Технологическая карта по предмету ОРКСЭ учебный модуль «Основы светской этики» Тема урока «Моральный долг»
план-конспект урока по орксэ

Новолодская Виктория Анатольевна

Технологическая карта  по предмету ОРКСЭ

учебный модуль  «Основы светской этики»

Тема урока «Моральный долг» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  по предмету ОРКСЭ

учебный модуль  «Основы светской этики»

Тема урока «Моральный долг»

Новолодская Виктория Анатольевна

учитель начальных классов

РЖД Лицей №10 г. Улан-Удэ

1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ.

Основы светской этики

Класс 4

Тема урока

Моральный долг   (11урок)

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

способствовать проявлению самостоятельности суждений,

осуществлять поиск и обработку информации.

П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации).

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К. Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь

Познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности;  осознание ценности человеческой жизни.

Цель урока

Создание условий для формирования у  учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Задачи

  Обучающие 

  • раскрыть значение понятия «моральный долг»;

расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни;

Развивающие

  • развивать стремление осознавать необходимость исполнения человеком моральных норм;
  • создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;
  • развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитательные

  • воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностях  во взаимоотношениях с людьми, ценностное отношение  к людям.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Усвоение понятий:  моральный долг, долг, моральные обязанности, моральные нормы, нормы поведения, права людей, бескорыстная помощь, благодарность. 

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Методы

Репродуктивный, эвристический, проблемный, наглядный.

Формы деятельности

Фронтальная работа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Компьютер, интерактивная доска, презентации, ноутбуки, интернет.

Ресурсы

(информационные,

литературные, музыка,

искусство), используемые

на уроке

  • Основные

Учебник. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики – 4,5»

А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение.

Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс./ В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева.

  • Дополнительные

 Минков – Ю. Энтин «Дорога добра»

Притча «Всё оставляет свой след»

Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского

В. М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

А. Барто «Любочка», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Толстой «Два товарища»,

«Старый дед и внучек»

Пословицы и поговорки

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивация.Самоопределение к деятельности.

Задачи

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Учитель

Ученики

Создать положительный эмоциональный фон, способствовать психологическому настрою учащихся на  урок.

Приветствие.

Добрый день дорогие ребята! Сейчас на улице  так мрачно и скучно, очень хочется,  чтобы  появилось яркое солнышко. Что мы чувствуем, когда светит солнце? (свет и тепло).

  Посмотрите, как улыбается вам  наше солнышко (картинка на доске), оно радуется и надеется, что на уроке вы сможете показать, как мы легко можем справиться с любыми трудностями.

Аудиозапись песни «Дорога добра»

Прозвучала песня М. Минкова и

Ю. Энтина «Дорога добра». О чем она?        

- Что вы можете сказать, прослушав эти строки?

-Свяжите свой ответ с темой прошлого урока.

Учебник «Основы светской этики»

-С какими понятиями мы познакомились?

- А что для вас свобода?

Организуют рабочее место.

Участвуют в фронтальной беседе.

Приводят примеры из собственной жизни.

Прослушивание отрывка песни, дискуссия по прослушанному.

-Каждый может выбирать свой путь

-нелегко выбрать правильный путь;

-что бы ни делали, мы должны отвечать за свои поступки;

-думать прежде, чем что-то делать, чем всё может закончиться.

Работа с учебником.

Дети  определяют значения слов «долг», «мораль».

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать.

Познавательные: выполнение

логических операций, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций.

Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное  действие.

Задачи

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Активизировать познавательную деятельность учащихся.     

Учитель

Ученики

Регулятивные: 

дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью.

Познавательные: 

выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные: 

чётко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога

Учебник «Основы светской этики»

Мы с вами тоже отправимся по дороге знаний, где нас будет сопровождать солнышко,  оно нас будет согревать и освещать путь. И мне очень хочется, чтобы его настроение передалось вам.

Хочу прочитать  стихотворение Сергея Острового.

 В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

Что вы можете сказать, прослушав эти строки?

Как думаете , какой путь эффективнее? Почему?

(Человек живёт в обществе, среди людей и поэтому должен считаться с другими людьми и их мнением).

Но в то же время на прошлом уроке мы говорили, что человек свободный. Мне бы хотелось, чтобы вы уточнили это понятие.

Слушают стихотворение.

Ответы учащихся.

2 пути:

1) для себя;        

2) для общества, т.е. для людей

Проверка д/з.

Кластер слова СВОБОДА

Работа с кластером. Называют и дополняют.  

Вывод: так что же такое свобода?

Свобода – это обязанность, ответственность

Этап 3.   Практикум.

                                                                 Выявление места и причины затруднений.

Задачи

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Подготовить учащихся к актуализации знаний, выявить уровень первоначальных представлений учащихся по теме урока.

Учитель

Ученики

Коммуникативные: 

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные:

 контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способны к саморегуляции.

Личностные:

принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества

Презентация.

Карточки с заданием.

На уроках мы часто встречаемся с чертами характера человека и качествами.

  Задание на листе.   Отгадай ключевое слово.  Я предлагаю вам выполнить задание.

  Работать будем в парах дружно, спокойно обсуждая варианты ответов.

Прочитайте задание. Всем ли понятно, что надо сделать?

Кто может сказать план ваших действий?      

Ключевое слово кроссворда долг, составленное из 4 слов.

Кто справился с заданием? Назовите слово.    

                       ДОЛГ    

Работа в парах.

Отгадай  ключевое слово!

Отгадай слова и запиши их на строчках. Выпиши первые буквы каждого слова и прочитай по вертикали ключевое слово.

  1. Качество, противоположное злу.

  2. Качество, необходимое для    выполнения любого поручения.

  3. Глубокое эмоциональное сильное сердечное чувство.

  4. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

  1. доброта

2. ответственность

3. любовь

4. героизм

Этап 4.  Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Учитель

Ученики

Выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, овладевать навыком работы с компьютером, самостоятельно

Презентация.

Знакомо ли вам это слово?

Попробуйте объяснить его значение?

О каком долге пойдёт речь на нашем уроке?

Моральном долге.

 Назовите тему урока.    

А какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? С чем должны познакомиться?

Как думаете, с какими понятиями встретимся на уроке?                          

Где можно прочитать точное толкование слов? ( в словаре, учебнике).

Слушают учителя.

Называют тему урока.

Постановка цели и задач урока.

Называют понятия , которые объясняют тему урока.

Моральный долг.

Моральные нормы.

Регулятивные: 

дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью.

Познавательные:

 выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные:

чётко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога.

Личностные: 

овладевают навыками работы с компьютером;

работают самостоятельно.

Этап 5. Реализация  построенного проекта.

Задачи

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

Совершенствовать навык самостоятельной работы.

Учитель

Ученики

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:  -развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование  мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

Учебник «Основы светской этики»

Работа с учебником стр. 26 - 27

Моральный долг – осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Моральные нормы – носят обязательный характер, определяют поведение людей в разных ситуациях.

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.

- По отношению к кому или к чему мы выполняем свой долг?

Г. Гегель определяет 4 вида обязанностей человека:

1. обязанности перед самим собой;

2. перед семьёй;

3. перед государством;

4. перед другими людьми вообще.

- Прочитайте 2 абзац учебника, о какой обязанности говорится? (перед самим собой)

Притча «Всё оставляет свой след»

Предлагаю посмотреть притчу «Всё оставляет свой след».

- Какие впечатления? О каком виде обязанностей говорится?

Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского

- О какой обязанности говорится в следующем абзаце?

 (Отказался благословить Иоанна Грозного, уличив его в жестокости, был зверски

задушен по приказу царя; 22 января Русская церковь вспоминает мученический подвиг Святителя

Филиппа)

- О какой обязанности говорится в 3 абзаце на с. 27?

- Что значит бескорыстная?

- В каком произведении Аркадия Гайдара рассказывается эта обязанность?

-Чем занималась его команда?

-Зачем они это делали?

-Ждали ли они благодарности за свои поступки?

-А вы хотели бы поступать так же как тимуровцы?

Давайте ещё раз перечислим моральные обязанности, которые мы рассмотрели на уроке

Долг – говорить правду.

3 абзац – уважать других людей и считаться с их мнением.

С. 27 Дочитайте до конца.

  - бескорыстная помощь другим людям. Что это значит?

Давайте систематизируем. О каких видах морального долга узнали?  

Долг бывает разный: родительский, патриотический, профессиональный, сыновний.

- Патриотический долг связан с защитой своего Отечества. Испокон веку воины защищали свою

родную землю от нашествия врагов.

Репродукции картин

В. М. Васнецов «Богатыри»,

В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

-Знакомство с иллюстрациями: В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через

Альпы»

- Что вы видите на картине?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

Видеоролик песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времён»

- Какие мысли и переживания возникли у вас от просмотренного?

Работа в группах с текстами.

1 группа: А. Барто «Любочка»

2 группа: Л. Толстой «Два товарища»

3 группа: ищет информацию в Интернете о волонтёрах (ноутбуки)

4 группа: Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Читают текст в учебнике.

Просмотр притчи.

Отвечают на вопросы

- Перед другими людьми и перед самим собой.

- Уважать других людей и их права

Рассматривают икону Святителя Филиппа, митрополита Московского. Заслушивают рассказ о подвиге Святителя.

- Бескорыстная помощь другим людям.

- Великодушная, безвозмездная.

- «Тимур и его команда»

- Помогали людям.

- Совершают хорошие поступки на благо  общества.

- Нет.

- Да, я хочется приносить пользу обществу и совершать хорошие, добрые поступки.

Чтение с . 27

Задание 3.

Анализируют   результат своей работы, соотносят результат с заданием, осуществляют самооценку.

Рассматривают репродукции картин, участвуют в беседе.

Просмотр видеоролика, участие в обсуждении.

Работают в группах.

Читают и обсуждают тексты, ищут информацию о волонтёрах в Интернете.

Этап 6. Проверка полученных результатов.

Задачи

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

Проверить и скорректировать полученные знания.

Учитель

Ученики

Коммуникативные: 

выражают свои мысли, строят речевое высказывание.

Регулятивные: 

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

 выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Личностные: 

имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому на уроке.

Презентация

Назовите, одним словом вид долга:

1. Моральный долг – забота о детях (родительский).

2. Долг, который выражается в защите своей Родины (патриотический).

3. Долг, который связан с выполнением обязанностей по работе (профессиональный).

4. Помощь другим людям, забота о них без личной выгоды (бескорыстие).

Блиц-опрос:

1. Долг это осознанные действия человека? (ДА)

2. Моральный долг связан со свободой? (ДА)

3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

5. Моральные нормы или обязанности - это общепринятые в обществе правила? (ДА)

6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права, имеет человек? (ДА)

8. Завидовать, обзываться, пинаться - это норма? (НЕТ)

9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)

10. Уметь благодарить - это норма? (ДА)

11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

12. Дети должны помогать родителям? (ДА)

Приведите примеры из художественных произведений и из нашей жизни.

( Наводнение, землетрясение, Донбасс…..) Концерты, звонки по телефону, сбор предметов и вещей,  школьных принадлежностей..)

 На 5 канале по четвергам проводится передача благотворительного фонда по сбору денег больным детям. На груди у ведущих значки  - цветик-семицветик. Почему такой значок?

В каких произведениях встречали благотворительность или  оказание помощь.

«Цветик-семицветик» ,  «Старый дед и внучек». «Тимур и его команда».

Секрет прост: только помогая другим, сострадая другим человек может обрести настоящий смысл жизни, прожить ее не зря. В противном случае он будет замкнут на своих проблемах.

Участвуют в блиц -опросе.

Учащиеся рассказывают о мероприятиях , проводимых  благотворительными фондами или простыми гражданами тем, кто в этом нуждается.

Какое участие в этих мероприятиях принимает их семья?

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Задачи

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

Учитель

Ученики

Освоить начальные формы рефлексии, осознать важность полученных знаний.

Презентация

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1.Сегодня я узнал (а)…..

2.Я понял(а)…….

3.Я почувствовал(а)…..

4.Я научился (лась)…..

5.Я смог(смогла)……

6.Было интересно…..

7.Меня удивило…..

8.Мне захотелось…

9.Урок дал моей жизни…..

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

Что годы живёшь ты не зря.

- Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, и я надеюсь, что вы осознанно и добровольно будете выполнять свой моральный долг и моральные обязанности.

Рефлексия.

Коммуникативные: 

полно и грамотно

выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

 подводят итог работы.

Познавательные:

 осваивают начальные формы рефлексии.

Личностные:

осознают важность полученных знаний.

Домашнее задание

Составьте синквейн на тему "Моральный долг".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Урок по данной теме занимает важное место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро и «Зло»....