Классный час по ПДД "Азбука добра"
классный час по обж (1 класс) по теме

Корякова Юлия Хазретовна

Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:

- историю возникновения ПДД;

-дорожные знаки;

- сигналы светофора;

-виды транспорта;

-причины ДТП;

-правила движения на велосипеде;

-правила движения по дороге.

Уметь:

-ориентироваться в дорожных ситуациях;

-оценивать своё поведение на дороге;

-объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть и наши дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

38% ДТП с участием детей приходится на период с 15.00 до 21.00, т.е. в свободное от учебы время, наиболее аварийный день недели- пятница. Возрастной группой риска являются дети от 10-16 лет-60%. По категориям участников дорожного движения 69% составляют пешеходы, 2% велосипедисты,29% пассажиры. 42% ДТП совершено по вине детей, поэтому для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обращать внимание не только на поведение детей, находящихся на улице,  но и на нарушения Правил дорожного движения водителями и взрослыми.

Положительная тенденция к уменьшению числа ДТП с участием  детей прежде всего связана с проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма, систематически проводимых в школе. Ведется активная пропаганда детских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, занятия в школе ЮИД, непосредственно изучение правил дорожного движения, отработка практических навыков пешехода на площадке ПДД , размеченной на школьном дворе.

Однако проблема ДДТТ по-прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение ДДТТ является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школам.

Решением такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у учащихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:

- историю возникновения ПДД;

-дорожные знаки;

- сигналы светофора;

-виды транспорта;

-причины ДТП;

-правила движения на велосипеде;

-правила движения по дороге.

Уметь:

-ориентироваться в дорожных ситуациях;

-оценивать своё поведение на дороге;

-объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Тема: «Азбука безопасности»

Цельповторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников.

Задачи:

  • выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,
  • повторить правила поведения на улице и в транспорте,
  • развивать мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня «Автомобили».

У.: Приближается пора школьных каникул. Вы больше времени будете проводить на свежем воздухе. 
Сегодня мы поговорим с вами 
(1 слайд): А + Б. 
А – первая буква Азбуки. С азбуки начинается грамотный человек. Без знания букв не прочтешь слов. А мы с вами учимся азбуке дороги – это правила безопасности. А что такое безопасность? Вот и вторая буква – Б. Соблюдать любые правила необходимо, а на дороге – обязательно, иначе случится беда.( 2 слайд) А кто нам будет помогать вы поймете, отгадав загадку:

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый, 
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.

Д.: Светофор. (3 слайд)

Заходит клоун Светофорик

С.:  Для чего нужен светофор?

Д.: Помогать пешеходам правильно переходить проезжую часть.

С.: А машинам я нужен?

С.: Да, я указываю, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

С.: А знаете, почему у меня такое имя? (4 слайд) Слово Светофор состоит из двух частей: “свет” и “фор” – от греч. “форос” – несущий. Что означает несущий свет, носитель света. Он несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета не случайны – они яркие и заметны в любую погоду.

Д.:

1. Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.

2. Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт! (5 слайд)

3. Если желтым глазком
Светофор подмигнет,
Приготовься идти,
Он сигнал подает. (6 слайд)

4. А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт. (7 слайд)

5. Свет зеленый, но, пожалуй, 
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.

У.: Зеленый свет светофора ждет пешеход около 30 секунд. Ничтожно мало. А какими страшными они могут оказаться, если не слушаться светофора.

Игра “Светофор”. Светофорик показывает круг зеленого цвета – дети топают ногами, круг желтого цвета – хлопают в ладоши, круг красного цвета – тишина.
У.: А когда нет светофора:

Д.:

Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины сразу встали
И не едут никуда.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (8 слайд)

У.: Постовой, или регулировщик, регулирует движение, указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет важный разговор. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык жестов регулировщика. В руках у него полосатый жезл. Полоски на нем не простые, они светятся в темноте, чтобы водители и ночью видели инспектора. 

Игра: А вы, ребята, понимаете жесты регулировщика? Встаньте, возьмите в руки карандаши. Это ваши жезлы. Покажите, как должен стоять постовой, показывая красный свет, желтый, зеленый.

Практическое задание для командиров групп: движение по сигналам регулировщика.

У.: Мы с вами на дороге. Много машин движется по шоссе, и все они разные.  
– Какой транспорт перевозит пассажиров? 
(Автобусы, такси – общественный транспорт.)
– Какой транспорт перевозит грузы? 
(Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы – грузовой транспорт.)
– Какие машины помогают убирать улицы? 
(Снегоочистительные, поливальные.)
– А какие перевозят продукты? 
(Фургоны “Хлеб”, цистерны “Молоко”.)
– А какие специальные машины вы знаете? 
(“Скорая помощь”, пожарная, милиция.)
– Сколько машин на дорогах! С малых лет и до старости люди ездят в трамваях, на автобусах, переходят улицу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. Для того чтобы двигаться по улице, необходимо знать азбуку города. У улицы точный язык – язык знаков.

Д.: (9 слайд)

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда, 
Чтоб не случилась с тобою беда.

У.: Дорожная азбука – это дорожные знаки. А на какие группы делятся дорожные знаки? (10 слайд) (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.)

Практическая работа: Распределите знаки, лежащие на столе, по группам. (Учащиеся у доски прикрепляют знаки под названием группы и называют их.)

У.: А для чего мы изучаем эти знаки? (Чтобы знать ПДД, быть грамотными пешеходами.)
– А на какие знаки надо обратить особое внимание? Они нам говорят, что опасно для жизни и здоровья.
(Запрещающие.)
Послушайте загадки и угадайте, о каком знаке идет речь.

Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.

(Запрещение движения пешеходов)

Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.

(Место парковки)

Лена с Катенькой в тревоге: 
Нужен доктор им в дороге.
– Не смотрите грустным взглядом!
Помощь близко! Доктор рядом!

(Медпункт рядом)

Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята
Со всех ног бегут куда-то.

(Осторожно – дети!)

Д.:

Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый

Стук в дверь. Заходит инспектор ГИБДД:

И.:– Неужели я опоздал? Здравствуйте, ребята, здравствуйте, друзья мои! Давно мы с вами не встречались, правда? И ведь неудивительно:

Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и пистолетом
На посту зимой и летом?
Поселковый постовой:
Это тоже часовой!

Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.

Ну, а у вас все в порядке? Вы и ПДД хорошо знаете, и не шалите на дорогах? Правда? А сейчас это и проверим. Знаете ли вы песни и стихи о ПДД?

Дети исполняют: песню “Помни” (слова В.Мурзина, музыка С.Миролюбова.)

1 ученик

Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.

2 ученик

Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.

3 ученик

Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход

4 ученик

Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.

Зеленный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.

Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.

5 ученик

Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.

6 ученик

Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.

Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.

И.:

– Молодцы, ребята. Скоро конец вашего первого учебного года. Я вас поздравляю. А чтобы вы были здоровыми и веселыми в следующем учебном году, сегодня мы поиграем в игру “Знай и отвечай”. Вопросы будут интересные, а ответы полезные.

 За каждый правильный ответ ученик получает дорожный знак. В конце урока определим победителя. У кого больше дорожных знаков – тот и победил.

Вопросы викторины

  • Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар.)
  • Как пешеходы должны ходить по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
  • При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленном.)
  • Где нужно переходить улицу? (На пешеходном переходе.)
  • Вот большой зеленый сквер “Ура”, а получиться “Уа”!.. Что означает этот дорожный знак. (Стоянка.)
  • Нарисован человек, землю роет человек. 
    Почему проезда нет? 
    Может быть здесь ищут клад?
    И старинные монеты в сундуке большом лежат? 
    Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный кто-то?

Что за знак? (Ремонт дороги.)

  • Отчего бы это вдруг стрелки дружно встали в круг. 
    И машины друг за другом мчатся весело по кругу? 
    Что такое, в самом деле, словно мы на карусели?..

Что означает знак? (Круговое движение.)

  • Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Нет.) Почему?
  • С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу. (С 14 лет). А где кататься детям до 14 лет? (Во дворах, парках, площадках)
  • Можно ли велосипедистам выпускать руль из рук? (Нет.) Почему?
  • Я хочу спросить про знак, 
    Нарисован знак вот так : 
    В треугольнике ребята, 
    Со всех ног бегут куда-то, 
    Мой приятель говорит :
    “Это значит – путь закрыт”.
    Там спортсмены впереди, 
    С номерами на груди.
    На дороге – эстафета, 
    Надо ж детям бегать где-то, 
    Но боюсь, однако, смысл другой у знака…

Какой же смысл этого знака, ребята? Что же он значит? (Осторожно, дети).

  • Машины мчат во весь опор,
    И вдруг на встречу знак. 
    Изображен на нем забор?
    Я тру глаза, в упор – 
    Шоссе закрыто на запор?!
    Нет, что-то здесь не так.
    Заборы строят на пути, 
    Кому на ум придет? 
    А как баранку не крути, 
    Тут нет пути в обход!
    Разгадку мигом я нашел:
    решил художник пошутить, 
    знак говорит, что надо машинам 
    притормозить, и… лезть через забор, 
    возможно, знака смысли иной, 
    но кто подскажет мне какой?

(Переезд со шлагбаумом.)

PS: Кроме названий дорожных знаков дети должны вспомнить, где они устанавливаются и где эти знаки встречаются в их селе (городе).

И.: Ребята, мне с вами очень интересно, вы очень много знаете о ПДД и на вопросы викторины ответили правильно. А сейчас я с вами прощаюсь. До новых встреч!

Экзаменационные занятия в группах.

Задание1: На доске написаны слова с пропущенными буквами, вставить букву и объяснить:

Авт_мобиль
в_дитель
м_шина
тр_туар

п_сс_жир
д_р_га
ст_янка
ш_фер.

Задание2: Отгадайте ребусы:

  З   
КИ

ДО рис. РОГА

рис.МАК* рис. ШИНА

Игра: Я задаю вопрос, если согласны – отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”

– Кто из вас в салоне тесном уступает старшим место?
– Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
– Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

У.: А сейчас мы проверим, какими вы были внимательными.

Дети работают с раздаточным материалом, заполняют тест.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”.

 

1.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

 

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

 

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

 

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

 

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

 

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Проверка выполнения заданий.

Итог: Какие правила мы повторили?

Д.: Назначения дорожных знаков, значение жестов регулировщика, как должен вести себя пешеход на улице.

У.: Послушайте советы по поведению на улице:

Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар.

На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом. (11 слайд)

Вручение светоотражающих  стикеров

Посещение выставки полицейской техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Спешите делать добро"

Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...

Классный час "Путь к доброму здоровью"

Классный час проводился в рамках акции " В защиту жизни" по пропаганде и и молодёжи. формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи....

классный час "Путь к доброму здоровью"

Классный час предназначен для учащихся 2-3 классов. Содержит презентацию о здоровом питании, сценку "Не забывайте чистить зубы", загадки об овощах и фруктах, выступление агитбригады. Материал для клас...

классный час "Святая мать добром спасет"

В последние дни ноября мы отмечаем праздник – День матери. В этот день мы с особой теплотой вспоминаем о самых близких людях – мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем!Цитата: «Есть п...

классный час "Дарите людям добро"

Детей с детства необходимо учить делать людям добро. В классном часе использованы пословицы о добре, понятия "добра"....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....