Календарно - тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 4 классе с ОВЗ (ЗПР)
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Боляева Марина Владимировна

КТП по ОРКСЭ в 4 классе. 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_orkse_a.i._shemshurina_2025g.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

   №

 п/п

   Тема урока

Кол-  во

часов

    Дата

Основные вопросы и проблемы урока

       Виды

практической

деятельности

   Формы

отчётности

  Коррекция

    на уроке

I. Этика общения.

1.

Добрым жить на белом свете веселей.

1

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории.

Беседа.

Чтение произведения В. Осеевой «На катке». Обсуждение поступков.

Нарисовать рисунок по теме урока.

Формирование ценностного отношения к понятиям «добра» и «зла».

2.

Правила общения для всех.

1

Общение как одна из основных потребностей человека. Тактичность- важное условие общения.

Беседа. Чтение сказки Бондаренко «Солнечный зайчик».

Анализ жизненных ситуаций.

Найти пословицы по теме урока.

Формирование ценностного отношения к правильному общению, способности слушать других.

3.

От добрых правил добрые слова и поступки.

1

Проявление добра в нашей повседневной жизни.

Копилка добрых слов и поступков.

Игра «Выбери

правильный ответ».

Притча «О добре и Зле».

Отгадывание загадок.

Творческая работа «Вставь подходящие слова в пословицах»

Формирование умения вести диалог о значении добрых слов и поступков, умения совершать добрые поступки.

4.

Каждый интересен. Обобщение знаний по разделу «Этика общения».

1

Проявление индивидуальной особенности личности.

Знакомство со значением этических норм.

Работа над понятием «дружба».

Работа в паре «Разбей слова на два столбика» (помогает дружбе, мешает дружбе).

Чтение рассказа

В. Осеевой «До первого дождя».

Подготовка творческой беседы с членами семьи.

Способствовать формированию умения находить нужные слова при общении с другими.

II. Этикет.         4ч

5.

Премудрости этикета.

1

Понятие «этикет». Основные нормы этикета и их смысловые значения.

Игра «Собери посло -вицу».

Мини сценка «День рождения».

«Игра жестов»

Выборочное чтение (работа с учебником).

Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к нормам этикета.

6.

Красота этикета.

1

Этикет. Этикет и одежда.Речевой этикет.

Правила речевого этикета. Правила этикета за столом.

Работа со словарём (определение понятия «этикет»).Ознакомление с историей возникновения этикета.

Ролевая игра.

Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к нормам этикета

7.

Простые школьные и домашние правила.

1

Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета.  Суть требований этикета в жизненных ситуациях.

Обсуждение темы урока.

Комментированное чтение статьи по учебнику.

Ассоциации к понятию «правила».

Составить перечень соблюдения правил этикета дома.

Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к нормам этикета, которые должны соблюдаться в школе и дома.

8.

Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет».

1

Понятие «речь».

Смысл и эмоциональная окраска слова. Вековой опыт о главном в речи.

Обсуждение темы урока.

Разгадывание кроссворда.

Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Одни и те же слова», «Я хочу сказать своё слово».

Выучить наизусть стихотворение  И.А. Бунина «Слово».

Развивать умение составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства, умение слушать собеседника.

III. Этика человеческих отношений.

9.

В развитии добрых чувств- творение души.

1

Основа понятия «душа». Общее и особенное в понятиях  «душа», «дух», «духов- ность».

Чтение высказывания философа Омара Хайяма.

Слушание стихотворения Заболотского «Не позволяй душе лениться».

Чтение произведений о добре.

Способствовать формированию предста вления о духовно-нравственных качествах.

10.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

Значимость природы для человека. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.

Работа над посло- вицей «Природа-это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

Чтение сказки о дубе (работа по учебнику).

Прочитать произведение о природе (по выбору).

Развитие умения осознавать взаимосвязь природы и жизни человека. Развитие устной речи.

11.

Чувство Родины.

1

Смысловое значение понятия «Родина». Характеристика понятия «патриотизм».

Рассматривание иллюстраций символик России. Работа с пословицами.

Чтение стихотворных текстов о Родине.

Составить текст-  рассуж дение о Родине.

Развитие представлений школьника о духовном мире человека.

12.

Жизнь протекает среди людей. Обобщение знаний по разделу «Этика человеческих отношений».

1

Виды взаимодействий человека с людьми. Потребность

 доставлять радость людям и уважать себя.

Беседа.

Работа с учебником.

Игра «Улыбнись и скажи комплимент» (работа в паре). Притча «Два волка».

Игра «Собери пословицу».

Написать небольшое обращение к людям.

Формирование представлений о взаимосвязи чело- века с людьми, понимания того, что творить добро -духовная радость.

IV. Этика отношений в коллективе.      5ч

13.

Чтобы быть коллективом.

1

Значимые принципы коллективных отно- шений. Значение нравственной установки поведения в коллективе.

Позитивный настрой «Круг радости».  Блиц опрос.Ассоциации к слову «класс».

Чтение стихотворения О. Высотской «Ёжик».

Игра «Закончи фразу».

Формирование умения оценивать свои действия в коллективе, взаимоуважения.

14.

Коллектив начинается с меня.

1

Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Самооценка, самоопре -деление,самовоспитание.

Обсуждение вопроса «Что такое коллектив?»

Мини сочинение «Наш классный коллектив».

Игра «Хоровод».

Нарисовать рисунок своего класса.

Формирование у учащихся умения ценить в коллективе каждую личность.

15.

Мой класс – мои друзья.

1

Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность к дружес- ким отношениям.

Просмотр фотографий класса. Беседа о дружбе.

Игра «Опиши друга».

Чтение отрывка произведе- ния В. Осеевой «Долг», с  послед. обсуждением.

Выучить 3 пословицы о дружбе.

Развитие умения видеть состояние другого человека; развитие дружеских отношений в коллективе.

16.

Скажи себе сам.

1

Самооценка.

Самоопределение.

Самовоспитание.

Беседа.

Ролевая игра.

Работа по учебнику.

Подготовка  творческой беседы с членами семьи.

Способствовать развитию умения корректировать своё поведение в процессе преодоления обид.

17.

Ежели душевны вы и к этике не глухи… Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе».

1

Правило нравственности (формула отношения человека к себе через его отношение  к другим).

Как применять правило нравственности.

Беседа по вопросам.

Групповая работа по сказкам (хорошее и плохое поведение в коллективе).

Разгадывание кроссворда.

Прививать любовь и уважение к окружающим, обо- гащать словарный запас.

V. Простые нравственные истины.      4ч

18.

Жизнь священна.

1

Жизнь как главная потребность человека. Отличие

материальных и духовных потребностей.

Беседа.

Работа по учебнику.

Комментированное чтение рассказа.

Написать, что означает слово жизнь.

Развитие умения размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека.

19.

Человек рождён для добра.

1

Отражение жизни в народном творчестве. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок.

Беседа по вопросам.

Ролевая игра.

Работа с пословицами.

Чтение сказок и обсуждение прочитанного.

Подготовить пересказ сказки (по выбору) о добре.

Способствовать формированию понимания необходи- мости осознанного отношения к собствен- ным поступкам.

20.

Милосердие – закон жизни.

1

Значимость понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие». Нравственные истины

милосердия.

Беседа по вопросам.

Чтение и обсуждение высказываний и афоризмов о совести.   Работа по иллюстрациям к произведениям.    

Игра «Собери пословицы».

Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к понятию милосердия.

21.

Жить во благо себе и другим. Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины».

1

Конфликтные ситуации и  возможности их

решения. Тактичность и простые правила справедливости.

Беседа.

Чтение статьи.

Работа с иллюстрацией.

Формирование умения осознанно следовать прави- лам тактичного поведения.

VI. Душа обязана трудиться.           4ч

22.

Следовать нравственной установке.

1

Намерения и

поступки.

Позиция добра.

Труд и необходимые нравственные усилия души.

Беседа по вопросам.

Работа по учебнику.

Работа в паре по карточкам (выбрать положительные черты характера и отрицательные).

Нарисовать рисунок положи тельнойстороны характера и отрицательной стороны.

Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения.

23.

Достойно жить среди людей.

1

Понятия «достойно» и «достоинство».

Вера в себя и в собственные действия.

Беседа.

Работа с пословицами.

Работа над высказывания- ми: «Оценить по достоинству», «Ронять своё достоинство».

Творческая работа.(работа с толковым словарём)

Развитие у учащихся нравственных норм жизни на основе их разумности.

24.

Уметь понять и простить.

1

Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Контроль над своими порывами.

Упражнение «Угадай-ка».

Игра «Продолжи предложение».

Чтение стихотворения Эдуарда Асадова «Как легко обидеть человека»

Составить небольшой текст-рассуждение на заданную тему.

Способствовать умению соотно- сить своё поведе- ние с опытом поко лений.

25.

Простая этика поступков. Обобщение знаний пот разделу «Душа обязана трудиться».

1

Сущность простой этики поступков.

Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей.

Слушание песни «Неприятность эту мы переживём».

Игра «Продолжи предложение».

Работа по группам «Вставь пропущенные слова в произве дениях».

Формирование проявления терпимости и

дружелюбия при

взаимодействии с окружающими.

VII. Посеешь поступок – пожнёшь характер.                      4ч

26.

Общение и источники преодоления обид.

1

Основные формы общения и возможные источники возникновения обид.

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе.

Работа с иллюстра- циями.

Значение слова «обида». Игра «Подбери синонимы».

Творческ4ая работа (составление правил дружбы»

Нарисовать портрет обиды.

Способствовать развитию умения прощать других, преодолевать свои обиды.

27.

Ростки нравственного опыта поведения.

1

Причины негатив ных состояний человека и возможности их изменения.

Составление плана работы.

Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».    Обсужден6ие прочитанного .

Выучить отрывок из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Формирование у учащихся привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

28.

Доброте сопутствует терпение.

1

Причины и результаты терпеливости.

Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Игра-путешествие по станциям «Сказочная», «Словарная»,«Солнечная».

Чтение отрывка сказки «Три дочери». Обсуждение прочитанного.

Работа в парах «Собери пословицу».

Способствовать формированию умения анализиро вать своё поведение.

29.

Действия с приставкой «СО» - вместе. Обобщение знаний по разделу.

1

Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.

Слушание записи песни

Н. Добронравовой и А. Пахмутовой  «Вера».

Работа в группах (выбор карточек с качествами, которыми должен обладать настоящий человек)

Написать качества настоящего (хорошего) человека.

Способствовать формированию духовных ценностей через проявление милосердия, заботы о слабых.

VIII. Судьба и Родина едины.           4 ч

30.

С чего начинается Родина…

1

Многообразие и единство духовных традиций народов России.

Связь семьи и Родины.

Рассматривание иллюстра -ций символик России.

Работа с пословицами.

Чтение стихотворных текстов о Родине.

Рассказ о символическом значении герба.

Развитие представлений школьника о духовном мире человека.

31.

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

Основы чувства любви к матери и Родине.

Работа над понятиями «патриот» и «гражданин».

Дидактическая игра «Что мы можем?»

Чтение статьи в учебнике по теме урока

Развивать познаватель ную и творческую активность, умение вести диалог.

32.

Человек- чело  века.

1

Человек как образ века.

Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важ -ных качеств человека.

Беседа по вопросам.

Работа по учебнику.

Упражнение «Определи важные качества современного человека…»

Написать важные качества современного человека.

Способствовать формированию уважения к окружающим.

33.

Слово, обращённое к себе. Обобщение знаний по разделу «Судьба и Родина едины».

1

Применение полученных знаний на практике.

Подготовка к творческому проекту.

Составление плана презентации на выбранную учащимися тему.

Работа по составленному плану.

Развитие представлений школьника о духовном мире человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс Православие...

Календарно- тематическое планирование уроков ОРКСЭ ( модуль ОПК)

Календарно- тематическое планирование уроков ОРКСЭ в рамках модуля ОПК расчитано на 34 часа по учебнику  А.В.Кураева...

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс.

Аннотация к календарно – тематическому  планированию по основам религиозных культур и светской этики в  4 А классе1 полугодие ( 16 часов)2 по...

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ  класс...

календарно -тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс

календарно -тематическое планирование 4 класс ...