Технологическая карта по предмету ОРКСЭ учебный модуль «Основы светской этики» Тема урока «Моральный долг»
план-конспект урока по орксэ
Технологическая карта по предмету ОРКСЭ
учебный модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Моральный долг»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по предмету ОРКСЭ
учебный модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Моральный долг»
Новолодская Виктория Анатольевна
учитель начальных классов
РЖД Лицей №10 г. Улан-Удэ
1. Общая часть | |||||||||||||||
Предмет ОРКСЭ. | Основы светской этики | Класс 4 | |||||||||||||
Тема урока | Моральный долг (11урок) | ||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||||||
Учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений, осуществлять поиск и обработку информации. | П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации). Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К. Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь | Познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни. | |||||||||||||
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. | ||||||||||||||
Задачи | Обучающие
расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни; Развивающие
Воспитательные
| ||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Усвоение понятий: моральный долг, долг, моральные обязанности, моральные нормы, нормы поведения, права людей, бескорыстная помощь, благодарность. | ||||||||||||||
Тип урока: | урок изучения нового материала. | ||||||||||||||
Методы | Репродуктивный, эвристический, проблемный, наглядный. | ||||||||||||||
Формы деятельности | Фронтальная работа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | ||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, интерактивная доска, презентации, ноутбуки, интернет. | ||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Учебник. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики – 4,5» А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс./ В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева.
Минков – Ю. Энтин «Дорога добра» Притча «Всё оставляет свой след» Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского В. М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» А. Барто «Любочка», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Толстой «Два товарища», «Старый дед и внучек» Пословицы и поговорки | ||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||
Этап 1. Мотивация.Самоопределение к деятельности. | |||||||||||||||
Задачи | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||
Учитель | Ученики | ||||||||||||||
Создать положительный эмоциональный фон, способствовать психологическому настрою учащихся на урок. | Приветствие. Добрый день дорогие ребята! Сейчас на улице так мрачно и скучно, очень хочется, чтобы появилось яркое солнышко. Что мы чувствуем, когда светит солнце? (свет и тепло). Посмотрите, как улыбается вам наше солнышко (картинка на доске), оно радуется и надеется, что на уроке вы сможете показать, как мы легко можем справиться с любыми трудностями. Аудиозапись песни «Дорога добра» Прозвучала песня М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра». О чем она? - Что вы можете сказать, прослушав эти строки? -Свяжите свой ответ с темой прошлого урока. Учебник «Основы светской этики» -С какими понятиями мы познакомились? - А что для вас свобода? | Организуют рабочее место. Участвуют в фронтальной беседе. Приводят примеры из собственной жизни. Прослушивание отрывка песни, дискуссия по прослушанному. -Каждый может выбирать свой путь -нелегко выбрать правильный путь; -что бы ни делали, мы должны отвечать за свои поступки; -думать прежде, чем что-то делать, чем всё может закончиться. Работа с учебником. Дети определяют значения слов «долг», «мораль». | Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать. Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций. | ||||||||||||
Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | |||||||||||||||
Задачи | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||
Активизировать познавательную деятельность учащихся. | Учитель | Ученики | Регулятивные: дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: чётко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога | ||||||||||||
Учебник «Основы светской этики» Мы с вами тоже отправимся по дороге знаний, где нас будет сопровождать солнышко, оно нас будет согревать и освещать путь. И мне очень хочется, чтобы его настроение передалось вам. Хочу прочитать стихотворение Сергея Острового. В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожжённою солнце достать И подарить его людям. Что вы можете сказать, прослушав эти строки? Как думаете , какой путь эффективнее? Почему? (Человек живёт в обществе, среди людей и поэтому должен считаться с другими людьми и их мнением). Но в то же время на прошлом уроке мы говорили, что человек свободный. Мне бы хотелось, чтобы вы уточнили это понятие. | Слушают стихотворение. Ответы учащихся. 2 пути: 1) для себя; 2) для общества, т.е. для людей Проверка д/з. Кластер слова СВОБОДА Работа с кластером. Называют и дополняют. Вывод: так что же такое свобода? Свобода – это обязанность, ответственность | ||||||||||||||
Этап 3. Практикум. Выявление места и причины затруднений. | |||||||||||||||
Задачи | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||
Подготовить учащихся к актуализации знаний, выявить уровень первоначальных представлений учащихся по теме урока. | Учитель | Ученики | Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способны к саморегуляции. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества | ||||||||||||
Презентация. Карточки с заданием. На уроках мы часто встречаемся с чертами характера человека и качествами. Задание на листе. Отгадай ключевое слово. Я предлагаю вам выполнить задание. Работать будем в парах дружно, спокойно обсуждая варианты ответов. Прочитайте задание. Всем ли понятно, что надо сделать? Кто может сказать план ваших действий? Ключевое слово кроссворда долг, составленное из 4 слов. Кто справился с заданием? Назовите слово. ДОЛГ | Работа в парах. Отгадай ключевое слово! Отгадай слова и запиши их на строчках. Выпиши первые буквы каждого слова и прочитай по вертикали ключевое слово. 1. Качество, противоположное злу. 2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения. 3. Глубокое эмоциональное сильное сердечное чувство. 4. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 1. доброта 2. ответственность 3. любовь 4. героизм | ||||||||||||||
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Этап 5. Реализация построенного проекта. | |||||||||||||||
Задачи | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||||||||||
Совершенствовать навык самостоятельной работы. | Учитель | Ученики | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | ||||||||||||
Учебник «Основы светской этики» Работа с учебником стр. 26 - 27 Моральный долг – осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральные нормы – носят обязательный характер, определяют поведение людей в разных ситуациях. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. - По отношению к кому или к чему мы выполняем свой долг? Г. Гегель определяет 4 вида обязанностей человека: 1. обязанности перед самим собой; 2. перед семьёй; 3. перед государством; 4. перед другими людьми вообще. - Прочитайте 2 абзац учебника, о какой обязанности говорится? (перед самим собой) Притча «Всё оставляет свой след» Предлагаю посмотреть притчу «Всё оставляет свой след». - Какие впечатления? О каком виде обязанностей говорится? Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского - О какой обязанности говорится в следующем абзаце? (Отказался благословить Иоанна Грозного, уличив его в жестокости, был зверски задушен по приказу царя; 22 января Русская церковь вспоминает мученический подвиг Святителя Филиппа) - О какой обязанности говорится в 3 абзаце на с. 27? - Что значит бескорыстная? - В каком произведении Аркадия Гайдара рассказывается эта обязанность? -Чем занималась его команда? -Зачем они это делали? -Ждали ли они благодарности за свои поступки? -А вы хотели бы поступать так же как тимуровцы? Давайте ещё раз перечислим моральные обязанности, которые мы рассмотрели на уроке Долг – говорить правду. 3 абзац – уважать других людей и считаться с их мнением. С. 27 Дочитайте до конца. - бескорыстная помощь другим людям. Что это значит? Давайте систематизируем. О каких видах морального долга узнали? Долг бывает разный: родительский, патриотический, профессиональный, сыновний. - Патриотический долг связан с защитой своего Отечества. Испокон веку воины защищали свою родную землю от нашествия врагов. Репродукции картин В. М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» -Знакомство с иллюстрациями: В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» - Что вы видите на картине? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? Видеоролик песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времён» - Какие мысли и переживания возникли у вас от просмотренного? Работа в группах с текстами. 1 группа: А. Барто «Любочка» 2 группа: Л. Толстой «Два товарища» 3 группа: ищет информацию в Интернете о волонтёрах (ноутбуки) 4 группа: Л. Толстой «Старый дед и внучек» | Читают текст в учебнике. Просмотр притчи. Отвечают на вопросы - Перед другими людьми и перед самим собой. - Уважать других людей и их права Рассматривают икону Святителя Филиппа, митрополита Московского. Заслушивают рассказ о подвиге Святителя. - Бескорыстная помощь другим людям. - Великодушная, безвозмездная. - «Тимур и его команда» - Помогали людям. - Совершают хорошие поступки на благо общества. - Нет. - Да, я хочется приносить пользу обществу и совершать хорошие, добрые поступки. Чтение с . 27 Задание 3. Анализируют результат своей работы, соотносят результат с заданием, осуществляют самооценку. Рассматривают репродукции картин, участвуют в беседе. Просмотр видеоролика, участие в обсуждении. Работают в группах. Читают и обсуждают тексты, ищут информацию о волонтёрах в Интернете. | ||||||||||||||
Этап 6. Проверка полученных результатов. | |||||||||||||||
Задачи | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||||||||||
Проверить и скорректировать полученные знания. | Учитель | Ученики | Коммуникативные: выражают свои мысли, строят речевое высказывание. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. - принятие и сохранение учебной задачи, Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы. - структурирование знаний, Личностные: имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому на уроке. | ||||||||||||
Презентация Назовите, одним словом вид долга: 1. Моральный долг – забота о детях (родительский). 2. Долг, который выражается в защите своей Родины (патриотический). 3. Долг, который связан с выполнением обязанностей по работе (профессиональный). 4. Помощь другим людям, забота о них без личной выгоды (бескорыстие). Блиц-опрос: 1. Долг это осознанные действия человека? (ДА) 2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) 3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА) 4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ) 5. Моральные нормы или обязанности - это общепринятые в обществе правила? (ДА) 6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА) 7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права, имеет человек? (ДА) 8. Завидовать, обзываться, пинаться - это норма? (НЕТ) 9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА) 10. Уметь благодарить - это норма? (ДА) 11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА) 12. Дети должны помогать родителям? (ДА) Приведите примеры из художественных произведений и из нашей жизни. ( Наводнение, землетрясение, Донбасс…..) Концерты, звонки по телефону, сбор предметов и вещей, школьных принадлежностей..) На 5 канале по четвергам проводится передача благотворительного фонда по сбору денег больным детям. На груди у ведущих значки - цветик-семицветик. Почему такой значок? В каких произведениях встречали благотворительность или оказание помощь. «Цветик-семицветик» , «Старый дед и внучек». «Тимур и его команда». Секрет прост: только помогая другим, сострадая другим человек может обрести настоящий смысл жизни, прожить ее не зря. В противном случае он будет замкнут на своих проблемах. | Участвуют в блиц -опросе. Учащиеся рассказывают о мероприятиях , проводимых благотворительными фондами или простыми гражданами тем, кто в этом нуждается. Какое участие в этих мероприятиях принимает их семья? | ||||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||
Задачи | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||||||||||
Учитель | Ученики | ||||||||||||||
Освоить начальные формы рефлексии, осознать важность полученных знаний. | Презентация Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам - Что запомнилось из урока? - Над чем хочется задуматься? Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам: 1.Сегодня я узнал (а)….. 2.Я понял(а)……. 3.Я почувствовал(а)….. 4.Я научился (лась)….. 5.Я смог(смогла)…… 6.Было интересно….. 7.Меня удивило….. 8.Мне захотелось… 9.Урок дал моей жизни….. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит Что годы живёшь ты не зря. - Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, и я надеюсь, что вы осознанно и добровольно будете выполнять свой моральный долг и моральные обязанности. | Рефлексия. | Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: подводят итог работы. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Личностные: осознают важность полученных знаний. | ||||||||||||
Домашнее задание | Составьте синквейн на тему "Моральный долг". | ||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Урок по данной теме занимает важное место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро и «Зло»....
