Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстрацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_kultura_i_moral.docx | 18.75 КБ |
urok_3_chast_1.pptx | 1.63 МБ |
urok_3_chast_2.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Основы светской этики.
Урок по на тему: «Культура и мораль».
Автор- Учитель истории МОУ «Воткинский лицей» Растобарова Татьяна Викторовна.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся
ЗАДАЧИ:
- Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.
- Применение элементов метода критического мышления.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия.
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Ход урока.
Презентация «Мораль».
- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1
- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )
- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)
- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.
- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)
- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)
- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)
- А что у нас есть какие- то правила в поведении?
- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2
Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется
«золотое правило» нравственности
- Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.
-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)
- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5- золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.
Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.
“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”
- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.
- А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.
Работа в группах- мини сценки.
-- А как появилось это золотое правило? Предположите.
- Мораль является элементом культуры. А что такое культура?
- Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
- Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
- КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи
- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8
- Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.
Физкультминутка.
Программный диск.
Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.
Интерактивная игра «Культура и мораль»
Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.
Рефлексия 1
В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..
С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу, в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)
Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это за игрушка? Почему ее так назвали? Если ее толкнуть, что произойдет? Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит. А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?
Как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право? Мораль
Мораль Мораль (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение) Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.
Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.
Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.
Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.
И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие
золотое правило морали Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Какие из этих поступков соответствуют золотому правилу морали, а какие нет? 1 2 4 5 6 3
Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Культура
Материальная культура Результат человеческой деятельности, включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком;
Материальная культура 2. Природные объекты, используемые человеком.
Духовная культура Существует много видов духовной культура: 1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве); 2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе); 3. мораль – особый вид духовной культуры
Это ценности и жизненные идеалы людей в государстве политическая культура
Законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. правовая культура
Народная мудрость Доброму человеку и чужая беда к сердцу. За добрые дела всегда похвала. Доброе братство – дороже богатства. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Добрые слова дороже богатства. Добрые дети – дому венец, злые – дому конец.
Желаю удачи в ваших делах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...
Проект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе
Тема урока: «Зачем творить добро?»Модуль: «Основы православной культуры»Автор: А.В.КураевФорма: урокТип урока: комбинированныйЦель урока: формировать представления о добре и зле, как основных этически...
"Нравственные качества человека" - урок ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе
Данный урок способствует расширению знаний учащихся о нравственных качествах человека;раскрывает значимость основных нравственных качеств для самого ребенка и общества в ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...