Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса
календарно-тематическое планирование по обж (3 класс) на тему

Ситникова Наталья Валерьевна

Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivykh_nauk_3_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Актуальность.                                                                                             

 В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

    Содержание   рабочей программы  предполагает решение   следующих задач:

  • обучить навыкам общения и сотрудничества;
  • сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в  процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

   Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.
  • Бойся обидеть человека.
  • Люби и прощай людей.
  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Ролевые игры;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Тренинги общения;
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 
  • Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

          Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

      В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Программа адресована учащимся 3 Б  классов  и рассчитана на 34 часа Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Содержание занятий.

«Школа – территория толерантности»

1 занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.

 2 занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

 3 занятие. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

4-5 занятие.  Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

6-7 занятие.  Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

8-9 занятие. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

10 занятие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

11 занятие. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

12-13 занятие. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15 занятие. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

16 занятие. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

17 занятие. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

18-19 занятие. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20 занятие. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

 21-22 занятие.   Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

24-25 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

26-27 занятие. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

28 занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

29  занятие. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

30 занятие. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.

31 занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое  подходит больше всего именно ему.

32 занятие. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

33 занятие. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.

34 занятие. Обобщить знания по курсу «Школа – территория толерантности», ролевая игра.

Список литературы.

     Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  5. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  6.  Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  3. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  5. Осеева В.А. Волшебное слово
  6. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  7. Русская народная сказка. Лиса и Журавль.  

Тематическое планирование

Темы занятий

1.

Азбука этики. Основные понятия этики.

2.

Учимся жить вместе. Наш класс.

3.

Как я выгляжу.

4.

Я – личность. Мои роли.

5-6

Нравственные сказки. Сказки о вежливости.

7.

Устав – основной закон школы.

8.

Человек и его имя.

9.

Я и мои друзья.

10.

Верность слову.

11.

Речевой этикет.

12.

Умение общаться.

13.

Этикет в общественных местах.

14.

Библиотека – хранительница знаний.

15.

Отзывчивость и доброта.

16.

Моё поведение.

17.

Чем богат человек.

18.

Мои чувства.

19.

Моё настроение.

20.

Школьный этикет.

21.

Зачем быть вежливым.

22.

Обязанности ученика в школе и дома.

23.

Ты и твоё здоровье.

24.

Я познаю себя и других.

25.

Формы моральной оценки и самооценки.

26.

Культура поведения человека.

27.

Как человек принимает решение. Принимать решение нелегко.

28.

Ограничения и самоограничение.

29.

Каждый выбирает по себе.

30.

Я учусь быть самостоятельным.

31.

Праздничный этикет. День рождения.

32.

Наш класс.

33.

Обобщающий урок.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная речь. Урок-путешествие в страну вежливости 2 класс

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.Задачи:Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, п...

Классный час "Звездный час" вежливости" (2 класс).

На классном часе реализуется системно-деятельностный метод, все задания, этапы занятия проводят дети.  Имеются сценки, стихи, создание плаката....

Классный час "Ежели вы вежливы..." 2 класс

Материалы для проведения классного часа во 2 класе о вежливости....

Внеклассное мероприятие "Что такое вежливость", 1 класс

Цель внеклассного мероприятия формировать вежливое отношение к окружающим....

Открытый урок по теме"Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по теме"Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...