Внеклассное занятие "Пожарная безопасность"
методическая разработка по обж по теме

Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жесткое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире человечество платит пожарам безумную – ежегодно это тысячи жертв, гибель ценностей, исчиcляемых триллионами рублей. С начала 2009 года в Чувашской Республике зарегистрировано 677 пожаров, прямой материальный ущерб от которых оценивается в 24 609, 8 тысяч рублей (аналогичный период 2008 года –721 пожар, материальный ущерб – 18 530, 5 рублей). В огне погибли 63 человека, в том числе три ребенка (в 2008 году – 66 человек, в том числе четыре ребенка). Основной путь уменьшения пожарной опасности – это предельная внимательность каждого человека к угрозе пожаров, отчетливое понимание реальности этой угрозы. Обучение населения правилам пожарной безопасности должно начинаться с детских дошкольных учреждений, продолжаться в школе, училище и других образовательных учреждениях. На проблему пожаров от шалостей детей, их травматизма и гибели нет, и не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую четко скоординированных действий учителей, воспитателей, родителей, всех членов общества. Большое значение приобретает изучение в школах и внешкольных учреждениях правил пожарной безопасности и формирование у учащихся навыков их неукоснительного выполнения. Нельзя при этом забывать, что любая форма обучения, пропаганды тогда действенна, когда они ведутся интересно, живо. Только конкретная, эмоционально окрашенная пропаганда способна оставить след в сознании ребенка, его родителей. В связи этим я разработала внеклассное мероприятие по теме: «Пожарная безопасность» для детей 1-4 класса. Цели: Научить детей выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности. Разъяснить им опасность игр и шалости с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, вызывать пожарную помощь. Сформировать у детей навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях. Вооружение школьников знаниями по ОБЖ. Воспитать стремление и интерес к профессии пожарных. Ожидаемый результат: Уменьшение количество пожаров по вине детей. Здоровый ребенок. Умение выходить из чрезвычайных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_ppb.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пожарная безопасность.

Цели и задачи:

  • Научить детей выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности.
  • Разъяснить им опасность игр и шалости с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, вызывать пожарную помощь.
  •  Сформировать у детей навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Вооружение школьников знаниями по ОБЖ.
  • Воспитать стремление и интерес к профессии пожарных.

Ход занятия:

1. Ведущий: Поставив вместо чисел буквы, вы можете узнать, о чем мы сегодня будем говорить.

1

2

4

3

6

5

3

7

1-п  2-о  3-а  4-ж  5-н  6-р  7-я

1

3

4

2

5

7

6

9

2

6

8

10

1-б  2-о  3-е  4-з  5-п  6-с  7-а  8-т  9-н  10-ь

Ведущий: Правильно, ребята. Сегодня мы будем разговаривать по теме: «Пожарная безопасность». 

2.Рассказ  истории о появлении первого пожарного обоза в Чувашии.

Ведущий: На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди – пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Ровно 200 лет назад в Чебоксарах появился первый пожарный обоз

В воскресенье, 30 апреля, - День пожарной охраны. Но многие ли из нас знают о том, как зарождалась история пожарной охраны Чувашии?

Да, огонь – постоянный спутник человека. Он создает и одновременно несет разрушающую силу. С появлением городов – крепостей на территории Чувашии для тушения пожаров стали привлекать стрельцов и другой служивый люд.  В это время в  Чебоксарах было освоено литейное и гончарное дело. По указу императрицы Екатерины II все ремесла, которые были связаны с огнем, выносились за город, чтоб пожару и огня от них не было.

К сведению, на вооружении у пожарных была бочка с водой, ручной насос и паровой котел, в котором нагнетался пар, чтоб воду подавать на более дальние расстояния. Все пожарные были высокого роста, меньше 175 см роста в пожарную команду тогда не принимали, и все обязательно должны были быть с усами.

Впервые в Чебоксарах вопрос об организации пожарной службы был поставлен в 1806 году. Это была первая боевая единица – пожарное подразделение – обоз, способная в любое время по сигналу тревоги доставить к месту пожара бочку с водой, заливную трубу и другое противопожарное вооружение.

К концу 19 века во всех городах Чувашии пожарные обозы не сдавались на наем содержателю, а городские управы сами нанимали к ним рабочих, оплачивали им жалование, содержали противопожарное оборудование.

 Только в 1880 году была образована первая выездная штатная пожарная команда в Чебоксарах. Пожарная команда состояла из брандмейстера и 7 человек служителей. На вооружении команды имелись конно-бочечный ход, 7 заливных труб, 2 ручных гидропульта, 7 водовозных бочек, 2 полотняных рукава, 5 войлочных щитов, 2 уплаты, 4 лестницы, 20 больших и малых багров и вил, 7 молотков, 8 топоров, по 20 ведер, лопат и фонарей.

С 1870 года пожарные обозы в городах Чувашии начали содержать сами городские управы. Нанимался брандмейстер, руководитель пожарной команды, служители к пожарному обозу, из которых составлялась пожарная команда.

Пожарные проходили специальную подготовку. Скорость выезда была основой этой подготовки.

3. Огонь – друг человека.

Ведущий: Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям  в повседневном быту и на производстве.

      А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

   Ведущий:  Чем опасен огонь? Случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

4. Отгадывание загадок.

Ведущий: Как вы думаете, из-за чего может возникнуть пожар?

- Как нужно правильно общаться с электроприборами? А теперь попробуйте угадать, о каких электроприборах пойдет речь.

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.               (Ответ: пылесос.)

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок –

Развеселый огонек.                   (Ответ: лампа.)

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Электричество берет,

Быстро крем он вам собьет.         (Ответ: миксер.)

Не радио, а говорит,

Не театр, а показывает.              (Ответ: телевизор.)

Гладит все, чего касается,

А тронешь – кусается.           (Ответ: утюг.)

В нашей кухне круглый год

Дед мороз в шкафу живет.         (Ответ: холодильник.)

5. Ситуация.

А теперь расскажите, как нужно поступить в данных ситуациях.

Ситуация 1

Если ты смотришь телевизор и вдруг видишь, что он задымился…

(Ответ: необходимо отключить телевизор от сети, затем накрыть его плотным одеялом, а если после этого появился огонь – вызвать пожарных.)

Ситуация 2

Ты нашел спички, как с ними поступишь? (Ответ: играть с ними нельзя, нужно отдать взрослым.)

Ситуация 3

Ты остался дома один, но тебе нужно подогреть себе пищу. Как лучше это сделать? (Ответ: аккуратно подогреть еду, пользуясь плитой.)

. 6.Давайте попробуем разгадать кроссворд

  1. Не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне, т.к. он…..(горячий) 
  2. Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

  1. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

  1. Летела мошка –

Осиновая ножка.

На стог села –

Все сено съела. (Спичка.)

7. Правила пожарной безопасности.

Ведущий: Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности:

•  не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;
• не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, чердаках, в подвалах;
• не включайте газовые плитки и колонки;
• не играйте с электронагревательными приборами;
• не бросайте спички в бочку с бензином, и в пустую бочку из-под него (может произойти не только пожар, но и взрыв);
• не поджигайте тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут среди этой травы, но и приводит к пожару.
 но если все-таки случился пожар, необходимо знать, что нужно делать.

При возникновении пожара:
• позвоните по телефону «01» или по сотовому телефону «112», сообщите адрес и что горит;
• если рядом есть взрослые, позовите их на помощь;
• если комната заполняется едким дымом, закройте рот и нос мокрой тканью, прижимаясь к полу, срочно покиньте помещение;
• если на вас загорелась одежда, падайте и катайтесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло;
• не тушите водой электроприборы, находящиеся под напряжением (т.е. включенные в электросеть), это опасно для жизни;
• не прячьте в задымленных помещениях в укромные места;
• если во время интересной телепередачи вы увидели, что из телевизора пошел дым, нужно отключить телевизор, позвонить в пожарную охрану и позвать на помощь взрослых.


8. Деловая игра «Наш номер – 01».

Дети учатся вызывать пожарных по телефону «01», правильно сообщая свой адрес.

Ученик 1: Запомните, дети,

                 Правила эти!

                 Ты о пожаре услыхал –

                 Скорей об этом дай сигнал.

Ученик 2: Пусть помнит каждый гражданин:

                Пожарный номер 01.

                «01» - запомните этот телефон.

                В случае пожара пригодится он.

8.Частушки.

Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.

То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.


Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Разводить огонь у дома
Строга запрещается,
Так как может тот огонь
Перекинуться на дом.

Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
А то вдруг пожар случится
Не сумеем обернуться.

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 0-1,
Сразу все уладиться.

Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!

Помни каждый гражданин этот номер ...
Ноль один.

Дым увидел — не зевай и пожарных ...
Вызывай.

Ведущий: Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности, поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте осторожно в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

Литература:

  1. Боброва Н. К., Федоров Н. И. Азбука вашей безопасности: Методическое пособие для учителей начальной и средней общеобразовательной школы и работников дошкольных учреждений. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1999.
  2. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И., Резенова Е. Л.. Внеклассные мероприятия: 1 класс.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006 г.
  3. Маторина О. Г. Осторожно: опасность!// Управление начальной школой. 2009 г., №7.