Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстрацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_kultura_i_moral.docx18.75 КБ
Файл urok_3_chast_1.pptx1.63 МБ
Файл urok_3_chast_2.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Основы светской этики.

 Урок по на тему: «Культура и мораль».

Автор- Учитель истории МОУ «Воткинский лицей» Растобарова Татьяна Викторовна.

ЦЕЛЬ:   Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

ЗАДАЧИ:

  1. Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
  2. Применение элементов  метода критического мышления.

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная  творческая работа, рефлексия.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока.

Презентация «Мораль».

- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

 «золотое правило» нравственности

- Мораль. Именно так и звучит первая часть  темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5-  золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

 “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

    “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

- А сейчас, я предлагаю вам  выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Работа в группах- мини сценки.

-- А как появилось это  золотое правило? Предположите.

- Мораль является  элементом культуры. А что такое культура?

  • Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.  
  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи

- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8

- Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.

Физкультминутка.

Программный диск.

Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.

 Интерактивная игра «Культура и мораль»

Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили,  что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

Рефлексия 1

        В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

        С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу,  в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура и мораль

Слайд 2

Что это за игрушка? Почему ее так назвали? Если ее толкнуть, что произойдет? Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит. А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?

Слайд 3

Как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право? Мораль

Слайд 4

Мораль Мораль (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение) Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.

Слайд 5

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.

Слайд 6

Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.

Слайд 7

Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

Слайд 8

Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.

Слайд 9

И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие

Слайд 10

золотое правило морали Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Слайд 11

Какие из этих поступков соответствуют золотому правилу морали, а какие нет? 1 2 4 5 6 3

Слайд 12

Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

Слайд 2

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.

Слайд 3

Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Слайд 4

Культура

Слайд 5

Материальная культура Результат человеческой деятельности, включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком;

Слайд 6

Материальная культура 2. Природные объекты, используемые человеком.

Слайд 7

Духовная культура Существует много видов духовной культура: 1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве); 2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе); 3. мораль – особый вид духовной культуры

Слайд 8

Это ценности и жизненные идеалы людей в государстве политическая культура

Слайд 9

Законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. правовая культура

Слайд 10

Народная мудрость Доброму человеку и чужая беда к сердцу. За добрые дела всегда похвала. Доброе братство – дороже богатства. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Добрые слова дороже богатства. Добрые дети – дому венец, злые – дому конец.

Слайд 11

Желаю удачи в ваших делах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Проект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Тема урока: «Зачем творить добро?»Модуль: «Основы православной культуры»Автор: А.В.КураевФорма: урокТип урока: комбинированныйЦель урока: формировать представления о добре и зле, как основных этически...

"Нравственные качества человека" - урок ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе

Данный урок способствует  расширению  знаний учащихся о нравственных качествах человека;раскрывает значимость основных нравственных качеств  для самого ребенка и   общества в ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...