Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Александрова Наталия Викторовна

Технологическая карта урока "Культура и мораль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse_kultura_i_moral.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс»

Тема урока: «Культура и мораль»     Урок № 3.

,Цель урока: Создание условий для формирования нравственных ценностей, первичных представлений  о взаимосвязи  и взаимовлиянии культуры и морали.

Задачи урока:

- ознакомить обучающихся с понятием культура;

- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);

- ознакомить обучающихся с понятием мораль;

- научить  различать культурные и моральные ценности.

- развивать навыки анализа и самоанализа

-  развивать  потребность совершать хорошие поступки, предотвращать плохие.

Ожидаемые результаты урока:

Обучающиеся узнают:

- что такое культура;

- что такое мораль;

- что такое моральные нормы.

- разницу между духовной и материальной культурой

- о культурных ценностях разных народов

Обучающиеся научатся:

- различать культурные и моральные ценности;

- объяснять, почему возникла мораль

- формулировать вопросы по изученному материалу.

Обучающиеся освоят:

-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Основные термины и понятия: мораль, культура, моральные нормы

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, нагл. пособия «первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, современный мир», карточки: материальная и духовная культура», тест, мультимедийный проектор, компьютер, презентация,

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  УУД

1.Организация деятельности учащихся.

Актуализация знаний

1. Создание хорошего настроения

на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

2. Проверка домашнего задания

-Чтение отрывков из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

-О каком понятии идёт речь в данном  стихотворении?

-Что такое этика?

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

- Этика

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель

деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

2. Введение в тему урока.

- Сегодня мы поговорим с вами о таких важных понятиях, науки Этики как КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ.

Слайд  1

- Какие задачи поставим на уроке?

- Предлагаю работу на уроке выполнять по плану:

1. Что обозначает слово «культура»

2. Виды культуры

3. Что такое мораль, как она возникла

- Согласны? Может, кто-то желает дополнить план?

Запись в тетрадь темы урока.

Узнать: что такое культура, мораль.

3. Учебно-познавательная деятельность.

- Итак, начнем.

 Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в повседневной жизни?

 - Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Давайте обратимся к источникам.

Работа в группах

1 группа - работа с учебником. Стр.8

2 группа – работа со словарем Ожегова

3 группа – работа со словарем Даля

- Что общего во всех определениях?

-Обобщение учителем    Слайд № 2

Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.

- Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры». 

Слайды № 3,4,5,6

Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.

- Рассмотрите иллюстрации на развороте. Элементы каких национальных культур на них представлены?

- Итак, мы выяснили, что такое культура.

- Над каким вопросом будем работать дальше?

Слайд №7

Культура включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура делится на материальную культуру, включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

- Задание для групп.

У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы выполняете задание, звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА

- Проверка выполнения – соотнести свою работу с образцом на слайде.     Слайд 8

 - На какие два вида делится культура? 

- Обратимся к плану урока. Какой пункт мы еще не выполнили?

Работа с учебником.

- Найдите в учебнике: на какие виды делиться духовная культура.

- Духовная культура делится на:

- политическую - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве;

- правовую - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения;

- Особый вид духовной культуры Мораль.

 - Вы когда-нибудь встречались со словом мораль?

- Что обозначает мораль в басне?

- Какое определение морали дано в учебнике?

Учитель дополняет

Слайд 9   Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов

Иллюстративный ряд.

-Всегда ли существовала мораль?

-Посмотрите на иллюстрации, (нагл. пособия «первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, современный мир») подумайте почему возникла мораль?

- С развитием речи и формированием простых правил общения возникла мораль, в каждом обществе возникла своя мораль.

Учитель зачитывает последний абзац на с. 9.

Вывод: Мораль возникла в результате осознания людьми необходимости правил, которые помогали жить. Любые поступки человека можно оценить: плохой он или хороший. Знания о плохом и хорошем предавались из поколения в поколение, постепенно они перешли в нормы поведения.

Слайд 10

– Существует «золотое правило морали»: Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе

– Оказывается, во всех религиях есть это «золотое правило».

Слайды 11, 12, 13   «Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе, буддизме

  «Возлюби ближнего своего» – одна из основных заповедей христианской культуры, Библия.

  «Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах», «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя» – цитаты из Корана для мусульман.

 «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» – заповедь буддизма.

Слайд 14

–Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?

- Какого человека можно назвать культурным?

 

Ответы детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры)

Работа в группах

От каждой группы выступает представитель

В толковом словаре Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 В  толковом словаре Даля: Дружба - обработка и уход, возделывание, возделка;  образование, умственное и нравственное;

По ходу рассказа делают записи в тетради

Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.

Ответы детей (русской, узбекской, восточных стран)

- Какие виды культуры существуют?

По ходу рассказа делают записи в тетради

Работа в группах – распределяют карточки в соответствии с инструкцией

Проверка выполнения задания

- материальную культуру и духовную

- Не узнали: что такое мораль и как она возникла.

Работа с учебником – выборочное чтение.

-Политическая, правовая, мораль.

Делают записи в тетради

- Читать мораль, мораль той басни такова

- Поучение.

Работа с учебником. Стр.9

Находят определение:

Мораль – система норм и ценностей, регулирующие поведение людей.

Рассматривают иллюстрации.

Высказывают предположения.

(возникновение определенных правил, обычаев)

Слушают рассказ учителя

 

доброта, сострадание, забота, уважение, ответственность, бескорыстность,  человечность, любовь,  великодушие, терпимость,  совесть,  милосердие, щедрость

Ответы детей

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

4. Применение теоретических знаний на практике

Работа в парах

– А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество. (Примеры: 1. Ваш товарищ просит списать домашнее задание, как вы поступите? Выскажите своё отношение к данному поступку. 2. Ваш друг подвернул на футболе ногу, и вы помогли ему дойти до дому. Но опоздали к ужину, и мама вас пожурила. Как вы объясните маме почему задержались?)

- А как, по-вашему, может ли культура существовать без морали?

– Цицерон сказал, что культура – это возделывание души человека.

– Поэтому понятия «культура» и «мораль» стоят так близко.

ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

- Поиграем в игру «Осуждаем-одобряем »

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаться.

Слайды 15-32 (Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным. Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных. Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню рождения.)

В парах придумывают ситуацию, демонстрируют результат совместной работы

Нет.– Мораль является элементом культуры

Показывают ответ при помощи сигналов.

Зеленый цвет – одобряются, красный – осуждаются.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм

5. Проверка полученных результатов. Коррекция

- Что такое культура?

- Какие виды культуры вы знаете?

- Что такое мораль?

- Нужна ли мораль человеку?

- Как можно связать слова мораль и культура?

- Продолжите предложение: «Культурный человек – это…»

- А теперь предлагаю вам проверить себя.

Тест «Как я понимаю моральные нормы?»

Слайд 33

Проверка – ключ на слайде, оцените свои ответы в баллах, подсчитайте общее количество баллов.

Слайд 34  Результаты теста   (Приложение)

Выполняют тест «Как я понимаю моральные нормы?»

Самопроверка

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

6. Рефлексия

- Какую цель мы ставили сегодня перед собой?

  Достиг ли урок цели?

-Поделитесь: какие выводы вы для себя сделали, закончив предложение:   Слайд  35

   Сегодня я узнал…

   Я понял, что…

   Я почувствовал, что…

   Я приобрел…

   Я научился…

   Я смог…

   Я попробую…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

   Мне захотелось…

Было интересно…

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Домашнее задание

Задание 4 на стр 9. Вместе с родителями составьте свой свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. Запишите в тетради.

Приложение

Тест «Как я понимаю моральные нормы?»

Выбери правильный ответ

 1 Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

     а) Извиниться, вернуть деньги покупателю    б) отпустить с миром;    в) отобрать все имущество и посадить в тюрьму.

2 Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

      а) пройдете мимо     б) попросите отпустить собаку;     в) присоединитесь к ним.

3 Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

   а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.

4 Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

     а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете. в) огрызаюсь

5 Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

   а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам.

6 Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:

    а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе.

7 Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

  а) категорически отказываете; б) спрашиваете: «А что мне за это будет?»; в) выполняете просьбу с легкой душой.

8 Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:

  а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеетесь над ним.

Оценка ответов

Ответ  

Вопрос1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

а

10

5

3

10

5

5

3

10

б

5

10

10

5

10

10

5

5

в

3

3

5

3

3

3

10

3

Результаты

60 – 80 очков У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.

 33 – 59 очков Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва» легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.

24 – 32 очка Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

по Основам религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Дружба», 4 класс.

Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.     Количество часов: 1 час. Класс: 4 классБазовый: учебник: Основы религиозных культур и светс...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»

Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные:  Углубить пре...