

Слайд 16

Россия – многонациональная страна

Слайд 17

Что нас объединяет? (подчеркни) История , наука, погода, язык, земля, традиции, современная музыка, законы.

Слайд 18

Что нас объединяет? (подчеркни) История , наука , погода, язык, земля, традиции , современная музыка, законы .

Слайд 22

Написать синквейн - урок был для меня : Как назовёшь урок (существительное) ________________________________________ ___________________________ Два прилагательных (какой урок?) ______________________________________ Три глагола (действие на уроке)_________________________________________ Твое отношение (фраза)________________________________________________ Твоя ассоциация с уроком (одно слово)___________________________________ Оставь рисунок, который отражает твое настроение после урока 

Слайд 23

Домашнее задание 1. Сочинить небольшую сказку, о Родине. 2. Составить кроссворд из 10 слов, которые связаны с Россией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

презентация по окружающему миру "урок России" 1 класс "Россия - наша Родина"

презентация для урока по окружющему миру 1 класс. Хорошо подходит для национальных школ Республики Саха. Здесь дети узнают много нового про народы России, национальные костюмы разных народов многонаци...